Дворик в стиле трэш. Бизнесмен построил под Минском сюрреалистичный участок с танками, пушками, пирамидой и колокольней

Автор: Дмитрий Мелеховец. Фото: Анна Иванова
04 июня 2017 в 8:00

Лет двадцать назад в поселке Валерьяново что-то пошло не так. Какой-то чудак начал строить забор из камней, танков, пушек, колес, двигателей и еще какой-то ерунды, которой прадед грядки окучивал. В общем, не забор, а бог знает что: никакого тебе металлопрофиля и бетонного винограда, кирпича и дерева, да и вообще все странно. С годами поселок успел обрасти дорогими и комфортными особняками, а хозяин этого всё продолжает делать что-то непонятное. Говорит, это постмодерн. Соседи переспрашивают. Николай Эдгардович Ивановский уже много лет пытается сделать свой участок самым необычным в округе. Пока получается.

Валерьяново — элитный поселок за пазухой столицы. Хотите посмотреть, как люди живут, приезжайте сюда на экскурсию, а заработаете полтора миллиона долларов (зарплаты же растут!) — сможете купить тут роскошный желтый дворец. Коттедж Николая стоит чуть меньше, но сразу бросается в глаза на фоне всей этой роскоши. Бизнесмену это определенно нравится.

— Кто-то марки собирает, кто-то жуков, кто-то монеты, а я ландшафт превращаю во что-то нестандартное. Такое у меня хобби. Страна у нас небогатая, поэтому соседи не понимают, зачем я такой ерундой занимаюсь. Говорят, лучше бы дом достраивал вместо этого безобразия, — встречает у калитки Николай и ведет вдоль забора.

— Забор задумывался как первая линия обороны. Он сделан в белорусском национальном стиле. Мне нравится постмодерн, сюрреализм: они подразумевают смесь разных стилей и направлений. Здесь важен смысл. Чтобы лучше воспринимать увиденное, рекомендую просматривать фотографии под музыку группы «Ленинград», — улыбается хозяин и ведет на экскурсию.  

Забор выложен из камня. На башнях орнамент из старинных белорусских церквей. На оборонительных вежах изображены религиозные символы. К религии Николай отношения не имеет, для него эти знаки — история.

Каждая секция забора является законченным полотном и несет определенный смысл.

Каждый кусочек я детально продумывал, тратил на это много времени. Архитектура — это не компот, в который накидали всего на свете, а потом попробовали и узнали, вкусно получилось или невкусно. Тут все осознанно.

Увиденное можно по-разному воспринимать: можно искать смысл, а можно просто видеть железяки в заборе: кому как больше нравится.

На заборе установлен станковый пулемет, система привода, лента, под ним закопан настоящий танк. Для чего ж еще нужен забор, если не для защиты от врагов?


С другой стороны калитки в заборе прослеживаются языческие символы: шесть столбов, по задумке автора, символизируют мужское начало. Чуть дальше — стахановский молоток как символ труда, модель самогонного аппарата, сечкарни, колеса, борона... Из таких деталей сделан забор по всему периметру. Пока он не завершен, но торопиться художник не намерен:

— Если бы у меня стояла задача поставить забор, я бы сделал его за лето. У меня же цели другие. Это кропотливая работа, требующая времени, а главное — идей. Этот забор делается уже 15 лет, и заканчивать я пока не планирую.

Заходим на участок. У калитки растет несколько кедров, к ветвям которых приделаны металлические грузы. Очередная инсталляция или процесс создания бонсая — неясно. Двор достаточно зеленый: Николай выращивает несколько видов можжевельника, туи и ели.


На крыше дома стоит несколько металлических динозавров, связанных в единую цепь. Таким хозяин увидел громоотвод.

-- Когда-то в этот дом ударила молния и уничтожила добрую половину постройки. Я его купил недостроенным, доделывал все сам. Решил сразу громоотвод поставить, чтобы больше беды не случилось. 

— В доме у меня все просто, ничего интересного там нет. Мне нравится именно ландшафтный дизайн, — ведет по двору бизнесмен.

Сам же дом спроектирован в «замковом» стиле, некоторые окна заставлены мешками с песком. Бизнесмен утверждает, что там стоят пулеметы.

Справа от коттеджа греются на солнце два настоящих танка, украшенные граффити. Николай получил их после съемок первого белорусского сериала, который снимался как раз на этом участке.


Возле забора расположен обзорный цоколь высотой метров в пять. По нему вьется виноградная лоза, сверху стоит пушка. Почему бы и нет? Мой дом — моя крепость.

Проходим вглубь участка и упираемся в каменную пирамиду, с одной из сторон которой вверх ногами растут помидоры в пластиковых бутылках.

— Я помидоры не очень люблю, поэтому мучаю их, — улыбается художник.

Пирамида получает энергию из космоса и направляет ее в сторону помидоров, так я изучаю ее паранормальные свойства. Скоро заведу еще вьетнамских свиней, которые будут жить в бетонной чаше. К тому же, пирамида сбивает настройки приборов в пролетающих самолетах, и они вынуждены облетать мой дом стороной, — придумывает хоть какое-то объяснение надобности пирамиды возле частного дома Николай.
Вид внутри пирамиды впечатляет: оттуда она кажется намного выше. Часть стен сделана из пустых стеклянных бутылок, которые служат хорошей теплоизоляцией. Каждую из них хозяин опустошил сам (будем считать, что специально для постройки сооружения).
Рядом еще одна незаконченная инсталляция, сделанная из камня, советских писсуаров и четырех двигателей от старых автомобилей.

Если кто не понял, это фрегат

В углу еще одна незаменимая в доме конструкция — функционирующая колокольня православного типа.

— Все эти колокола привезены из церквей со всех уголков Беларуси. Товарищ занимается переплавкой, привозит их мне по цене металла. Есть даже колокола, пробитые пулями. Для церкви они ценности не представляют, а я с удовольствием покупаю.

Это для общения с богом без посредников, чтобы можно было из дома не выходить, — снова улыбается дизайнер-любитель.

Сложно подсчитать, сколько тонн металла находится на участке мастера. Каждый квадратный метр отдан определенной тематике, коих немало. Одна из инсталляций посвящена теме мототехники.

— Недалеко от этого дома в 70-е был мотоклуб и гоночное кольцо. Сейчас движухи уже почти нет, а через пять лет, наверное, совсем не будет. Решил увековечить.


Есть у хозяина и коллекция сечкарен. Не самое популярное хобби.


Рядом находится печь, которая была построена в 1994 году. Ее Николай вместе с товарищем собирали собственными руками. Печь до сих пор работает.

Небольшое помещение, которое с виду напоминает просто груду камней, на самом деле является летней баней, в которой можно погреться в холодную погоду (в этом году она особенно актуальна). А в теплые дни это еще и водопад с гротом.

Бизнесмен проводит на задний двор, где стоят ворота еще грандиознее. Рядом с ними сложена груда камней, которые ждут вдохновения.

— Когда мы сюда заселились, тут почти ничего не было, только пара домов да плохая дорога. Все делали сами, разрастались. Сейчас здесь уже около 400 домов, но такого, как у меня, ни у кого нет. Соседи как-то проще на жизнь смотрят. У них цели правильные, земные. Им непонятна моя мотивация: от этого же ни молока не будет, ни яйца! Зачем тогда? Но по мне, это гораздо лучше грядки с картошкой и пары куриц.


От редакции: знаете о существовании необычного частого дома? Пишите на dm@onliner.by

Читайте также:

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. sk@onliner.by