Усадьба в стиле «Гэтсби», тоска по Средневековью и современное жилье — разнообразный вкус состоятельных белорусов, строящих дома под Минском

Автор: Оксана Красовская. Фото: Марина Серебрякова
26 марта 2015 в 8:00

Всего в двух километрах от манящей своими огнями и переполненной людьми столицы находится своеобразный оазис благополучия и обеспеченности — поселок Тарасово. Недавно построенные таунхаусы, коттеджи всех цветов и форм, несколько магазинов и собственный водоем — приятное сегодня некогда обычного дачного поселка, в последние 15—20 лет полюбившегося состоятельным горожанам за одновременную близость к столице и ничем не нарушаемую звенящую тишину. Почти вся территория Тарасово уже застроена, причем новые хозяева, воплощая свои задумки, проявили все виды как архитектурного великолепия, так и безвкусицы. Вместе с белорусским архитектором-правдорубом Александрой Бояриной Onliner.by прошелся по поселку и оценил с эстетической точки зрения дома и домищи, возведенные в среднем на 8—15 сотках.

Места в считанных километрах от Минска и вправду на редкость приятные — оригинальные природные перепады высот просто вынуждают хозяев домов учитывать ландшафт и аккуратно вписываться в местность. Почти все дороги заасфальтированы, а потому даже встреченные нами спортивные машины без проблем выезжают на трассу (что уж говорить о внедорожниках). Удивляющий тишиной и какой-то умиротворенностью поселок окружен густым хвойным лесом.

Несмотря на все плюсы жизни в Тарасово, некоторые владельцы домов все же пытаются продать свои «родовые гнезда». Не сказать чтобы это у них получалось на ура. То ли цены в $240—450 тыс. слишком кусачие, то ли 400-метровая «квадратура» отпугивает потенциальных покупателей.

И все же предложений о продаже не так много. Большинство хозяев предпочитает жить в построенных по собственному вкусу домах, поражая воображение гостей королевским размахом, количеством лепнины и ковки.

— Заказчики в основном все еще боятся современной архитектуры и предпочитают обращаться к хорошо проверенной классике, — начинает разговор Александра Боярина. — Именно поэтому наши архитекторы, по сути, беспомощны: уговорить клиента на смелый шаг и своего рода эксперимент удается далеко не каждому. И если я вдруг вижу где-то современный дом, то понимаю: сам заказчик — человек с тонким вкусом, и это именно он выбрал такой проект, позволив архитектору довести идею до совершенства и свободно творить.

На одной из улиц Тарасово заканчивается строительство не очень большого по сравнению с остальными, но весьма симпатичного дома, выдержанного в приятной коричневой гамме.

— В рамках современной архитектуры это хороший дом, — говорит Александра. — Соблюдены все пропорции, правильно подобраны цвета, крыльцо сразу спрятано под навесом (в итоге ничего не придется достраивать), на северной стороне минимальное количество окон. Дом сделан со вкусом, и даже большой гараж удачно вписывается в общий вид и не нарушает пропорций. Мне как архитектору приятно смотреть на такое здание.

На фасаде обозначены контрастные полоски, служащие украшением и делающие определенный акцент. Их количество минимальное, но нужный эффект они создают. Кровля и ее подшивка хорошие, но вот дымоход было бы лучше сделать из того же материала, что и стены дома. Также немного настораживают белые стеклопакеты: не совсем понятно, почему выбрали именно этот цвет. В целом сделано строго, скромно и со вкусом. Наверняка и интерьер будет сочетаться с внешним видом дома.

Буквально в десятке метров от объекта №1 расположился коттедж совсем из другой оперы. Нежно-желтый дом с претензией на классику выглядит аккуратно и ухоженно, но никак не современно.

— В данном случае хозяева пытались соблюсти классические каноны, но вот сказать, что им это удалось и дом на сто процентов попадает в выбранный стиль, я не могу. Складывается впечатление, что элементы подбирали как-то случайно и наугад: тот же фасад состоит из двух абсолютно разных ризалитов (выступающих за основную часть здания частей). Для чего?

Окна тоже размещаются не совсем логично: «слепленные» над крыльцом и еще одно возле двери. К тому же непорядок с пропорциями… Спасти такой дом сложно даже дорогостоящей лепниной. Такое ощущение, что архитектор и хозяева работали над уже готовой коробкой, пытаясь привести ее в приемлемый вид.

К слову, зачастую заказчики (да и некоторые архитекторы) считают, что любую коробку можно вытянуть за счет классики: мол, добавим карнизы, лепнину, завитки и сделаем хороший дом. Но, как показывает жизнь, далеко не все можно реанимировать, так как дверные и оконные проемы, пропорции, расстояния между конструкциями играют важную роль. По большому счету, дом неплохой, хоть и несколько лубочный. Но за те деньги, что человек на него потратил, можно было воплотить в жизнь очень современный стильный проект, — уверена архитектор.

Невероятной громадиной, заслоняющей горизонт и прижимающей к земле все дома поблизости, восстает пока еще бетонно-серая усадьба, которая, судя по темпам строительства, уже этим летом обретет свои итоговые цвета и фактуру.

— Во-первых, по форме это сундук, — с ходу приговаривает дом Александра Боярина. — Пока, конечно, судить еще рано, в какую именно сторону повернется архитектурная и дизайнерская мысль. Может, уйдет в ар-деко, а может, в типичный трэш. Вообще, есть такое ощущение, что это дом а-ля «Гэтсби»: лестницы справа и слева, просто требующие красной ковровой дорожки и неспешно поднимающихся по ним красиво одетых пар, обходная галерея, подпорные конструкции, общий размах и метраж порядка 1200 «квадратов».

На самом деле это очень дорогой дом. И даже кажется, что он, такой масштабный и массивный, строится для себя любимого, а не в качестве гостиницы или агроусадьбы. Пока явных перекосов в пропорциях нет. Окна мелковаты, но на северной стороне это вполне допустимо. С ним, конечно, еще работать и работать, хотя уже сейчас читается некая театральность. Очень хотелось бы увидеть, что получится в итоге. Интересно и то, что будут делать с крышей. Появятся ли дополнительные карнизы? Любопытно, какой цвет фасада выберут.

Если обсуждать размеры, то можно смело говорить об ассоциациях со шляхетской усадьбой: масштаб примерно тот же. Правда, есть одна незадача: к шикарным домам знати обычно подъезжали по не менее шикарной тенистой аллее, а здесь мы видим, что парадная лестница упирается в забор. Маленькая нелогичность уже портит впечатление.

Также есть вопросы к дымоходам. Видимо, заказчик не очень внимательно относится к деталям, и строители, скорее всего, позволят себе напортачить еще больше. Обычно если строят с размахом и «на века», то к малейшим нюансам относятся более серьезно и педантично. Боюсь, промах с дымоходом может потянуть за собой и другие. А вообще, если осмотреть дом со всех сторон, можно предположить, что здесь наворотят еще больше и будет типичный «богатый» дом, ожидать от которого можно чего угодно: странных цветов, золота и вензелей.

Среди обилия псевдоклассических коттеджей нашлось место дому, явно принадлежащему любителю острых углов и прямых линий.

— Здание выдержано в стилистке советских дач, как будто явилось сюда только-только из восьмидесятых-девяностых годов. Коттедж аккуратный, чистый, свежий. Выбранные хозяевами контрастные цвета не портят внешний вид. Отнести к какому-то стилю такое строение нельзя. Это, скорее, дом переходного периода, когда все были в растерянности и не знали, что и как делать. Кстати, далеко не худший вариант — строгие формы, никаких излишеств, — объясняет архитектор.

О сдержанности и строгости форм не приходится говорить, когда видишь дом-крепость, дом-замок, дом-мечту состоятельного в девяностые годы человека. Удивляет только выбор цвета для фасада — уныло-серый в сочетании с зелененькой крышей.

— Подобные замки начали активно строить лет 25 назад: период романтизма и первые пробы пера как архитекторов, так и будущих хозяев коттеджей. Здесь почти все по канонам тех времен: арки, башни, случайность размещения окон (их, как правило, прорубали изнутри), высота дома в три этажа (сейчас люди уже не готовы постоянно бегать по лестницам и заказывают проекты пониже).

Вообще, в данном случае хозяева сочетали все подряд, что им нравилось и более или менее подходило по стилю. Разные элементы брали из соображений то натуральности, то конструктивности, то дешевизны. В итоге получилась каша. Есть вопросы и по отделке. Подшить балкон таким материалом, который в любом случае будет смотреться неаккуратно и идеальности от которого не добьешься, — явный промах. А вот башню ровняли хорошо, она просто обязана была быть гораздо кривее, — шутит о наболевшем и не раз увиденном архитектор. — Заметно, что человек старался довести дом до ума, чтобы жить в нем с удовольствием.

— Выбор цвета обусловлен, наверное, психологическими предпочтениями хозяина. Нежно-серый на момент постройки дома был цветом будущего, он отлично подходит для современных домов. Но вот на замке смотрится странновато, хотя и взят правильно (не в короеде, а в гладкой штукатурке). Если же цвет был выбран недавно, то предположу, что таким образом хозяин стремился снизить доминирующую значимость замка над окружающими околоклассическими домами.

На мой взгляд, жить в таком доме — эстетическая трагедия. Замки возводились с расчетом на сто лет: люди наконец дорвались до денег и возможностей, а потому решали строить масштабно, чтобы комнат хватало на всю семью. Однако время течет слишком быстро, мода кардинально меняется каждые лет 20, и дома наших мечтаний сейчас выглядят совсем по-другому.

Более того, дети и внуки хозяев, поездив по миру и посмотрев на архитектуру, уже не хотят жить в таком доме, отторгают его. Хозяевам деваться, увы, некуда, и они становятся заложниками своих замков — просто вынуждены жить в них, застревая в прошлом. Продать такие дома сейчас нереально.

При всем обилии форм и стилей, ныне доступных строящимся белорусам, в Тарасово встречаются в основном классические коттеджи. Один из самых ярких представителей такого направления был оценен архитектором.

— Коробка неплохая и соответствует классике. А вот по пропорциям и, в частности, к крыше есть вопросы. Для дома, явно претендующего на элитность, не стоило применять такие материалы, как профнастил и металлочерепица, так как даже дорогостоящая ковка и камень не могут перекрыть их.

Отделку мансардных окон и дымоходов следовало бы сочетать с материалом фасада. По лепнине вопросов нет, а вот четыре яруса, навороченные над крыльцом, удивляют: далеко не классическое решение, которое не украшает, а только добавляет эклектики. Также не к месту выглядят прямоугольные столбики в ограждении балкона. Цвет фасада невзрачный, хотя, может, он выцвел. Любопытно, почему внешнее крыльцо оказалось таким бюджетным (не отделано специальной плиткой для ступеней). Забор с шариками и плитами очень дорогостоящий, а крыльцо сделано в духе «эконом». Смотрится неорганично. Неорганичен для этого дома и сам забор. Думаю, неудачный выбор цвета камня расстраивает и самих хозяев.

Наряду с оштукатуренными и выкрашенными преимущественно в нежные бежевые тона фасадами изредка можно встретить деревянные коттеджи.

— Избушки в целом, увы, редко получаются удачными, а круглое бревно для нас вообще нехарактерно. При этом сразу заметно: коробку из «кругляка» окружают элементы привычной для нас эстетики — плоские. В итоге «кругляк» выглядит инородным и немного лубочным.

Крыльцо, понятно, тоже не должно быть таким. Обратите внимание: окно находится в плоскости фасада — это некрасиво. Почти все здесь собрано случайно и соединено по принципу относительной близости деталей. Наверняка между проектом и реализацией было немало компромиссов.

Еще один дом с ломаной крышей и множеством деталей находится в непосредственной близости от своего приторного классического собрата.

— Дом строился явно в девяностые, автор проекта придерживался любимого советского постулата: архитектура должна быть динамичной и эффектной. Эстетика наклонных линий, членение фасада, впечатляющих размеров крыша, даже деление окошек — все соответствует канонам позднесоветского периода. А забор — милый, — шутит Александра.

— Вообще, такие проекты на бумаге выглядят гораздо симпатичнее, чем в жизни. Потому как при возведении дома появляются тени, щели, отливы, водосточные трубы и прочие мелкие детали, которые несколько портят желаемый результат. В итоге реализация не так эффектна, как картинка.

Невзирая на упорство белорусов, строящих и строящих коттеджи в классическом стиле, в Тарасово (да и в других поселках) начинают появляться современные дома, на которые действительно приятно смотреть. На улице Луговой доводят до ума сразу три таких коттеджа. И все по соседству: будто хорошие друзья купили участки в одном месте и решили создать «кластер» современной архитектуры.

— Все три дома хороши и удачны. Они выполнены из самых простых материалов, но выглядят приятно и гармонично. Во всех случаях с объемом и пропорциями полный порядок. Это отличный пример современной интернациональной архитектуры. Такой дом может стоять где угодно. Приятно, что первые шаги в этом направлении уже делаются и у нас.

Помимо эстетического удовольствия, у хозяев не будет проблем с тем, чтобы наполнить помещения мебелью, которая сочеталась бы по стилю со всем домом. Причем это не обязательно должны быть очень дорогие предметы интерьера.

Как видим, дома небольшие и рассчитаны каждый на одну семью. В жизнь воплощены современные проекты, где каждый метр на учете: столько надо на спальню, столько на коридоры, а вот это уже лишнее. В наличии комфортный набор метров — и не больше. Все очень функционально, и даже участок предельно лаконичный.

Приятно, что заказчики начали соглашаться на использование дерева в качестве отделочного материала. Раньше нам просто приходилось их умолять это сделать, а люди все равно отказывались, мотивируя это тем, что дерево сто лет эксплуатации не выдержит, — вспоминает Александра.

Еще один современный дом нам удалось обнаружить возле водоема. Прекрасный вид, достаточно большая площадь (около 600 «квадратов»), природные материалы.

— Сейчас архитектура идет к упрощению форм, люди уже не хотят утяжелять объем деталями. Последняя тенденция — видеть максимум природы, поэтому окна в домах большие. В этом коттедже все хорошо, никаких шероховатостей нет. Серые окна на рыжем дереве смотрятся отлично. Надеюсь, что штукатурка будет гладкой, а не рифленой. Если бы хозяева еще обошлись и без забора, то общий вид был бы просто идеальный.

Два не менее достойных жилых дома расположились чуть в стороне от основной коттеджной застройки. И если один из них имеет привычные формы, то второй и вовсе построен в виде буквы «П», что согласуется с витебскими традициями. Видно, что движение в сторону современной архитектуры в этой части поселка уже началось: сразу за невысоким геометричным домом возводятся еще два похожих.

— Архитектура — вещь очень логичная: есть определенные функции человека, которые нужно облечь в форму, подобрать пространство и правильные габариты. Не стоит строить дома больше, чем это необходимо. У нас долгое время было принято возводить дома по принципу «каждому по комнате»: детям, внукам и чуть ли не правнукам. В итоге получается что: хорошо если внук приедет на неделю погостить, а все остальное время его комната, а то и целые этажи простаивают. То есть архитектура не работает. Для чего это нужно? Ведь жить в большом пустом пространстве некомфортно.

По большому счету, у белорусов еще не выработан какой-то свой характерный и узнаваемый стиль в архитектуре. Отличия от соседей, безусловно, есть, но вот перечислить конкретные черты пока никто так и не смог. Надеюсь, что с годами что-то истинно белорусское будет выработано. И увеличение количества современных объектов в этом, несомненно, поможет.

Сейчас идут споры и размышления о том, на что же все-таки опираться при формировании белорусского стиля: на шляхетскую или сельскую архитектуру? И большинство все же склоняется ко второму варианту. Это даст возможность изучить более глубокие традиции, проникнуться колоритом. А вот в шляхетскую архитектуру в свое время было привнесено много европейского, так как люди путешествовали, что-то заимствовали и часто приглашали архитекторов из Италии для строительства родовых усадеб.

Конечно, было бы здорово возвести целый поселок, где были бы только современные дома. Может, когда-нибудь что-то хотя бы приблизительно похожее и получится: люди посмотрят на соседей и, увидев, что́ можно построить, как это выглядит и работает, захотят и себе нечто подобное. Когда все разное, но выдержано в одном современном стиле — смотрится просто отлично.

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by