История строительства и забвения настоящей «Линии Сталина»

Источник: Максим Тарналицкий
21 июня 2015 в 10:12

«Линия Сталина» — пожалуй, самый известный музейный комплекс Беларуси под открытым небом. Сюда съезжаются тысячи людей со всей страны, чтобы посмотреть на реконструкции сражений, военную технику, окопы, выпить и закусить в кафе, а в перерыве бабахнуть из холостого оружия. Однако главная тема комплекса зачастую проходит фоном или вовсе остается за кадром. Изначально «Линия Сталина» задумывалась именно как музей советской фортификации, массово возводимой на западных границах СССР в тридцатых годах. Особую ценность для любителей истории здесь представляют именно два полностью восстановленных ДОТа, которые входили в состав Минского укрепрайона. Всего в укрепрайоне под Минском было возведено 326 сооружений, которые постигла совершенно разная судьба: лишь 6 укреплений были посильно отреставрированы и включены в состав трех различных музейных комплексов, остальные 320 полностью забыты, заброшены и превращены в помойки. Что же такое настоящая «Линия Сталина» и как она выглядит сейчас, по прошествии 80 лет? На примере Минского укрепрайона мы рассмотрим историю строительства и забвения крупнейшей фортификационной системы Беларуси.

* * *

Сам по себе термин «Линия Сталина» придумала западная пресса в межвоенный период. В СССР это название никогда не использовалось, и вообще, строительство обширной фортификационной линии никак широко не афишировалось. Новые укрепления представляли собой связанную систему из долговременных огневых точек (ДОТов) и различных полевых инженерных сооружений, которые протянулась от Карельского перешейка до Черного моря.

Минский укрепрайон строился в период с 1932 по 1935 год. На территории Беларуси он был построен третьим по счету, после Полоцкого и Мозырского укрепрайонов. Как нетрудно догадаться, МиУР имел важное стратегическое значение для обороны: он должен был обеспечить защиту столицы БССР и прикрыть кратчайшую дорогу с запада на Москву. Здесь важно отметить, что главной задачей укрепрайонов того времени было удержание приграничных районов до мобилизации основных сил, а не полная остановка и разгром врага, как часто ошибочно полагают.

Строительство укрепрайона проходило в очень тяжелых условиях. Страна переживала не самые лучшие времена. Остро ощущался недостаток финансирования, транспорта, стройматериалов и кадров. Одновременно с возведением укреплений шло строительство вспомогательной инфраструктуры: дорог, казарм, складов и так далее.

В укрепрайоне были построены типовые огневые сооружения того времени: пулеметные и артиллерийские ДОТы. Однако поскольку сектора обстрела из амбразур различались, все сооружения имеют свои уникальные детали и отличия. Хотя внешне все сооружения Минского укрепрайона выглядят очень похоже, найти два совершенно одинаковых ДОТа достаточно сложно.

Основными направлениями, которые прикрывает Минский укрепрайон, в тридцатые годы считались Вилейка, Вишнево и Молодечно. Барановичское направление, вероятно, являлось второстепенным. В полосе укрепрайона не было крупных естественных преград, однако насчитывалось много заболоченных участков, что использовалось при проектировании.

Первоначальная протяженность фронта Минского укрепрайона составляла 140 км, а удаленность от государственной границы с Польшей (Западной Беларусью) составляла от 1,5 до 25 км. Он состоял из 10 батальонных районов обороны и 7 отдельных ротных районов обороны. Районы обороны были объединены в три сектора: Северный (прикрывал борисовское направление), Западный (прикрывал минское направление), наиболее мощный по плотности пулеметного огня и количеству артиллерийских и противотанковых сооружений, и Южный (тоже прикрывал минское направление).

Фактически сразу же после строительства стало ясно, что в быстро меняющемся мире построенный укрепрайон уже морально устарел и требует срочной модернизации. Прежде всего это касалось артиллерийского усиления. В 1936 году начали разрабатывать план строительства второй очереди или доусиления Минского укрепрайона. До осени 1939 года успели начать возводить 34 новых артиллерийских полукапонира, однако их строительство не было доведено до конца. Планы по доусилению реализовать не удалось, так как в сентябре 1939 года Германия и СССР вторглись на территорию Польши, вследствие чего граница СССР была отодвинута на запад.

События, связанные с переносом государственной границы, изменили оборонительное значение Минского укрепрайона, после чего был подписан приказ о его фактической консервации. В таком состоянии укрепрайон встретил начало Великой Отечественной войны.

* * *

Основную массу сооружений Минского укрепрайона составляли пулеметные ДОТы. Они делились на несколько основных типов по классу защиты и количеству амбразур. Огневые точки различались классами сопротивляемости к попаданию снарядов. На молодечненском и барановичском направлениях сопротивляемость основной массы сооружений была рассчитана против попадания 203-миллиметровых снарядов, на остальных — 152- и 122-миллиметровых. Стены самых крепких сооружений имели толщину до 1,5 м, а толщина перекрытия составляла порядка 1,1 м. Следовательно, потенциальный противник в то время — Польша — просто не имел необходимого для разрушения этих укреплений оружия. Лишь в 1936 году на вооружении польской армии появились 220-миллиметровые мортиры.

Зачастую пулеметные ДОТы имели три или две амбразуры и вооружались пулеметами «Максим» на специальном казематном станке. Каждый ДОТ был оборудован системой вентиляции и отсоса пороховых газов. Наблюдение велось с помощью перископов. Связь внутри огневых сооружений обеспечивалась с помощью переговорных труб, а между ДОТами — с помощью телефонов и радиостанций. В некоторых укреплениях могло быть предусмотрено водоснабжение и электропитание.

На второстепенных направлениях и в качестве прикрытия подходов к основным ДОТам могли располагаться маленькие одноамбразурные ДОТы типа «Москит».

Почти все пулеметные ДОТы одноэтажные, но существует и отдельный тип двухэтажных сооружений. Как правило, эти ДОТы одновременно являлись наблюдательными пунктами.

Гарнизон одноэтажного ДОТа составлял в среднем 10—12 человек, а двухэтажного — до 20 бойцов. Нетрудно догадаться, что внутри было крайне тесно. Даже дополнительный подземный ярус не давал необходимого комфорта.

Артиллерийские ДОТы, или, как их будет правильнее называть, полукапониры, имели по две амбразуры. Они были вооружены двумя 76-миллиметровыми пушками образца 1902 года на капонирном лафете.

Отдельный вид укрепления — противотанковые огневые точки с башней танка Т-26. Всего их было построено 9 штук. На вооружении имелись 45-миллиметровая пушка и пулемет.

Особого внимания заслуживают сохранившиеся артефакты прошедших эпох. Изредка в огневых сооружениях можно встретить сохранившиеся надписи солдат, которые несли здесь службу. Некоторые из них восстановлены в комплексе «Линия Сталина».

«Мы за мир. Мы угроз не боимся и ответим ударом на удар по поджигателям войны»

«До последнего дыхания быть преданным партии Ленина — Сталина, всему советскому народу и своему рабоче-крестьянскому правительству»

«Граница СССР священна и неприкосновенна»

Во время немецкой оккупации действовала специальная программа по уничтожению фортификационных сооружений, в результате чего был полностью уничтожен северный фас Минского укрепрайона. Однако из-за большого перерасхода взрывчатки, которой и так не хватало на фронте, немецкие саперы свернули эти работы.

Сейчас состояние многих огневых точек, входивших в Минский укрепрайон, просто ужасное. Сооружения, которые находятся вблизи дачных участков и садовых товариществ, превращены в глобальные свалки мусора, многие ДОТы сброшены в карьеры при добыче песка, некоторые использованы под фундаменты для строительства.

* * *

Очень часто можно услышать традиционное заблуждение, что «Линия Сталина» и конкретно Минский укрепрайон — это миф, что никакой роли в обороне города летом 1941 года они не сыграли и вообще непонятно зачем и для чего строились. Давайте разберемся.

Во-первых, укрепрайон должен был задержать наступление противника и обеспечить проведение мобилизации основных сил, а не полностью противостоять врагу. Во-вторых, конкретно Минский укрепрайон не планировался и не строился против немцев. Во время возведения укреплений под Минском в начале тридцатых годов главным врагом была Польша. К тому же к началу Великой Отечественной войны Минский укрепрайон безнадежно устарел и требовал модернизации, не говоря уже о том, что немцев он встретил вообще в «законсервированном» и небоеспособном состоянии.

Принимал ли участие Минский укрепрайон в обороне Минска? Да, принимал. Выполнил ли он боевую задачу? Нет, не выполнил, поскольку к началу войны не являлся укомплектованной и боеспособной системой. Оборона в ДОТах под Минском носила очаговый и стихийный характер. Однако на многих сооружениях присутствуют достаточно серьезные боевые повреждения, что говорит об активном сопротивлении.

Яркий пример участия укрепрайона в обороне Минска — четырехорудийный капонир №06 у деревни Мацки. Это самое крупное сооружение Минского укрепрайона, которое три дня удерживало немецкие танки на подступах к Минску. Оснащен капонир был четырьмя 76-миллиметровыми пушками образца 1902 года (по две с каждой стороны). Гарнизон укрепления — 22 человека. Бои у ДОТа начались 26 июня 1941 года, на пятый день войны. Если верить очевидцу июньских событий, была повреждена бронированная плита, прикрывающая амбразуру. Затем немецкий снаряд угодил в незащищенную амбразуру, в результате чего было повреждено орудие и убиты заряжающий и наводчик. Бой прекратился только 28 июня, когда Минск был уже взят. У гарнизона ДОТа закончилось все: боеприпасы, вода, еда. Отсутствовала связь, была выведена из строя система вентиляции, сами орудия пришли в негодность. Гарнизон вынужден был покинуть ДОТ. В результате боя было уничтожено несколько танков и бронемашин.

Отчетливые боевые повреждения видны на орудийном полукапонире №02 у деревни Жуки. Пробоины видны над амбразурами и на защитном крыле, внутри сооружения даже пробита насквозь основная плита казематной артиллерийской установки.

Активное участие в боях принимал пулеметный ДОТ №159. Сооружение подверглось атаке немецкой штурмовой группы. Огневая точка была атакована фронтально, и амбразуры были подавлены с помощью бангалора (так называли взрывчатку, закрепленную на длинном шесте). Сразу бросаются в глаза выгнутые двутавры над одной из амбразур — последствия направленного взрыва. Значительно повреждены амбразурные узлы. Внутри повсюду видны последствия взрыва. На полу лежит отброшенная взрывом дубовая дверь. Все стены посечены осколками.

ДОТ №271 имеет многочисленные следы попаданий. До недавнего времени в противорикошетном уступе амбразуры торчал бронебойный снаряд.

В нескольких десятках огневых точек обнаружены следы активных боевых действий — выбоины от снарядов, сколы от пуль и осколков и так далее. Это говорит о том, что в июне 1941 года Минский укрепрайон оказывал очаговое сопротивление. К сожалению, об участии в обороне Минского укрепрайона как боеспособной системы говорить не приходится.

Минский укрепрайон, уникальный памятник фортификации начала ХХ века, сегодня полностью заброшен и забыт. Исследованием и сбором информации о «Линии Сталина» сейчас занимаются только отдельные энтузиасты. К сожалению, защитить все фортификационные сооружения от вандалов — невыполнимая задача.

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. vv@onliner.by