«Федя, твой фудтрак сгорел». На авторынке произошел пожар, в котором никто не виноват, но ущерб возмещать все равно надо

5943
01 сентября 2025 в 8:00
Автор: Оксана Красовская. Фото: Максим Малиновский

«Федя, твой фудтрак сгорел». На авторынке произошел пожар, в котором никто не виноват, но ущерб возмещать все равно надо

Автор: Оксана Красовская. Фото: Максим Малиновский

Запуская бизнес на хот-догах, Федор не рассчитывал на сверхприбыли: дело маленькое, семейное, локация — не самая популярная на авторынке, да и, по сути, это лишь проба пера. Тем не менее молодой человек надеялся, что рано или поздно выгорит. Но вышло по-другому, с поправкой на лексику: фудтрак, начавший уверенно набирать обороты, внезапно сгорел, а его владелец остался должен соседям приличную сумму денег — их постройку задело огнем. При этом пожар был вызван «занесенным источником огня», а пострадавшее строение оказалось «самоволкой» и по документам не существовало.

Семейный бизнес

Началась эта история летом 2020 года. Леонид, тесть Федора, давно работавший на авторынке в Малиновке, задумал расширить собственную «кулинарную империю». Точнее, его на свою территорию «сосватал» знакомый, у которого на Меньковском тракте была (и есть) автомойка. Мол, лучшего соседства не придумаешь: пока машины моются, их хозяева могут выпить кофе и съесть хот-дог. Место в каком-то смысле глухое, конкуренции нет — все должны быть довольны.

Серо-зеленый фудтрак, который годами исправно кормил посетителей основной части авторынка, переехал на новую локацию. Внутри семьи договорились, что главным на этой точке будет Федор. Юридически же бизнес оставался на Леониде.

— Мы открылись в июне 2020 года. Тогда место выглядело немного по-другому, — вспоминает Федор. — Вот этого забора из сетки не было, фудтрак стоял прямо возле дороги.

Понимая, что бизнес без документов обречен, сразу сделали все, что от нас требовалось: подписали договор субаренды (безвозмездный), связались с электриками ЗАО «Торговый Мир — „Кольцо“», чтобы по всем правилам и официально подключить фудтрак к электричеству. Купили кабель, вызвали автолюльку, сделали отдельный счетчик — все, чтобы работать автономно. И, знаете, бизнес пошел — покупатели у нас были все время, некоторые даже приезжали целенаправленно.

Правда, с соседями, арендаторами помещения, которое находилось прямо за нами, почти сразу возник конфликт. Они высказали претензию, что своим зонтиком и холодильником мы загораживаем их вывеску. Но что делать — тут места совсем мало: мы их где-то загораживаем, они — следующих.

Фудтрак, на котором работал Федор, был уже далеко не новый, но исправный. Изготовленный на заводе по всем правилам и регламентам, он и дальше служил бы семье, если бы не внезапный пожар.

В пять утра начался пожар

Отработав все лето, фудтрак плавно ушел в осень. Хот-доги, шаурма, чай, кофе — фастфудная карусель крутилась каждый день. Казалось, что так будет если не всегда, то ближайшие несколько лет точно.

— Рано утром 17 сентября (кажется, это был четверг) мне позвонил охранник и сказал: «Федя, твой фудтрак сгорел…» Как? Что? Я просто не мог поверить в услышанное. Сразу же сорвался, поехал на авторынок. На месте оказался очень быстро — еще не уехали машины МЧС.

Фудтрака, считай, уже не было: он сгорел полностью — даже колеса расплавились. Остались только рама и угли. Представляете, какой силы был пожар?..
Посмотреть эту публикацию в Instagram

Публикация от фудтрак свиха (@foodtrucksviha)

В какой-то момент ко мне подошел сотрудник МЧС и сказал, что будет проводиться экспертиза. Они взяли образцы угля, проводки, и, по его словам, скоро станет ясно, из-за чего возник пожар, — описывает события молодой человек.

Разбирая завалы, Федор прокручивал в голове разные сценарии. Проводка? Да вроде не должна коротнуть — все сделано официально. К тому же холодильник, который также был запитан от сети, вообще не пострадал. Да и нагрузки на сеть ночью нет никакой (пожар начался в районе пяти утра)… Происки конкурентов? Так их нет здесь, делить нечего.

Таким после пожара остался холодильник

— Мысль о поджоге пришла одной из последних. Да и то когда уже было поздно. После отъезда МЧС я вручную перебирал угли и пепел, оставшиеся от фудтрака. Среди различного мусора, который вообще сложно было опознать, нашел кусок вроде как газового баллона — похожего на те, с помощью которых заправляют зажигалки. Тогда не придал этому значения и выкинул в мусорку: мы же таким не пользуемся, у нас все на электричестве. И только потом сообразил, что это как раз и мог быть ключ к разгадке, — переживает сейчас Федор.

По прикидкам молодого человека, во внезапном пожаре сгорели как минимум $10 000. Сам прицеп, оборудование, продукты. Это если о материальном. В моральном плане сгорело гораздо больше — пропал кусочек семейной истории.

28 октября 2020 года пришли результаты экспертизы. Согласно заключению эксперта Государственного комитета судебных экспертиз, «при пожаре в полуприцепе „Купава“ могло быть несколько очагов пожара, расположенных в местах аномальных термических повреждений, а именно: у северной стены полуприцепа в месте сквозного прогара в покрытии пола, вторая — в западной части полуприцепа в месте сквозного прогара в покрытии пола.

Установить точное количество первоначальных очагов пожара и получить категорический вывод о том, какие из указанных зон аномальных термических повреждений являются самостоятельными очагами горения, не представляется возможным. 

Технической причиной возникновения пожара, наиболее вероятно, явился занесенный источник открытого огня.

На представленных на исследование фрагментах электрических проводников имеются оплавления токоведущих жил, характерные для аварийного режима работы (короткого замыкания), возникшего при повышенной температуре окружающей среды (более 200 градусов С) и в атмосфере, насыщенной газами-восстановителями (вторичного короткого замыкания). Тем не менее следует отметить, что часть электрической проводки и электрического оборудования, вероятно, находившегося в зоне очага (очагов) пожара, могла быть частично уничтожена в результате термического воздействия. В образце пожарного мусора, представленном на исследование, следов горючих (в том числе легковоспламеняющихся) жидкостей и нефтепродуктов не имеется».

— Если был занесенный источник огня, значит, кто-то или что-то его занесли, — рассуждает Федор. — Значит, надо искать, копать, разбираться. К сожалению, на этой территории как не было, так и нет камер видеонаблюдения. Что именно происходило в то утро, так и осталось тайной.

Имея такое заключение на руках, я, конечно же, обратился в милицию. Но в возбуждении уголовного дела было отказано: «сведений о причастности третьих лиц к совершенному возгоранию не получено. В ситуации усмотрен несчастный случай, произошедший из-за технических неисправностей электрификации». Такой ответ я получил. Написал заявление в прокуратуру, дело отправили на повторное рассмотрение, милиция назначила еще одну экспертизу, но результат тот же (вероятно, занесенный источник огня). На этом дело затухло.

Сначала пожар, потом суд

Во время пожара пострадал не только фудтрак. Соседнюю СТО также «лизнули» языки пламени — в результате подгорела стена и оплавилось стекло под крышей. Следы от огня и сегодня можно видеть на здании.

Впрочем, собственник постройки С. вошел в положение погорельцев — претензий ни Федору, ни Леониду не предъявлял, за что мужчины были ему очень благодарны.

Время шло, история начала забываться. Федор открыл аналогичную точку совсем в другой локации, как вдруг почти через три года на семью свалился судебный иск. Суть его проста: пожар задел соседнее здание, ущерб надо бы компенсировать.

— Оказалось, в 2021 году бывший собственник С. продал здание. Покупателями стали люди, которые в 2020-м, когда был пожар, арендовали эту же площадь. Они сделали досудебную экспертизу, по которой выходило, что мы должны возместить им почти 15 000 рублей.

В частности, 10 929 рублей за ремонт и восстановление самого здания, это претензия от ЧУП «ПрофШинТорг». Еще одна претензия была от физического лица, нового собственника Х.: 3916 рублей за ремонт его «Мерседеса» 1988 года выпуска, который находился в боксе во время пожара, и 1331 рубль за шины, которые хранились там же. Решить вопрос мирно никто не пытался: сразу был подан иск в суд Октябрьского района Минска.

С самого начала у нас были вопросы к этой экспертизе. И дело не только в суммах. В самой экспертизе было указано, что она составлена 20 февраля 2022 года. А в суде противоположная сторона начала заявлять, что это «техническая ошибка» и на самом деле экспертиза была составлена 18 февраля 2023 года. Тогда же, в феврале, был произведен и расчет ущерба. Как можно допускать такие ошибки в столь важном документе — вопрос.

Признаюсь, поначалу я был спокоен: причина пожара — занесенный источник огня. Значит, и отвечать должен тот, кто его занес, либо вообще никто — это же форс-мажор, как когда случаются лесные пожары и конкретного виновника не находят. Но по суду оказалось, что ответственность полностью лежит на хозяине фудтрака (целого или даже сгоревшего по чужой вине), — говорит Федор.

На заседания молодой человек ходил с увесистой папкой документов: ему предстояло не только оспорить суммы, но и доказать, что фудтрак стоял на своем месте на законном основании и к электрической сети был подключен отнюдь не самовольно. И если со второй задачей предприниматель справился, то вот с первой не вышло: по решению суда, вынесенному 28 июня 2023 года, ответчик должен был выплатить истцам (юрлицу и физлицу) всю требуемую ими сумму, за исключением стоимости шин, а также компенсировать госпошлину в размере 809 рублей.

— Конечно, я с таким положением дел был не согласен. Решил, что надо оспаривать это решение. Тем более что во время рассмотрения дела выяснились очень любопытные обстоятельства.

Мы и не знали, что новые собственники еще в то время, когда арендовали бокс, самовольно пристроили к нему гараж, увеличив тем самым площадь здания с 47 «квадратов» до 79! Почти в два раза!

Во время пожара как раз и пострадала эта незаконная пристройка, которая нигде не числилась и ни по каким документам не проходила. То есть если бы ее в реальности, как и по бумагам, не было, то никакого ущерба тоже не возникло бы, — делится размышлениями Федор.

Если перелистнуть «Яндекс.Карты» на 2019 год, станет совершенно понятно, что раньше павильон, специализирующийся на ремонте глушителей, выглядел по-другому: был ниже, с окошком и наклонной кровлей (он и сейчас есть, только прячется в глубине комплекса СТО). В 2023-м уже видна та самая довольно масштабная по местным меркам пристройка.

С помощью сервиса Google Earth тоже можно отследить фактическое, но не юридическое появление постройки.

Рассчитывая в том числе на этот аргумент, Федор пошел в суд. Чтобы укрепить свою позицию, предприниматель заказал экспертизу — хотел иметь альтернативный взгляд на произошедшее и на сумму ущерба. Согласно новому заключению, ущерб выходил практически в два раза меньше (оценка производилась по состоянию здания на момент сразу после пожара и на февраль 2022 года).

Этот поход для Федора увенчался успехом: 16 ноября 2023 года судебная коллегия по гражданским делам Минского городского суда изменила решение суда Октябрьского района Минска. Теперь Леонид (как официальный собственник бизнеса) должен был возместить новому хозяину СТО только 1236 рублей (в счет возмещения вреда по авто). Возврат госпошлины тоже уменьшили. В остальной части в иске как гражданину Х., так и «ПрофШинТоргу» было отказано.

— Основную роль сыграло то, что здание было «самоволкой» — его возведение нигде не было согласовано, вовремя регистрировать его тоже не стали. И собственник у точки был другой, а он претензии не предъявлял. Хоть новые хозяева и говорили, что сами возвели гараж, чеки на материалы они предоставить не смогли, — уточняет Федор.

Вечные суды

Такой расклад предсказуемо не устроил уже истцов. Собираясь подать документы «наверх», они занялись легализацией самовольно построенного здания. 28 ноября 2023 года, через три с лишним года после пожара, было написано заявление в отношении капитального строения площадью 78,8 квадратного метра. В итоге в тот же день была произведена государственная регистрация «изменения самовольно перестроенного капитального строения».

С полным пакетом документов истцы пришли в Верховный суд. И вернули все на круги своя: здание существует легально (пусть и совсем недавно), значит, нет никаких вопросов и противоречий. А ущерб есть. Платите.

— Тестю присудили выплатить почти 11 000 рублей. Но я не понимаю, как это возможно. В 2020 году у здания был другой владелец, он не в претензии! Этой пристройки юридически не существовало, разрешение на строительство тоже никто не выдавал. Но в итоге мы должны выплачивать деньги новым собственникам. Да еще по их экспертизе, а не нашей или какому-то среднему значению.

При этом я у себя на участке, на личном наделе земли, не могу даже минимальную пристройку сделать без кучи документов, а тут все так просто… — недоумевает Федор.

Молодой человек говорит, что присужденную судом сумму за ущерб автомобилю они уже выплатили. Остальное по частям вычитают из пенсии Леонида.

— Тестю наложили арест на водительское удостоверение, запретили выезд из страны. Но зачем это делать? Мы никуда не прячемся, всегда на связи с ОПИ. А выглядит так, будто мы злостные преступники. Увы, мы не миллионеры, рассчитываемся по мере возможности. От закона не скрываемся.

К сожалению, на фоне всех этих проблем здоровье тестя ухудшилось — у него обнаружили онкологию.

Конечно, мы будем пробовать оспорить решение, ведь считаем его несправедливым. Ущерб, который понес истец, а именно стоимость повреждений автомобиля, давно погашен, тут мы даже не спорили. Но восстанавливать здание, собственниками которого истцы в 2020 году не были, как-то странно.

Мы подавали жалобу на судебные постановления в Верховный суд, однако в пересмотре дела было отказано. Сейчас пытаемся записаться на личный прием к председателю Верховного суда. Увы, принимает он всего раз в месяц, желающих попасть к нему много. Пока нам это не удалось, но будем дальше пробовать, — отмечает молодой человек.

Хозяева фудтрака уверены: раз нет виновника пожара, то никто ничего никому платить не должен. «Каждый принимает свои убытки как есть — в этом и заключается предпринимательский риск», — поясняет Федор.

Что скажет вторая сторона

Onlíner также удалось связаться с нынешним владельцем СТО. Для полноты картины мы попросили мужчину ответить на следующие вопросы:

  • Давно ли ваша компания (вы) работает в этой локации на Меньковском тракте? Были ли изначально (или появились со временем) планы выкупить объект?
  • В каком году начали возводить пристройку? Согласовывали ли это с собственником? На чьи деньги велось строительство?
  • Почему пошли не официальным путем, а через «самоволку»? Был ли за это штраф при легализации?
  • Были ли какие-либо конфликты с хозяевами фудтрака?
  • Почему так долго не легализовывали пристройку-гараж?
  • Пробовали ли решить вопрос по компенсации ущерба без суда (разговор, досудебная претензия)?
  • Почему решили подавать в суд не сразу, а почти через три года после пожара? Что натолкнуло?
  • Согласны ли с суммами по решению суда — по зданию, по авто? Согласны ли с тем, что из перечня были исключены шины?
  • Любая информация, которую вы сами хотели бы добавить.

Однако комментировать ситуацию собственник отказался, уточнив, что, возможно, захочет сделать это после того, как статья выйдет.

Onlíner будет следить за развитием событий.

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by