Реновация со сносом, арендное жилье в собственность (а то и без оплаты). Как будет развиваться жилищная сфера в ближайшие 5 лет

 
4457
13 марта 2025 в 14:14
26 призов за подписку — участвуйте в розыгрыше Onlíner и Xistore

Сегодня на Национальном правовом портале был опубликован знаковый для всей страны документ. Белорусам представили Концепцию государственной жилищной политики до 2030 года. Разберемся, ждут ли нас серьезные потрясения и как будет развиваться сфера в течение ближайших пяти лет?

Грядет реновация?

В последние месяцы от официальных лиц не раз звучал термин «реновация». Например, бывший министр архитектуры и строительства Руслан Пархамович рассуждал: «Реновация подразумевает увеличение плотности с сохранением комфортности. Достаточно большое количество жилищного фонда в стране имеет если не предельные сроки эксплуатации, то достаточно серьезные. И мы не можем постоянно проводить капремонты и пытаться поддерживать этот жилищный фонд в надлежащем состоянии. Тем более капитальный ремонт не предусматривает повышения его благоустроенности. Поэтому нам по примеру наших российских коллег пора переходить на тему реновации».

В Концепции же раскрывается понятие реновации. Это «улучшение технико-экономических характеристик существующих жилых домов либо возведение новых жилых домов взамен сносимых, в том числе с использованием существующих фундаментов и инженерных сетей».

Раскрывая тему реновации, авторы документа делают особый упор на четырех- и пятиэтажки, строившиеся с середины 50-х до середины 70-х. Порядка 10 млн «квадратов» прячутся именно в таких постройках. И хотя при должном усердии здания остаются крепкими и надежными, «квартиры в них не соответствуют современным потребительским требованиям населения. Также существуют проблемы высокого расхода энергоресурсов на отопление данных домов». В общем, проведение реновации — лишь вопрос времени.

Как только дело касается сноса (а без него в отдельных случаях явно не обойдется), у граждан возникает множество вопросов, затрагивающих финансовый аспект. Документом предусмотрено, что финансирование проектов реновации будет вестись за счет средств местного бюджета и частных инвестиций, доходов от продажи жилых и нежилых помещений в ходе реализации таких проектов.

Относительно взаимодействия с собственниками. Чиновникам предстоит создать оптимальный алгоритм реализации прав хозяев жилых домов. Предполагается, что люди смогут получить денежную компенсацию  либо равнозначное по площади жилье, в том числе в жилых домах, подлежащих реновации.

Про города-«спутники» не забыли

Планируется дальнейшее  развитие городов-спутников. Указывается, что в первую очередь жилье в таких населенных пунктах будет возводиться для граждан, состоящих на учете, в том числе многодетных  семей, семей с детьми-инвалидами, а также инвалидов с детства I и II группы. В Смолевичах, Руденске, Дзержинске, Логойске, Фаниполе и Заславле продолжат возводить дома для жителей Минска, в Жабинке — для жителей Бреста, в Скиделе — для жителей Гродно. Социальная инфраструктура должна «подтягиваться».

Даешь деревню и малые населенные пункты

Про обратный процесс, деурбанизацию тоже говорится. Мол, в сельской местности надо наращивать строительство и развивать инфраструктуру, чтобы люди не селились только в крупных населенных пунктах. Особый упор стоит делать на деревни, расположенные в пределах часа езды от столицы и областных центров.

Прописаны «правила» и для населенных пунктов с численностью населения до 20 тыс. человек. В частности, с учетом финансовых возможностей государства планируется увеличение размера оказания  государственной поддержки при жилищном строительстве «с установлением предельного норматива стоимости 1 кв. метра жилья в размере 90 процентов фактической стоимости 1 кв. метра жилья типовых  потребительских  качеств». Также господдержку, возможно, будут оказывать при приобретении вторички. Льготные кредиты на капремонт, реконструкцию, строительство отменять не планируют.

Как сделать жилье доступнее?

Пожалуй, это один из самых сложных вопросов. Авторы документа предлагают несколько путей. Один из самых любопытных — превращение арендных метров в собственные. Коснется это не всех, а лишь «отдельных категорий граждан», которые пока не уточнялись. Но все же.

«Создание дополнительных возможностей для улучшения жилищных условий должно осуществляться путем получения арендного жилья, передачи его в собственность отдельным категориям граждан, в том числе посредством финансовой аренды (лизинга) таких помещений, без ухудшения базовой модели государственной поддержки граждан, что создаст положительный общественный резонанс», — рассчитывают в Совмине.

В целом же планируется увеличить объемы возведения арендного и социального жилья. В первую очередь для обладателей наиболее востребованных специальностей и незащищенных категорий граждан соответственно.

Задумались законодатели и о том, как поддержать малоимущих граждан, которые не могут позволить себе строительство или покупку жилья. Предполагается, что им будут предлагаться арендные метры с применением понижающих коэффициентов. Социально уязвимые категории населения могут обойтись и вовсе без оплаты. «Для среднего класса необходимо продолжить практику оказания государственной поддержки при возведении, реконструкции и приобретении жилья в собственность», — указывается в документе.

А что с дольщиками, которые готовы платить? Точнее, их рисками — мало ли что могут выкинуть застройщики. Авторы документа понимают, что эта сфера не безоблачна. И предлагают создать «алгоритмы и механизмы, максимально защищающие инвесторов на рынке строительства жилья. Акцент будет сделан на продаже застройщиками готового жилья, построенного за счет собственных и заемных средств».

Также в Концепции упоминается необходимость привлекать инвестиции в жилищное строительство. А для этого надо: сдерживать рост стоимости жилья; создавать объекты инженерной и транспортной инфраструктуры для районов жилой застройки; содействовать гражданам в строительстве индивидуальных жилых домов; вводить в эксплуатацию жилье в достаточных объемах; разработать меры по стимулированию развития государственной системы жилищных строительных сбережений и ипотечного кредитования.

Любопытные цифры

Сравните, совпадают ли ваши ощущения и наблюдения с официальной статистикой.

Согласно документу, на начало 2024 года 68,9% домашних хозяйств страны проживали в многоквартирных жилых домах, 28,8% — в одноквартирных жилых домах, квартирах в блокированных жилых домах (далее — индивидуальные жилые дома) и 2,2% — в общежитиях.

Полностью удовлетворены жилищными условиями около 57,8% домашних хозяйств страны, 29,6% — скорее удовлетворены, неудовлетворены своим жильем 5,4%. Неудовлетворенность жилищными условиями выше у домашних хозяйств с детьми — 10,7% от общего количества, а также у малообеспеченных семей — 15,4%.

Количество граждан, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий (далее — учет), на начало 2024 года составило 569,1 тыс. человек (за последние 5 лет уменьшилось на 12%). Ежегодно за этот период улучшали свои жилищные условия в среднем 25,1 тыс. семей.

Ежегодно улучшали свои жилищные условия 27,2% многодетных семей, 2,4% молодых семей, 3,2% лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее — дети-сироты).

На начало 2024 года общая площадь занимаемого жилья в среднем на домашнее хозяйство по стране составила 62,4 кв. м, в том числе в городах — 59 кв. м, в сельских населенных пунктах — 73,4 кв. м.

Несмотря на увеличение объемов государственной поддержки, недостаточно активно решаются проблемы своевременного обеспечения жильем наиболее уязвимых категорий граждан, в том числе имеющих право на получение жилых помещений социального пользования, проживающих в ветхом и аварийном жилье. Ввод такого жилья в 2023 году сократился в 3,4 раза к уровню 2019 года. Аналогичная ситуация складывается и по темпам строительства жилых помещений для отселения граждан, проживающих в ветхих и аварийных жилых домах, — построено 95 квартир при потребности более чем 3,5 тыс. квартир, а также для детей-сирот — 864 при потребности более 27 тыс. жилых помещений.

Наиболее многочисленная категория нуждающихся в улучшении жилищных условий — молодые семьи — составляет 259,5 тыс. очередников и сокращается ежегодно не более чем на 2,6%.

На текущий момент заселено более 140 тыс. жилых помещений арендного жилья общей площадью 7,8 млн кв. м, из которых около 110 тыс. квартир предоставляется с понижающим коэффициентом при определении размера платы за пользование арендным жильем.

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро