Занятые в туристической сфере взволнованы: все показатели продолжают падать. На этом фоне выгодно смотрится разве что агротуризм. Хотя энтузиазм хозяев тоже начинает угасать: россияне не едут, спасают разве что заезжие европейцы. Но их доля невелика, ведь более 86 процентов отдыхающих на хуторах и в замках составляли наши граждане, а они стали экономными. А тут еще новость: в указ №372 «О мерах по развитию агроэкотуризма» собираются внести изменения, которые могут негативно сказаться на бизнесе в селе.
К возможным переменам хозяева агроусадеб относятся с опаской. И похоже, на то есть причины. Взять, например, предложение изменить формулировку понятия, что такое агроусадьба. Этот термин предлагается толковать как место для приема гостей, питания и оказания им транспортных услуг. Председатель общественного объединения «Отдых в деревне» Валерия Клицунова считает: при таком раскладе предоставляемые услуги зажимают в рамки, сводя все к банальному подвозу на место, ночлегу и завтраку.
Замначальника отдела управления спорта и туризма Миноблисполкома Инга Малашкевич, наоборот, убеждена, что понятие «прием гостей» можно трактовать очень даже широко. Мол, здесь тебе и развлечения, и оздоровительные услуги. Правда, экскурсии проводить нельзя. Даже по собственному музею. Хотя на территории многих усадеб есть уникальные коллекции и музыкальных инструментов, и ретроавтомобилей, и самоваров… Загвоздка в том, что хозяину придется получить корочку гида-экскурсовода. А то еще и штраф в 5—10 базовых можно схлопотать — такой нормой предлагается дополнить Кодекс об административных правонарушениях.
Но и это не все. Хочешь не хочешь, а все же придется разъяснить, чем можно заниматься в агроусадьбах. Налоговики и госконтроль подсчитали, что 5—7 процентов хозяев недобросовестные: под видом благого дела в открытую занимаются ресторанно-гостиничным бизнесом, сдают сауны, организуют свадьбы и корпоративы, уплачивая в виде налогов всего одну базовую величину в год. При этом бросают тень на всех остальных.
Пора запретить это безобразие — мысль верная. Но есть вопросы у владельцев «честных» усадеб к практике ее исполнения. Ведь многие из них тоже проводят у себя те же свадьбы, но по старинным обрядам, фестивали, мастер-классы, разрабатывают развлекательные программы, в том числе и для детей. Тем самым рассказывают о традициях, показывают, что в деревне жить совсем не страшно. Теперь им придется либо завязывать с креативом, либо регистрироваться как ИП. Анатолий Ганец, владелец агроусадьбы «Ганка» в Воложинском районе, одной из лучших в стране, переживает: если запретят самодеятельность, их творческой семье нечем будет выплачивать кредит, который взяли на развитие дела. В хутор в деревне Эпимахи вкладывают начиная с 1991 года.
Нарушителей Валерия Клицунова предлагает «попробовать обратить в свою веру». Вдруг кто-то толком не знает, что ему делать. Владелец усадьбы «За мосточком» Дмитрий Наконечный призывает не закрывать конкурентов, а оставить как есть, раз такой формат отдыха востребован. Только для справедливости увеличить налоги «сводным братьям». В то же время честным владельцам чиновники предлагают «разбиться» по специализациям. В принципе, это сделать собирались к 2020 году, не скрывает Валерия Клицунова. До этого времени хозяева как раз должны были встать на ноги, найти свои «фишки», разработать под них инфраструктуру — это дело не одного года. Разве смогут новички сразу знать, в какую сторону им расти, приводит аргумент представитель организации «Отдых в деревне».