«Я два с половиной года пыталась решить вопрос по-хорошему, но сил больше нет», — признается Елена. Еще в апреле 2023-го вместе с супругом и детьми она должна была переехать в новый дом: просторный, светлый, распланированный так, чтобы у каждого из домочадцев было личное пространство. И дом вроде как есть: ярко-зеленя коробка стоит на своем месте, в комнатах уложен ламинат, поклеены обои, даже подоконники установлены. Но все это — лишь яркая ширма. Жить в коттедже невозможно, так как нанятый семьей застройщик «забыл» сделать важную (и давно оплаченную) часть работ.
Елена — многодетная мама. Живет в агрогородке Куритичи Гомельской области. Семья ее небогатая: работа в колхозе еще никого не сделала миллионером. Благо работодатель обеспечил жильем — еще в 2007-м выделил 73-метровый дом. За почти 20 лет жизни супруги успели обустроить «квадраты», но, как ни крути, это арендное жилье. Да и тесно на такой площади вместе с четырьмя детьми. Поэтому мысли о расширении никогда не отпускали пару.
— Когда родился третий ребенок, мы стали на очередь нуждающихся в улучшении жилищных условий. Нам, конечно, предлагали варианты, в том числе вступить в кооператив и построить квартиру в соседнем Петрикове, но я объективно понимала, что по деньгам можем не потянуть: с мужем оба работаем в колхозе. Побоялись, в общем. Да и дети мечтали о доме. Так что отложили решение вопроса до лучших времен, — объясняет Елена.
Лучшие времена пришли с рождением четвертого ребенка: помощь на строительство жилья рассчитана так, чтобы большой семье, у которой и без того каждая копейка на счету, не пришлось ничего доплачивать. Практически всю сумму, необходимую на возведение дома под ключ, покрывает государство. Собственные траты минимальны: оплатить проект, подключение инженерных сетей и все в таком духе. Несравнимо меньшие суммы.
— Вместе с председателем сельсовета выбрали хороший участок площадью 15 соток, зарегистрировали его. Все шло нормально. Встал вопрос, кому доверить возведение дома. Долго не раздумывали: в Куритичах уже работала организация «МА-Билдинг». Они строили коттеджи соседям, справлялись хорошо: сдавали все вовремя, и по качеству не было вопросов. Поэтому и мы к ним обратились.
Весной 2022 года приехали в их контору, посмотрели типовые проекты домов, определились с подходящим нам: почти 124 квадратных метра, три спальни, большая кухня, отдельная просторная гостиная, два санузла.
Проект мы немного упростили, чтобы вышло дешевле и получилось вписаться в субсидию, — говорит собеседница.
Застройщик заверил (и прописал в документах): до конца марта 2023 года дом будет готов. Обойдется он заказчикам (вместе с хозпостройкой) в 223 128 рублей. Очень скоро на участке закипела работа. Как только определенный этап выполнялся, застройщик выдавал акт, который Елена относила в банк, чтобы «отоварить». Деньги таким образом перетекали на счет стройорганизации.
— Честно, поначалу все было в порядке. Даже если Александр, директор «МА-Билдинг», просил деньги наперед, то отрабатывал их. Проблем не возникало. «Подпишите — деньги нужны», «подпишите — людям зарплату надо выдать, я все-все наверстаю», обещал он. Конечно, я входила в положение, — вспоминает Елена. — А потом началось: то машина сломалась, то человек заболел, то у кого-то похороны. И ведь веришь: все мы люди, всякое случается.
После того как строители вывели коробку и накрыли ее крышей, трудностей становилось только больше, а работ на объекте — все меньше.
Но я и тут входила в положение. В общей сложности подписала три дополнительных соглашения: сроки сдачи дома мы сместили на 30.07.2023, потом на 30.10.2023 и затем на 28.02.2024. То есть я дала почти дополнительный год на то, чтобы закончить стройку. Хотелось же по-хорошему, хоть в райисполкоме мне и советовали ничего не подписывать и деньги не перечислять.
Добросердечность Елены «на том конце провода» не очень оценили: работы на объекте еле продвигались. На все попытки поговорить женщина слышала лишь обещания все доделать в ближайшее время. Пытаясь понять, что происходит, Елена сходила на прием в прокуратуру, в Госконтроль, обратилась к депутату. В итоге несостоявшаяся новосел решила идти в суд. Может, хоть это простимулирует исполнителя.
— Ну почему я должна выбивать свое? — задается резонным вопросом собеседница. — Организация взяла на себя обязательства, получила деньги, пусть работает. Так нет же: все у них не складывается и тормозится. Да, с началом судебного процесса на объекте стали появляться люди: поклеили обои, уложили ламинат. В общем, принялись за «косметику». Но это, так сказать, работа для отвода глаз.
А по факту не выполнены глобальные этапы: не до конца утеплена кровля, не подведена вода (в смете этого нет, но на словах Александр пообещал выполнить в качестве подарка), соответственно, нет и отопления, оно даже толком не разведено по дому. Не выполнена чистовая электрика, не собран щиток, не приобретен и не установлен счетчик, нет заземления. Не установлена сантехника. Санузел не обшит сайдингом, не установлены межкомнатные двери. Про сарай я вообще молчу: там ни окон, ни дверей, ни толковой крыши. А ведь за все заплачено.
И главное, Александр все время настаивает: идите сдавайте дом в эксплуатацию. Но как я его сдам, если работы по договору не выполнены? И как я потом добьюсь того, чтобы он завершил все то, что должен? С официальной сдачей дома у него будут развязаны руки.
По суду ООО «МА-Билдинг» должно выплатить Елене 9000 рублей: 2000 за нарушение сроков и 7000 в качестве компенсации морального вреда. Оплата судебных расходов и госпошлины также на застройщике.
— Добровольно они ничего не выплатили. Пришлось обратиться в ОПИ, — говорит женщина. — Что касается директора организации, то на словах он от обязательств не отказывается, мол, все доделаю, ваш объект первый на очереди. Но он в таком «статусе» уже два с половиной года!
Уже вон как похолодало, на носу зима. Получается, дом снова будет стоять без отопления. И если раньше он хотя бы был пустой, то теперь внутри есть отделка. Что будет с этими обоями и ламинатом? Все испортится, поотваливается.
Своих денег, чтобы закончить работы, у нас нет. Как крайний вариант рассматриваем привлечение маткапитала. Но не хотелось бы: все уже и без того оплачено.
Знаете, как мне обидно: стройку начинали, когда старшие дочери еще ходили в школу. Все вместе мы мечтали, как переедем в новый дом. И вот они уже разъехались учиться. И даже скоро вернутся в колхоз на работу (одна будет ветеринаром, другая — зоотехником). И что — новоселье так и не состоится? Я уже не знаю, как повлиять на застройщика, как принудить его выполнить обязательства.
Историй, когда застройщики, взявшиеся за возведение многоквартирных домов, затягивали со сроками, мы знаем неимоверное множество. Но три с половиной года строить дом на 124 «квадрата», да еще без конструктивных или стилистических изысков...
И ладно бы были перебои с финансированием. Так нет же — вся сумма исправно поступила на счет. Что произошло, мы решили выяснить у директора «МА-Билдинг» Александра К. Делать вид, что не в курсе происходящего или не может припомнить ситуацию (как это зачастую бывает), мужчина не стал.
— В этом месяце завершим, я же сказал, — с ходу ответил Александр.
— Что еще осталось сделать?
— Двери поставить пять штук, ванну и унитаз поставить, — неспешно перечислил мастер.
— Елена говорит, что кровля не до конца утеплена.
— Там пару тюков разложить, и все.
— С подводом воды тоже проблемы.
— У меня этого в смете нет. Это я просто делаю как помощь ей. Я не обязан это делать.
— Но пообещали, что сделаете.
— Да, в этом месяце закончу.
— Почему вообще так вышло, что вовремя не сдали дом.
— Проблемы были, — не захотел вдаваться в подробности директор.
— Но деньги вы полностью получили?
— Да.
— А суммы, которые положены по суду, когда планируете перечислять?
— Как закончу работы на ее доме.
Что ж, свяжемся с Еленой в начале декабря, чтобы узнать, завершено ли наконец строительство ее дома.
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by