Каждая вывеска — реклама. Сколько жителям «Минск-Мира» придется платить за «Пекин», «Польку» и иже с ними

 
10 614
27 февраля 2025 в 14:30

На прошлой неделе немалая часть жителей столицы была удивлена: персональные названия домов в «Минск-Мире», закрепленные в виде вывесок над каждым входом в подъезд, оказались рекламой. К тому же рекламой, не согласованной с городскими властями. А за рекламу, которая маячит перед глазами, как известно, надо платить. Смогут ли жильцы сохранить красивый нейминг и сколько за него придется платить, агентству «Минск-Новости» рассказали в главном управлении торговли и услуг Мингорисполкома.

Ситуация такова: ни у одного из названий, будь то «Афины», «Сан-Франциско» и так далее, нет законного основания украшать собой фасады и подъезды: паспорт рекламы отсутствует. Когда городские власти указали на это нарушение и выдали предписание исправить, застройщик ушел в глухую оборону: ничего не знаю, все вопросы к уполномоченным организациям, которые управляют совместным домовладением от имени участников. Переводя на внятный язык: пусть жильцы или товарищества сами разбираются как хотят — или платят, или демонтируют. Логично, что возмутились и жильцы: при заселении, например, в «Афины» никто не предупреждал о таком «сборе».

Начнем с главного вопроса, который возмущает жильцов: чем мешают названия?

— Вопрос изначально поставлен неверно — красивые и благозвучные названия не мешают никому, но размещать даже самую эффектную вывеску без согласования, без получения соответствующего паспорта рекламы — это нарушение законодательства, — отмечает начальник отдела по контролю за рекламой и защите прав потребителей главного управления торговли и услуг Мингорисполкома Ирина Летняк. — Закон един для всех. И почему юридические лица и организации, с которыми заключены 23 тыс. соответствующих договоров, оплачивают свои рекламные конструкции, а в «Минск-Мире» это должно размещаться на безвозмездной основе?

Нам приводили ряд аналогий в духе «Ванкувер», «Афины», «Сан-Франциско» — то же самое, что номер дома и название улицы.

Отнюдь: это фантазийные, иначе говоря — выдуманные названия, которые поддерживают интерес либо продвигают то или иное здание или сооружение (в зависимости от того, какая цель закладывалась в это изначально).

Такая информация не является обязательной и тем более не имеет ничего общего с нумерацией домов и названиями улиц в транспортном ориентировании.

Более того, данные обозначения не являются вывесками, потому что в таких домах отсутствуют соответствующие объекты обслуживания. И, согласно разъяснению МАРТ, подобный нейминг для размещения требует получения разрешения и заключения договора с местным исполнительным и распорядительным органом, предусматривающего оплату за использование городской среды (среды населенного пункта или иных территорий) в рекламных целях. Но застройщик такого разрешения у Мингорисполкома не получал. Соответственно, это является нарушением пункта 1 статьи 13 закона Республики Беларусь «О рекламе»: размещение средств наружной рекламы без наличия у рекламораспространителя разрешения соответствующего исполнительного комитета запрещается.

Жильцы въехали в дом, на котором уже висит такая реклама. Но придумал и реализовал идею застройщик. Выглядит логичным, что все финансовые затраты должны лечь на его плечи. Тем не менее он буквально умыл руки, и теперь платить придется жильцам.

— В данной ситуации важно понимать и разделять «рекламодателя» и «рекламораспространителя», — объясняет специалист. — На бытовом уровне кажется, что рекламодатель и есть застройщик. Но ситуация сложнее. Нам предоставлена информация о том, что застройщик передал данные обозначения, вывески и надписи вместе с имуществом (зданиями, сооружениями) заказчику, который, в свою очередь, заключил договоры с организациями, уполномоченными от имени участников совместного домовладения управлять и распоряжаться общим имуществом, несет расходы по содержанию данных конструкций и т. д. То есть рекламодатель как таковой «потерян». Но есть рекламораспространитель — жильцы, на стенах, фасадах, крышах домов которых и размещается данный нейминг. И соответствующие предписания — к оформлению документов либо к демонтажу конструкций — относятся к ним.

Ситуация выглядит патовой: очевидный рекламодатель в лице застройщика говорит: «Я делал по заказу», заказчик, в свою очередь, кивает: «Все права переданы, все вопросы к жильцам или к уполномоченным организациям». Последнее звено в шоке: почему мы? Нюанс в том, что в данном случае в рекламных целях используется городское пространство. Бесплатно, что важно. И рассуждение в духе «мы не знали, не ясно, кто рекламодатель, мы не просили, не знали» не является аргументом. Незнание закона от ответственности не освобождает, тем более что необходимое предписание и разъяснения городскими властями были выданы и высланы.

— Мы ведем переписку с данными уполномоченными организациями, — рассказала Ирина Летняк. — Одно из товариществ предлагает свои меры по решению сложившейся ситуации.

Красивые названия вполне себе могут и дальше украшать фасады и подъезды. Но для этого необходимы, во-первых, протокол о согласии большинства жильцов, во-вторых, получение соответствующего рекламного паспорта.

— На территории столицы документы можно подать в службу «Одно окно», уполномоченную на оформление разрешений (ул. Советская, 19), — инструктирует специалист. — На сайте Минского центра инжиниринговых услуг представлена вся информация, необходимая для оформления, переоформления или продления паспорта средства наружной рекламы, а также стоимость указанных услуг.

Возвращаясь к финансовому вопросу, который так возмущает многих. Для каждого жильца плата за красивый нейминг будет эквивалентна стоимости… одной спички.

— Стоимость одного «квадрата» рекламного поля равняется одной базовой величине, или 42 рублям, — предметно объясняет специалист. — Если рассматривать пример непосредственно названий на подъездных группах (размеры варьируются от 0,65 до 1,2 кв. м) с учетом всех понижающих коэффициентов, то ежемесячная стоимость одного «квадрата» рекламы составит в среднем от 7 до 10 рублей. И она будет закономерно поделена на всех жильцов конкретно взятого дома.

Сумма выглядит не просто небольшой, но чисто символической. Однако рассмотрим ситуацию, если жильцы встанут в позу и платить откажутся. Мол, вам надо, вы и демонтируйте. Тогда заплатить придется дороже. Демонтаж произведут специальные службы, а издержки будут взысканы в судебном порядке.

— Право на жизнь имеет любая вывеска, надпись, конструкция, у которой есть соответствующий рекламный паспорт, — отмечает директор Минского городского центра инжиниринговых услуг Леонид Норик. — Для примера, церковь на ул. Гурского, 48. На фасаде размещена надпись «Благодать», и на нее получен паспорт и осуществляются платежи в бюджет. Аналогичные ситуации со всем знакомыми кинотеатрами — те же «Киев», «Октябрь» и другие — или гостиницей «Минск», универмагом «Беларусь». Еще один не самый очевидный пример — дилерский центр на проспекте Партизанском. По сути, юридическое лицо просто разместило адрес. Но с учетом визуальной составляющей — «Партизанский, 162», выполненной шрифтом внушительного размера, а также формата размещения, — он и воспринимается, и является коммерческой рекламой. И данный нейминг оформлен как рекламный объект и оплачивается в бюджет соответственно. Еще один пример: велопарковка одной из пиццерий. Конструкция имеет форму букв, в которой читается товарный знак конкретной организации. Казалось бы — не надпись, не вывеска, просто форма. Но она тоже требует соответствующего оформления.

Держим в уме, что «Минск-Мир» активно строится. И в долгосрочной перспективе там планируют «вырасти» своя «Пальма-де-Майорка», «Бора-Бора» и прочие греющие слух географические названия. Вырастут ли?

— Идеальное решение ситуации: рекламодатель озаботится получением разрешения заранее, оформит на себя паспорт рекламы и в дальнейшем при необходимости сможет его передать на переоформление, — отмечает Ирина Летняк. — Тем более что эта процедура куда более легкая и быстрая.

Другой вопрос, пойдет ли на это застройщик. Или опять будет — «сдал и забыл», а разбираться придется жильцам.

Выбор покупателей
12.1" IPS, 120 Гц (2560x1600), Android, Qualcomm Snapdragon 7s Gen2, ОЗУ 8 ГБ, флэш-память 256 ГБ, цвет темно-серый
12.1" IPS, 120 Гц (2560x1600), Android, Qualcomm Snapdragon 6 Gen1, ОЗУ 8 ГБ, флэш-память 256 ГБ, цвет серый

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро