«Многодетным семьям жить негде!»: УКС снес хозпостройки минчанина, пока он ездил в суд за документом, запрещающим это делать

Автор: Оксана Красовская. Фото: Аркадий Соболев
24 апреля 2015 в 15:30
Ослепительные скидки в Каталоге Onlíner

Не стихают страсти на улице Колхозной: боровшийся за право жить в своем доме, а не переезжать в Каменную Горку, пенсионер Виктор Гопцарь все-таки вынужден был опустить руки и покориться городскому решению. Очередным «человеческим фактором» и серьезным препятствием на пути к счастливому многоэтажному строительству на месте бывшей деревни, а ныне составной части Фрунзенского района, стал минчанин Александр Якубовский, занимающий квартиру номер два во втором доме по улице Колхозной.

Старенький домик, далекий от современных стандартов коттеджного строительства, в котором живет Александр, за последние года два из крайнего в частном секторе превратился в ближайший к «новомодной» «панельке». Споры за прилегающую к дому территорию велись уже давно, правда до активных действий вплоть до сегодняшнего утра не доходило.

Много лет назад жилое строение, а вместе с ним и расположенные рядом хозпостройки принадлежали отчиму Александра Александровича. После его смерти собственницей всей недвижимости стала мать Якубовского. 15 лет назад женщина умерла, и Александр остался в доме один. Не успев оформить вступление в наследство по закону через полгода («Проворонил», — честно признается мужчина), положился на советы знакомых юристов, которые рекомендовали выждать 15-летний срок, а уже потом оформить на себя все постройки и без лишней нервотрепки вступить в наследство.

— Мне сказали: ты же тут прописан, постоянно живешь, какие тогда проблемы? Главное, плати за все — и коммуналку, и земельный налог. А потом восстановишь свои права. Я поверил и жил, как и раньше. Еще до недавнего времени мы считались деревней, а потому никто нас не трогал и не интересовался, все было спокойно. Это уже когда под город ушли, начались разные визиты и вопросы, — вспоминает Александр.


Особенно настойчивыми визиты стали в последние полгода: строительство соседней многоэтажки заканчивалось и УКС активизировался — гаражи мешают благоустройству прилегающей территории.

— Никаких документов за подписями чиновников я раньше не получал. Только устные предупреждения, на что всегда отвечал — присылайте бумаги, после этого будем разговаривать. И вот в конце прошлого года мне пришло официальное письмо из администрации Фрунзенского района, после этого я сразу обратился в суд, чтобы вступить в наследство и стать собственником своей части дома и хозпостроек. Заседание назначено на 27 апреля, может, вопрос решится не за один раз. А из УКСа уже позавчера позвонили, где-то в 18:10, и сказали, что на следующий день будут сносить мои гаражи.

На утро, оставив соседа приглядывать за участком, я поехал в суд, чтобы судья вынесла определение, запрещающее снос построек до того, как состоятся слушания, и я попытаюсь вступить в наследство. Убил на это немало времени. В самом конце рабочего дня мне сказали, что определение готово и подписано, его отправляют обычной почтой в УКС. А сегодня утром к моему участку подогнали технику и начали все крушить, — переживает Александр.

И действительно, приехав на Колхозную, 2, Onliner.by застал на участке Якубовского не только экскаваторы, но и солидную делегацию: представителей администрации Фрунзенского района, УКСа и даже целого милиционера.

— Основание для сноса — решение администрации Фрунзенского района. Мы вам показываем документ, покажите, какой документ есть у вас. До 24 числа по решению администрации надо снести самовольные постройки на участке. На сегодня это не обжаловано. Повестка на 27 число не является решением суда, — приветливо разъясняют чиновники положение дел Александру Якубовскому.


— Вам выслано определение вчерашним днем по почте, что это делать нельзя. У нас же не скоростная почта. Вы знаете, что мое дело еще не закрыто. Я опротестовал ваше решение. Гаражи внесены в исковое заявление, пока суд не вынесет решение отказать мне в этом, вы не можете их сносить. Я прошу прекратить этот произвол. Сейчас это частная собственность. Вы в суд ни одного документа не предоставили, хотя должны были еще в среду их подать, — взывал к справедливости мужчина.

— На сегодня это самовольные постройки, — были непреклонны чиновники. — Было бы приостановление суда — другой разговор. Покажите его. Сейчас нет оснований это все приостановить. Когда суд приостанавливает, он нам по факсу скидывает документы. Мы с утра всю почту проверили: не было ничего.

— Покажите документ, подтверждающий вашу собственность, — без устали повторяли волшебную фразу представители власти.

Как раз в эту минуту Александру Якубовскому позвонила адвокат и сообщила, что в суде готовы выдать определение о приостановлении работ по сносу на руки. Мужчина, попросив не трогать его постройки ближайшие полчаса, пока он отлучится в суд, поспешил к машине, чтобы как можно скорее привезти заветный документ. «Боюсь, пока я съезжу в суд, — приеду на руины», — как в воду глядел Александр.

— Делать надо по закону, а не кричать, что у нас все есть. Везите документы — на сегодня в УКСе нет документов о приостановке. Данного гражданина уже более года извещали о том, что это самовольное строительство, добровольно предлагали уладить все вопросы — разберитесь, привезите.

На сегодня он не является собственником, данные гаражи не являются его собственностью. Согласно плану застройки, который утвержден Мингорисполкомом, это все подлежит строительству, в том числе арендного жилья. Данный человек препятствует этому строительству. Почему в течение двух лет ничего не было сделано? Зачем ждать до последнего? Только когда видим, что власти больше ждать не могут, начинаем что-то сами делать, — комментировал представитель УКСа.

На проблемное место поспешил выехать заместитель председателя Фрунзенского исполкома:

Если мы не снесем гаражи, то не сможем ввести дома в эксплуатацию. Здесь будет детская площадка и благоустройство. Его дом потом тоже под снос идет. Это земли города начиная с 2001 или 2002 года. В течение 15 лет после смерти собственника он оплачивает налог на землю, а на основании чего, если это земли города? Куда он платил и направлял? Сказать можно что угодно. Гражданин более 2 лет был предупрежден и ничего не делал. Многие люди ждут ввода жилья и хотят заселиться, — был краток Виктор Трушин.

— Многодетным семьям жить негде, люди с детьми ютятся в маленьких квартирах, а мы дом сдать не можем, — апеллировали к сознательности и сердобольности представители УКСа.

Ждать Александра Якубовского, отлучившегося в суд за решающим документом, никто не стал. К старенькому гаражу подъехал экскаватор: несколько взмахов ковша — и строение сложилось. Получаса, в течение которого отсутствовал мужчина, хватило, чтобы сровнять гараж с землей и даже поперекидывать кучи мусора из стороны в сторону.




Взволнованный, Александр вернулся из суда, неся перед собой, как знамя, документ, подтверждающий его право оставаться при гаражах до вынесения окончательного решения. Но торжествовать мужчине не пришлось: руины есть руины.



— Это ж только фашисты так делают. Теперь что? Делать-то что будем? — обратился мужчина к сотрудникам УКСа.

— Останавливать, — невозмутимо ответила начальник отдела подготовки строительства и проектных работ Ольга Кравец.

— Не останавливать, а восстанавливать надо! Вот же документ.

— Нам ничего не присылали. Это вы сейчас, в 11:15, привезли.

Буквально пару минут понадобилось для того, чтобы занятые чиновники исчезли с места событий. На глаза Александру попался милиционер.

— Для чего вы здесь находитесь, почему не остановили этот произвол? — обратился к капитану мужчина.

— Я здесь для охраны общественного порядка.

— Так почему вы не охраняли мой порядок и собственность? Я же сказал, что везу бумаги, не надо ничего трогать. А вы что сделали?

— Я ничего не сделал, я как здесь стоял, так и стоял, — простодушно и искренне ответил правоохранитель.

— Вот именно, вам надо было это остановить, вы не выполнили свою работу! За что только налогоплательщики вам зарплату платят?! За то, что вы смотрите на этот произвол и улыбаетесь?

Расстроенный Александр ответил нам на вопрос, почему же он платит за землю, если она является городской. Все оказалось очень просто: каждый год ему в почтовый ящик опускается письмо, которое заботливо отправляет инспекция по налогам и сборам Республики Беларусь по Фрунзенскому району. Суть послания — оплатить земельный налог и налог на недвижимость, за 2014 год общая сумма составила более 2 миллионов рублей. «Эти деньги на дороге не валяются. Да и должна же быть между службами какая-то связь, почему одни говорят, что это земли города, а другие — присылают платежки?» — возмущен мужчина.


— Знаете, как мне обидно… Да, согласен, сам виноват, что не успел все оформить вовремя, еще 15 лет назад. Сейчас пытаюсь восстановиться в правах по суду, стать собственником, дайте время — не рубите все. Что за отношение к людям? В 1986 году я работал ликвидатором на ЧАЭС, полмесяца провел в 30-километровой зоне, подорвал свое здоровье, а теперь государство, ради которого старался, так со мной поступает…



Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. vv@onliner.by