В самом центре Минска на берегу Свислочи продолжают пустовать и разрушаться заброшенные корпуса станкостроительного завода имени Кирова. Широко известное во времена СССР предприятие после развала Союза потеряло заказчиков и в разы сократило выпуск продукции. Сегодня промзона представляет собой жалкое зрелище. Есть инвесторы, желающие застроить квартал жильем и общественными зданиями. Но реализация проекта затягивается. Печальное настоящее и туманные перспективы одной из самых привлекательных площадок в центре Минска — в фоторепортаже Onliner.by.
Минский станкостроительный завод имени Кирова берет свое начало в 1881 году, когда на берегу Свислочи был основан «Кошарский машиностроительный и чугунно-медно-металлургический завод». До наших дней на территории предприятия сохранилось несколько кирпичных зданий, возведенных до Великой Отечественной войны. Остальные постройки появились здесь в 1950-х — 1980-х годах.
Весной 2013 года завод выставил на аукцион примерно половину пустовавших площадей — квартал в границах улиц Первомайской — Красноармейской — Казарменного переулка и набережной Свислочи: несколько цехов, в том числе литейный, склады, гаражи и другие постройки. Все имущество, а это около 20 зданий, предлагалось по начальной цене 44,9 миллиарда рублей ($5,2 миллиона на тот момент).
Как сообщалось в СМИ, победителем аукциона стала компания «Белнефтегаз», входившая в состав холдинга «Трайпл», а цена продажи в два раза превысила стартовую.
Спустя более чем два года после проведения аукциона промышленный квартал так и не дождался инвестиций. Ничего не изменилось. Правда, месяц назад фасады цехов со стороны Красноармейской выкрасили в серый цвет, а окна завесили полотнищами. Так улицу готовили к приезду председателя Китайской Народной Республики Си Цзиньпина, который останавливался в гостинице «Пекин».
За фасадом прячется неприглядная изнанка.
Опустевшие цеха продуваются всеми ветрами, но еще пропитаны запахом машинного масла. Оборудование давно демонтировано. Пол усыпан промышленным мусором — кусками арматуры, подшипниками, обрезками труб и резины, обломками кирпичей.
На стенах попадаются старые плакаты с производственными лозунгами, всевозможные памятки и «уголки здоровья».
В помещении, где находился пульт управления цехом, обнаружились кипы различных чертежей и журнал учета выполненных работ. Последняя запись датирована 23 июня 2005 года.
Стены опустевшего завода сохраняют особую атмосферу заброшенного места. Здесь хоть сегодня снимай финальные сцены остросюжетного боевика или фильма ужасов.
Так выглядит кузнечно-заготовительный цех.
В следующем цеху сохранился интересный артефакт — такие киоски раньше можно было встретить на улицах городов.
Зал для производственных планерок на втором этаже.
И снова пустые цеха.
Самое старое кирпичное здание на территории квартала — литейный цех 1935 года постройки.
На полу — груды битого кирпича, разбросанные поддоны и толстый слой золы.
Каково будущее квартала? Еще в 2008 году интерес к промзоне проявили бизнесмены из Омана. Был разработан эскизный проект нового жилого квартала. Но оманских инвестиций площадка так и не дождалась.
Уже после продажи части предприятия свое видение этой территории предложили белорусские архитекторы. Творческая мастерская Бориса Школьникова подала идею жилых кварталов различной конфигурации. На эскизах вдоль улицы Красноармейской размещен ряд 25-этажных домов, ближе к набережной Свислочи — жилые дома высотой до 10 этажей с панорамным остеклением. Место для школы и двух детских садов нашлось на площадке, которую сейчас занимают правительственные гаражи. Жить в новом районе смогут до 4 тысяч человек. Для решения транспортной проблемы предложено расширить улицу Красноармейскую до четырех полос.
Творческая мастерская под руководством архитектора Виктора Крамаренко предложила другую концепцию. Ближе к улице Первомайской — общественные здания высотой в 5—7 этажей с внутренними двориками, в центре площадки — знаковый объект полукруглой конфигурации высотой от 3 до 20 этажей, несколько высотных домов, апарт-отели и дипломатический квартал, окаймленный с трех сторон Свислочью.
Весной прошлого года проекты рассматривались на градостроительном совете, но ни один из них не был рекомендован к дальнейшей проработке. Эксперты указали на ряд проблем. Например, оба варианта застройки предполагают создание подземных паркингов. Однако, поскольку рядом река, уже на глубине около метра появляются грунтовые воды, что осложнит строительство и приведет к его значительному удорожанию. Размещение же автостоянок сверху полностью изменит картину. Еще одним замечанием стала близость жилых домов к реке в проекте Бориса Школьникова — здания запроектированы буквально в 30 метрах от воды.
— Застройка территории станет возможна после утверждения проекта детального планирования. Пока этот документ не утвержден, — рассказал нам Андрей Бондаренко, заместитель начальника Управления архитектуры и строительства администрации Ленинского района.