Лифтовой спорт: репортаж о том, как наперегонки чинили лифты

Автор: Андрей Рудь. Фото: Глеб Фролов, автор
9855
19 июня 2015 в 10:16

Конкурсы профмастерства обожают лесорубы и кулинары, учителя и пожарные. Мало кто знает, но свой чемпионат страны проводят и специалисты по обслуживанию лифтов. В этом жестоком и малоизученном спорте свои законы. Помимо скучной теоретической части, предусмотрена и практическая, на которой надо подвигать ногами, руками и мозгами. Для этого квеста вчера «испортили» лифты в нескольких микрорайонах Гомеля. «Починить» в отведенное время удалось не все.

В меру унылая девятиэтажка в спальном районе. Предупреждающие таблички появились здесь днем, когда трафик минимальный. Согласно легенде, с этими лифтами случилось почти все, что могло случиться. Но что конкретно — жестоко охраняемая тайна.

В Гомеле собрались лучшие специалисты лифтовых сервисных служб страны — по две команды из девяти городов. Первую половину дня «атлеты» провели в аудитории — отвечали на теоретические вопросы, сдавали технику безопасности. Самое интересное начинается после обеда. Команды тянут жребий — кому какой подъезд достанется. Работают звеньями по двое, как в реальной жизни. Не более чем за 90 минут предстоит найти, запротоколировать и устранить по десять неисправностей. У всех они одинаковые, обеспечены заботливыми руками организаторов. Фантазия у них богатая, каждый год придумывают новые проблемы.

Только стартовали — а гродненская команда (кстати, чемпионы прошлого года) уже того и гляди финиширует. На полу лифтового помещения почти заполненный бланк с ответами. За первые десять минут «настреляли» 9 неисправностей из 10.

— Ну и зачем вам 90 минут? — удивляемся мы такой щедрости регламента. — Почти все готово же!

Электромеханики (не лифтеры!) радоваться не спешат. Как позже выяснится, не зря. Спорт этот полон сюрпризов.

— Чаще всего штрафные баллы набирают на вопросах безопасности, — гродненцев судит представитель «Гомельлифта» Евгений Белоус (к каждой команде приставлен представитель лифтовой организации из конкурирующего города). — Это ведь не цифры в формулу подставлять, тут думать надо. Но пока все правильно делают, даже неожиданно.

По чердаку перебираемся дальше.

В соседних подъездах тоже кипит работа. Какие-то команды доносятся из лифтовой шахты. Неисправности предусмотрены как в электрической части, так и в механике, каждая фатальна, пока не устранишь — лифт не поедет.

Кто-то уже догоняет гродненцев, у кого-то и через 35 минут только две найденные неисправности. Секретность превыше всего — список нельзя снимать, вдруг мы работаем на конкурентов! По этой же причине «спортсменам» велено отключить телефоны.

О том, что там у соседей, электромеханики не знают, это заставляет нервничать. Явно они уже все сделали и отдыхают!

Соревнования проводятся в двух возрастных категориях (учитывается также разряд, так что в старшей категории может выступать и молодежь). На другом конце города в это время капают пóтом на схемы молодые коллеги. Но посоветоваться им не с кем, в интернете не подсмотришь — судьи следят, чтобы работали без «читов».

Если молодежи достались лифты современные, с цифровой начинкой, то старшим коллегам — старые, «ламповые». Украшенные богатой росписью.

Минская сборная из «Лифтсервиса» колдует над распределительным щитом, в котором ровно миллион проводов и контактов. И только некоторые из них кто-то соединил неправильно.

— А если жильцы возмущаться будут, что лифт не работает?

— Скажем, что гомельские ваши не справляются, так специально из столицы специалистов вызвали.

— Эй! Не бывает такого, чтобы ваши справились, а наши нет! — ревнуют гомельские представители. — А если серьезно, то такие соревнования — хорошая возможность повысить уровень специалистов. И случись чего на самом деле, неисправность будет устранена быстрее.

Некоторые настолько преуспели, что нашли даже больше неисправностей, чем предусматривали устроители соревнований.

— У нас уже что-то 11 получается... — несколько озадачены представители минского «Беллифта».

Как бы то ни было, система заработала!

Пенсионерка в халате и тапочках с любопытством наблюдает за манипуляциями специалистов.

— Потерпите пару минут, сейчас включим! — убеждают ее.

Но нет, срочные дела ждать не будут, женщина отправляется вниз пешком.

Последний тест — едем вниз, останавливаясь на каждом этаже.

— Кнопки некоторые не горят, — автоматически фиксирует непорядок электромеханик Сергей Бирюк. Улыбается: — Нет уж, это писать не будем. Еще заставят устранять.

На первом этаже снимаем табличку «Лифт остановлен» — для «Беллифта» квест пройден! В запасе еще 10 минут, за каждую будет прибавлено по одному баллу.

По истечении контрольных 90 минут из подъездов начинают появляться измученные команды. Далеко не все довольны.

— Ну как, заработало у вас?

— Не-а... А у кого-нибудь вообще он поехал?

Гродненцы, которые так лихо начинали, тоже расстроены: лифт так и не поехал. С более везучими командами пытаются разобраться — в чем проблема, что пропустили. Запускать этот лифт предстоит дежурной аварийной команде.

Впервые такие соревнования в Беларуси придумали проводить 32 года назад. После перестройки эта практика заглохла и возобновилась в конце 90-х. Пора включать в олимпийскую программу.

Победил в этом году «Брестлифт», следом идет «Беллифт», на третьем месте — гомельчане. Лучшим достались грамоты. В дальнейшем руководители их предприятий должны сами решить, как поощрить победителей. Кому вручить цветной телевизор, а кому — автомобиль.

Читайте также:

/ Теги: Гомель,