Жилой комплекс «Маяк Минска» должен был стать визитной карточкой столицы, ее вторым дыханием и первым суперсовременным районом. Когда застройка только планировалась, из уст девелоперов вылетали громкие слова и обещания — комплекс сравнивали с Дубаем и Макао и пророчили ему великое будущее. Будущее настало, правда, не столь великое, как ожидалось.
Сегодня, когда многие высотки уже стоят на своих местах, а большая часть прилегающей территории благоустроена и закатана в асфальт, не грех будет вспомнить некоторые обещания застройщика, которые с радостью распространял один из гостелеканалов: «На долю жилья придется 60% застройки. Инфраструктура более чем продуманная: магазины, рестораны, химчистки, парикмахерские, банки, гипермаркет и даже аквапарк! На территории, прилегающей к комплексу, вырастет школьная деревня со стадионом, библиотекой, детскими садами, начальной, средней и спортивной школами. Фокусом комплекса станет административно-жилое здание в 78 этажей, и мы сможем полюбоваться панорамой столицы с 300-метровой высоты. На самом верхнем этаже расположится вращающийся ресторан. Второй вкусной изюминкой проекта станет крытый водный канал, который пройдет от здания-доминанты до фонтанов. По нему можно будет прокатиться на гондоле. Зимой фонтаны превратятся в катки. А вдоль канала расположатся магазины ведущих мировых брендов».
Вот так и никак по-другому думалось и мечталось в 2009 году. В 2016-м все оказалось иначе. Впрочем, это не смущает руководство города. В эту субботу председатель Мингорисполкома Андрей Шорец заявил, что ситуация вокруг «Маяка Минска» искусственно надумана, а провоцируют нелицеприятные разговоры отдельные дольщики, мотивы которых пока неясны. «Качество выполняемых работ, в котором усомнились отдельные дольщики, — на должном уровне. Я также лично с Госстройнадзором выезжал на место. Мы подтверждаем, что проект „Маяк Минска“ реализуется в том виде, в котором был представлен изначально», — убежден градоначальник.
Один из будущих жильцов «Маяка Минска», вступивший в третью очередь строительства, вызвался прокомментировать слова председателя Мингорисполкома.
— Во-первых, начнем с того, что есть официальные изображения того, как должны выглядеть входные группы во все жилые дома. То, что было заявлено, и то, что мы получили, радикально отличается. Как можно сказать, что это надумано, если отличия налицо. Неужели, щелкнув пальцами, можно менять такой важный параметр.
По поводу лифтов: да, «Проматомнадзор» дал свое положительное заключение, но у нас есть фото того, на чем ездит один из лифтов (на уголке). И сделано изображение ровно после того, как уважаемая организация дала свое заключение. Я искренне хочу верить в то, что после того, как Шорец посетил дома, ситуация по-настоящему изменилась, а не в то, что хорошие подшипники перекочевали на проблемный объект на время из другого дома.
В заявлении Шорца есть упоминание двух организаций, которые оценивали качество монтажа наших лифтов. Название «Могилевлифтмаш» прозвучало, а кто второй? И зачем нужна организация из Могилева, если есть «Беллифт», с которым мы уже сотрудничали и который нашел массу нарушений (более 40 замечаний). Почему этих специалистов не пригласили? Они были согласны приехать.
Вызывает вопросы и маркировка лифтов — на сайте производителя именно такую комбинацию цифр и букв мы не нашли. Лифтовые таблички тоже очень странные. В регламенте Таможенного союза есть пункт 7 статья 3 — «Лифты и отдельные сборочные единицы должны иметь четкую, нестираемую маркировку на русском языке и государственном языке члена Таможенного союза». Ни на одном из лифтов мы не обнаружили ни слова по-русски, исключительно турецкие надписи. Более того, на каждой табличке маркировка нанесена по-своему — никакого единообразия, похоже на кустарщину. Посмотрите, какие кривые цифры — хотя бы эта восьмерка.
Председатель Мингорисполкома упрекает нас — «вы видели, что покупали». Но, по-моему, он путает понятия покупатель и дольщик. Мы вступали в стройку на этапе котлована и видели только картинку, а не конечный продукт. Нам обещали — мы верили, надеясь, что находимся под защитой государства, которое специально разработало указ №263 и положение к нему.
Да, если слушать чиновников, все (в том числе и входные группы) соответствует проекту. Но почему тогда они молчат о том, что проект удешевили? Отчего стоимость квартиры не пересчитана и разница не вернулась в карман дольщика, а стала доходом застройщика?
Непонятна ситуация с внеплощадочными сетями: их за свой счет должен был прокладывать Мингорисполком. А у нас в договоре прописано, что их возводят за счет средств дольщиков. Так где тут правда? Также никто не хочет толком прокомментировать пункт 2.2 указа №541 — что это за строительные нормативы, аналогичные тем, что действуют в Москве?
Когда мы были на приеме у Шорца в начале августа, то очень просили, чтобы и нас пригласили на осмотр домов и лифтов «Маяка Минска». Ничего подобного, сделали все очень тихо, я даже не знаю, когда они здесь появлялись. Почему это делается втайне от будущих жильцов?
Мне обещали красивый подъезд, испанские лифты, а получилось, что проект изменили и это считается нормой даже «наверху». Гондолы и фонтаны так и не появились, и сомневаюсь, что они когда-нибудь будут. Дай бог, чтобы детские сады построили. Люди платили сумасшедшие деньги за дома клубного типа, подземный паркинг, обещанную инфраструктуру. А что получили: социальное жилье с потенциально опасными лифтами, ржавыми пожарными кранами. В чем элитность этой застройки (а она должна была быть именно такой) — в экономии на дольщиках? Председатель Мингорисполкома говорит о том, что проект «Маяк Минска» реализуется в том виде, в котором был представлен изначально, так давайте сравним обещания-картинки и реальность. Думаю, все станет на свои места, — говорит Сергей.