Ни клева, ни отдыха? Что произошло с одним из самых рыбных водоемов под Минском?

Автор: Николай Градюшко. Фото: Павел Лебедев
09 апреля 2016 в 9:22

Письмо в редакцию начиналось интригующе: «А не хотите ли написать о пропавшем водохранилище?» Мол, был недалеко от Логойска водоем. Не очень большой, но и не маленький — как 30 футбольных полей. А сейчас там то ли речушка, то ли болото. В случившемся местные жители винят некоего горе-арендатора, который еще прошлой осенью спустил воду, выгреб рыбу и исчез. «А ведь было одно из лучших мест для рыбалки и отдыха», — посетовал читатель и пригласил нас приехать и своими глазами оценить масштабы бедствия.

Судя по отзывам на форумах, Логозинское водохранилище — место и в самом деле рыбное. В изобилии водятся карась, окунь, карп. В интернете можно найти и фотографии. Обкошенная трава на берегах, беседки с мангалами, аккуратные пирсы, гостевой домик — все условия для цивилизованного отдыха у воды. Еще в 2012 году Логойский райисполком предоставил водоем в аренду ООО «Логойскнерудресурс». Предприниматель энергично взялся разводить рыбу для продажи, благоустраивать берега и развивать платную рыбалку. Но со временем его отношения с жителями окрестных деревень и в особенности с местными рыбаками испортились.

Впечатленные письмом читателя о «пропавшем водохранилище», мы ехали в Логозу и представляли какую-нибудь большую лужу или полувысохшее русло реки. И даже слегка разочаровались, когда еще издали увидели серебристую озерную гладь.


Только вблизи становится понятно, что водоем на самом деле приспущен. Вода отошла на несколько десятков метров от берегов, рыбацкие пирсы оказались на суше.








По дамбе четко видна граница, докуда раньше доходила вода.


— Этому водохранилищу не меньше 30 лет. Летом здесь всегда было много людей. В иной жаркий день по 30—40 машин стояло у дороги. Минчане давно прознали — и рыбу ловить приезжали, и купаться. И места всем хватало, — рассказывает местный житель по имени Сергей. — Потом появился коммерсант. Запустил малька, построил беседки, начал наводить свои порядки. Первый год улыбался нам и разрешал бесплатно с удочками сидеть. А потом стал запрещать. С помощью подзорной трубы за всеми поплавками следил, нанял охранников. Дедушка заберется в камыши — они его гонят прочь.


— И даже купаться запретил. Палочка, мол, в воде завелась. А была там та палочка или нет — кто его знает? Я никаких документов из санэпидемстанции не видел, — подключается к разговору рыбак-любитель Анатолий.


«Мы и наши дети стали изгоями на своей земле, где родились и прожили всю жизнь». Это строчка из позапрошлогоднего коллективного обращения в администрацию президента и местные органы власти от имени жителей деревень Логоза, Кузевичи и Беланы. В письме, под которым десятки подписей на нескольких страницах, люди требовали расторгнуть договор аренды. Ответ пришел из областного комитета природных ресурсов и охраны окружающей среды. В нем сообщается, что арендатор проделал большую работу по зарыблению и благоустройству, потому основания для расторжения договора отсутствуют. А запрет на купание в комитете объяснили решением Логойского райисполкома, принятого «в целях предупреждения гибели людей на воде, охраны жизни и здоровья граждан».


— Руководствуясь такой логикой, запретить купание можно в любом озере, если рядом нет спасательной станции и каких-то там стендов с памятками ОСВОДа, — недоумевают жители Логозы.

Вернемся к нынешнему обмелевшему водоему. Что с ним произошло? Вообще, спуск воды — это обычный хозяйственный процесс. Чтобы выловить рыбу в конце сезона, надо открыть шлюз на дамбе и спустить воду. Затем шлюз закрывается, и подпитываемое рекой водохранилище восстанавливается в своих берегах. Так уже делалось несколько раз. Но прошлой осенью что-то пошло не по плану. Наверное, шлюз не удалось открыть, и водосброс попросту разбили отбойными молотками. С тех пор вода выливается, как в бездонную бочку.



— Спросите, а где же арендатор? А нет его, пропал, — разводит руками Сергей. — Говорят, у него возникли какие-то проблемы с другим бизнесом.

— А может, самим восстановить? — Анатолий склоняется над проломом. — Плевое дело, если деревня скинется. Только знать бы, что для себя делаем. А то придет коммерсант и скажет: «Спасибо, мужики, пошли вон отсюда».


Пока рыбаки осматривали шлюз, к дамбе подъехала машина, вышел человек — тоже один из местных жителей. Он просит не фотографировать себя, но охотно делится своими соображениями:

— Не стоит винить человека раньше времени. Что плохого он сделал? Навел порядок, поставил беседки, повесил мешки для мусора, организовал нормальный проезд. У озера появился хозяин. Да, гонял местных рыбаков. А зачем они у него рыбу воровали? Сам видел, как местные поднимали сетку, выпускали карпов в речку и там ловили.

Спустили водоем. Ну и что здесь страшного? В рыбхозах вообще под ноль воду сливают, и никто не кричит, что это экологическая катастрофа. Обычная хозяйственная деятельность. Отловили рыбу, почистили дно, и пошло все по новому циклу.

Зачем понадобилось разбивать шлюз? Скорее всего, произошла какая-то поломка, и другой возможности спустить воду не было. А почему до сих пор сооружение не отремонтировали и куда подевался арендатор — вот это и хотелось бы выяснить.


Мы попытались связаться с представителями ООО «Логойскнерудресурс». Раньше у компании был сайт. Сейчас он не работает. Недоступны и мобильные телефоны.

В Логойском райисполкоме не стали комментировать ситуацию, посоветовали лишь обратиться в Гайненский сельсовет, на территории которого находится Логозинское водохранилище.

— Этим арендатором сейчас занимаются органы внутренних дел, — сообщил председатель сельского исполкома Андрей Свибович. — Что касается конфликта с местными жителями, то он возник не сразу. Видимо, в какой-то момент человек почувствовал себя полноправным хозяином. А ведь он только арендатор, которому водоем был предоставлен для ведения рыболовного хозяйства. Потому люди и жаловались.



Восстанавливать гидротехническое сооружение поручено местному предприятию мелиоративных систем.

— Я догадываюсь, почему был разбит водосброс. Там оторвалась проушина, и поднять шлюз стало невозможно, — рассказал директор ГУП «Логойское ПМС» Петр Мизерник. — Для ремонта придется полностью опорожнить водоем и только потом выставлять опалубку и лить бетон. Еще недели две бетон будет набирать прочность. С райисполкомом договорились, что мы выполним эти работы, а потом разберемся, кто должен оплачивать. По идее, это обязанность арендатора. Только где его сейчас выловить?




Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by