Минчане о странном соседстве: «Ощущение, будто под окнами самолеты взлетают. Из-за постоянного гула даже пришлось спать в коридоре»

Автор: Оксана Красовская. Фото: Максим Малиновский
02 марта 2015 в 8:00
Ослепительные скидки в Каталоге Onlíner

«Лишились сна и покоя» — именно так говорят о себе десятки семей, живущих в домах по улице Матусевича, которым сразу после заселения в новостройки отнюдь не типичных потребительских качеств пришлось столкнуться с очень своеобразной проблемой. Днем и ночью людей изводит непрекращающийся гул. И если в светлое время суток он хотя бы «маскируется» под обычный городской шум, то с наступлением темноты, когда автомобильный трафик практически сводится к нулю, гул становится отчетливо слышен и буквально сводит минчан с ума.

Пройдя все инстанции в попытках официально установить источник шума (хотя и без государственных экспертиз люди уже давно «приговорили» ближайший завод) и так и не найдя понимания в кабинетах чиновников, жильцы четырех наиболее страдающих от низкочастотного гула домов решили обратиться к Onliner.by.

— Перед вашим приездом наспех прошлись по домам, собрали подписи, — рассказывает Оксана, жительница квартиры на пятом этаже дома №68 по улице Матусевича, поневоле ставшая общественной активисткой. — Только за пару вечеров претензии по поводу шума подтвердили более 250 человек. При этом, как и бывает в таких случаях, далеко не всех застали в своих квартирах. Такие цифры говорят сами за себя: понятно, что это проблема не одной конкретной семьи и что на слуховые галлюцинации гул не спишешь. Страдают все люди, особенно те, у кого квартиры выше четвертого этажа и окна выходят на проезжую часть.

Как показала жизнь, проезжая часть, о существовании которой, само собой, знали все дольщики и с неизбежным шумом от которой готовы были мириться, стала не самой большой проблемой.

«Мы и понятия не имели, что здесь есть какой-то завод и что он будет работать круглосуточно. Производство „спряталось“ за большим магазином, и предположить, что буквально в 150 метрах от нас будет идти сложный технологический процесс, никак не могли. Понятно, приезжали на площадку, смотрели, как идет строительство, но ведь все навещали свой будущий дом в течение дня, когда шума и так хватает. Поэтому ничего подозрительного так и не услышали», — делятся переживаниями жильцы дома №68 по Матусевича.

Любопытно и то, как на пустующей в течение длительного времени земле, соседствующей с заводом, в принципе могли появиться дома, причем не льготно-социальные, а долевые — «квадраты» в новостройках люди полностью оплачивали из своего кармана и по немалой цене.

Задались этим вопросом и страдающие новоселы. Обескураживающий своей простотой и искренностью ответ пришел от главного государственного санитарного врача Фрунзенского района Минска А. Л. Войтика: «Из предоставленной ГПО „Минскстрой“ информации следует, что в составе проекта застройки первой очереди строительства микрорайона Масюковщина-5, разработанного в 2007 году УП „Минскпроект“, расчеты уровня шума выполнены от источника шума — улицы Матусевича. Работа предприятия ООО „Митра“ и магазина „На недельку“ как источник шума при расчете не учитывалась. При рассмотрении проектной документации на строительство жилого дома №3 по генплану РУП „Главстройэкспертиза“ на необходимость разработки дополнительных мероприятий по снижению уровня шума не указано».

То есть все причастные организации даже и не подумали о том, чтобы заранее озаботиться «шумным» вопросом и без лишних заморочек подписали документы, позволяющие возведение домов в полутора сотнях метров от завода и крупного магазина. Обижены люди и на застройщика, с которым подписывали договоры долевого строительства: их даже не предупредили о таком неприятном соседстве. «Конечно, мы бы выбрали совсем другой район, так как варианты были, или, по крайней мере, остановились бы на квартирах, которые „смотрят“ во двор», — переживают люди.

— Мы готовы были мириться с шумом от проезжей части, который вполне компенсируется тем, что окна выходят на южную сторону, — все время светло и солнечно. Зимой даже не приходится днем включать батареи, так нагреваются комнаты. Но ведь нам теперь просто некуда деться: в «двушках» и «однушках» все окна выходят на улицу, поэтому гул неизбежен. Чтобы хоть как-то высыпаться, мы, например, переехали в коридор, вместо того чтобы жить в нашей любимой шикарной спальне, — говорит Оксана.

— А я вообще без беруш заснуть не могу, — вторит ей соседка и подруга по несчастью.

— Заснуть можно, только если очень сильно устал и просто валишься с ног. Но если, к примеру, посреди ночи проснулся, чтобы покормить маленького ребенка, то потом отключиться невозможно: непрекращающийся гул не дает расслабиться. По несколько часов лежишь и мучаешься, — делится наболевшим молодой отец Юрий из 17-й квартиры.

Многоквартирный дом №68 построили еще в 2012 году. Оксана с мужем и детьми, сделав ремонт, переехали в свою новую квартиру 8 марта 2013-го.

— И сразу нас ждал неприятный сюрприз, — вспоминает Оксана. — В первую же ночь обнаружили, что за окном что-то постоянно монотонно гудит. И повторялось это из раза в раз — никакого покоя. Обратились в санстанцию, первые замеры шума провели 4 июня 2013 года. Тогда мы еще думали, что покоя нам не дает магазин «На недельку», недавно превратившийся в мебельный. Полагали, что там много холодильного оборудования и кондиционеров, которые и шумят. О существовании завода мы тогда и не знали.

Но заключение экспертов заставило горожан искать другие причины: магазинные холодильники были оправданы. «Основным источником шума являются другие объекты», — резюмировал врач-гигиенист. А у санэпидемслужбы появился новый подозреваемый — ООО «Митра». «Обнаружены превышения звукового давления и уровней звука фонового уровня при работе холодильного оборудования для охлаждения технической жидкости производственного оборудования ООО „Митра“. В связи с вышеизложенным руководству выдано предписание о разработке и выполнении мероприятий по снижению уровней шума от работы производственного оборудования и проведению контрольных замеров уровней шума 01.11.2013», — выдал заключение Минский городской центр гигиены и эпидемиологии.

— Как ни крути, все показатели оказались превышены. Там, где допустимое значение 35, у нас 46, вместо 25 — 40, вместо 22 — 37 и так далее. Куда же это годится? Несмотря на все предписания, вынесенные заводу, ситуация у нас так и не изменилась. Да, на бумаге проект санитарно-защитной зоны выполнен в полном объеме, а вот в том, что он воплощен в жизнь, есть большие сомнения. Со слов руководства завода, часть оборудования была вывезена в нежилую зону, но тише от этого у нас в квартирах так и не стало. Нас даже как-то пытались убедить, что проблема в самой конструкции дома, но ведь гул слышим не только мы, жители соседних многоэтажек тоже как один жалуются на шум и с радостью подписали бумаги, когда узнали, что кто-то решил озвучить проблему. Только три квартиры из четырех домов сказали, что ничего не слышат, но, видимо, это связано с индивидуальными особенностями и разным порогом чувствительности, — объясняет медик по образованию Оксана.

— Я живу в 72-м доме, и хоть он географически находится в отдалении, слышим мы этот гул, наверное, не меньше, чем вы, — взяла слово Надежда. — Дискомфорт постоянный, спать нормально невозможно. А что самое неприятное, почти во всех квартирах дети, причем маленькие, так как семьи молодые. Как этот шум скажется на них в дальнейшем? Да и чем мы вообще дышим с учетом того, что рядом льется пластмасса?

Любопытную историю Надежда может рассказать и про то, как замерщики приезжали во второй раз. В ту ночь, по словам молодой женщины, гул действительно стих. Непривычная тишина удивила Надежду и заставила выйти на балкон, чтобы насладиться минутами покоя. Каково же было ее удивление, когда через несколько десятков минут гул вернулся с прежней силой, и не заметить момент нарастания звука было невозможно.

Как позже выяснилось из разговоров с жильцами дома №68, в ту самую тихую ночь приезжали специалисты из центра гигиены. Зафиксировали определенный уровень шума, никак не соотносящийся с тем, что обычно слышат жильцы домов по улице Матусевича, и, отразив все в своих документах, отправились восвояси. Но стоило гигиенистам немного отъехать, как минут через 10—15 гул вступил в свои права (что и услышала Надежда). Жильцы позвонили специалистам повторно и попросили вернуться, но те отказались это сделать.

«Летом становится вообще невыносимо, — рассказывают о некоторой „сезонности“ своих проблем жильцы. — Осенью-зимой завод, по крайней мере, не так часто открывает свои окна, а вот когда в теплое время они распахнуты, к привычному уже гулу добавляется неприятный звук станков — какое-то шипение.

Зато на Новый год, когда „Митра“ временно сворачивает производство, у нас тишь и благодать. А в остальное время такое ощущение, будто под окнами „Боинг“ идет на взлет. Нет чтобы санстанция без предупреждения приехала и сделала замеры, когда завод действительно отключен (то есть во время новогодних каникул) и когда работает на всю мощность. Реальный фон можно измерять только так, но этого, увы, не происходит, раскачиваются они слишком долго».

Жильцы четырех ближайших к дороге и производству домов рассказывают, что весь прошлый сентябрь им жилось вполне комфортно: гул не досаждал, и люди даже расслабились, поверив в то, что худшее уже позади. Но в октябре шум вернулся. Запрос в санстанцию с просьбой провести замеры ни к чему не привел: просьбу просто проигнорировали.

— Январь был тихий. И как раз в это время приезжает санстанция — 26 числа, — продолжает разъяснять детали Оксана. — Не знаем, на кого было рассчитано это шоу, но на заводе сказали, что включали и выключали производство по команде и что заняло это буквально несколько минут. Хотя сами же руководители предприятия раньше заявляли, что производство пластмассы — процесс непрерывный и остановить его просто так нельзя, потребуется несколько часов для охлаждения.

Гигиенисты, само собой, производили замеры, находясь в нашей квартире. Подтвердили, что шум есть, но фоновый, а не связанный с деятельностью завода. А что касается производства, то включение и выключение дает разницу всего лишь в 4 децибела. Даже я, не имея специального образования, понимаю, что такой показатель — ничто для завода, он слишком маленький. Как огромное производство — махина — может давать только 4 децибела?

По словам жильцов, весь февраль за окном снова гудело. А буквально в начале недели шум начал стихать и сошел на нет. Чуть позже владельцев квартир поставили в известность: в ночь с 26 на 27 приедет санстанция и будет производить замеры: «Обидно, что предприятие, которое, как мы полагаем, является источником шума, предупреждают о грядущих замерах за две недели. Если бы гигиенисты приехали неожиданно, без уведомлений, то мы могли бы считать показания объективными и верить им. Но опыт подсказывает совсем другое: к каждому приезду специалистов у нас остается только фоновый шум, а мучающий гул исчезает. Такая закономерность…»

«Конечно, однозначно утверждать, что виновата „Митра“, мы не можем, но цепочка странных совпадений дает нам все основания считать именно так. Возможно, такой гул дают производственные вытяжки: замечаем, что, когда шум стихает, в заводских помещениях открывают все окна, причем даже зимой (какая-никакая естественная вентиляция). Днем пройти мимо завода — то еще развлечение: стоит такой шум, что невозможно нормально разговаривать, — делятся наблюдениями люди. — Поначалу казалось, что все это временно. Но теперь понятно, что годы идут, а исправлять никто ничего не собирается. Если бы знали о таком „сюрпризе“, то десять раз подумали бы, прежде чем переезжать сюда».

«На самом деле мы не хотим войны или чтобы кого-то наказали. Пускай просто разберутся, откуда идет шум, и устранят его. Специальные экраны поставят или еще что-нибудь. Складывается такое ощущение, что никто не хочет выяснять правду. А уж по каким причинам, догадайтесь сами. В центре гигиены, куда обращались не раз, слышали такие ответы: „что вы выдумываете?“, „не считаю нужным отправлять специалистов“. И только когда сказали, что к нам едут журналисты и что мы будем этот вопрос широко поднимать, в очередной раз прислали замерщиков», — рассказывают жильцы.

— Наверное, нам надо почаще вызывать проверку, чтобы иметь хоть немного покоя, — горько шутит Оксана. — Мы это дело просто так не оставим. В квартирах невозможно находиться, поэтому будем писать всюду и дойдем до самого верха, если понадобится. К проблеме должны прислушиваться, если подписались 30 человек, а нас уже почти 300 (с учетом тех, кто подписал на самом собрании). Выясним и то, почему на этом месте вообще «посадили» дома.

Как и было оговорено, в два часа ночи приехали замерщики.

— Сама я с комиссией на завод не ходила, поэтому не знаю, что там происходило, — поясняет Оксана. — Но ведь уже за два дня до проверки у нас все стихло, поэтому и замеры ничего катастрофического не показали. Завод вроде как отключали и включали, на уровень шума в нашей квартире это сильно не повлияло. Результаты измерений в цифрах будут позже.

Но, тем не менее, тот факт, что уже повторно (26.01.2015 и 27.02.2015) при проведении замеров с предупреждением завода становится гораздо тише, заставляет нас думать именно о нем как об основном источнике шума. Вчера, когда завод был полностью выключен, какой-то еле ощутимый гул оставался, но он был едва слышен около окна. Это дает основания говорить о наличии дополнительных источников шума, который, впрочем, ничтожно мал по сравнению с тем, что мы обычно слышим в своих квартирах.

Выслушав подробный рассказ жильцов, Onliner.by обратился за комментариями на предприятие: как-никак именно на «Митру» жалуются люди. Однако на производстве повели себя странно: первый звонок не увенчался успехом по причине того, что заместитель директора Олег Борисович, по словам поднявшей трубку сотрудницы, «вышел из кабинета». Второй, более обстоятельный разговор снова пришлось вести с той же дамой: замдиректора опять вышел. Но как только на том конце провода узнали, что звонит журналист и хочет услышать точку зрения «Митры» по поводу жалоб жильцов на шум, женщина разнервничалась: «О чем вы говорите? Его нет, я не могу ничего сказать», — и бросила трубку. Дозвониться до знающего ответы на все вопросы человека нам больше так и не удалось.

Редакция будет рада получить комментарий от руководства предприятия и сразу же разместит его на портале, если, конечно, кто-либо из высокопоставленных сотрудников ООО «Митра» пойдет на контакт.

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by