30 597
16 февраля 2025 в 8:00
Источник: Валерий Волатович

Дом-гора. Каково это — иметь квартиру в многоэтажной пирамиде?

Источник: Валерий Волатович

Местные жители называют их «Тоблероне», «Гробница фараона» или просто «дома-холмы». Все дело в необычной форме, которую имеют эти здания. В середине 1960-х годов власти немецкого промышленного города Марль решили провести архитектурный эксперимент. В поисках максимально эффективного формата многоэтажного жилья, которое при этом отличалось бы повышенной комфортностью, как у отдельно стоящего коттеджа, они последовательно построили четыре дома, в разрезе имеющие вид треугольника. Каждый из новых корпусов учитывал ошибки своего предшественника, выявленные в процессе эксплуатации. Сейчас, по прошествии 60 лет, уже можно сделать вывод, оказался ли тот опыт удачным. Оправдала ли себя оригинальная конструкция?

Марль? А где это?

Немецкий Марль, расположенный в земле Северный Рейн-Вестфалия, мягко говоря, не относится к числу самых известных городов Германии. Между тем он по-своему интересен. Начать хотя бы с того, что он имеет относительно короткую историю. По сути, город возник лишь в середине 1930-х годов, когда нацистское правительство задумало создать на окраине своего важнейшего индустриального Рурского бассейна крупный центр химической промышленности. Это место было выбрано за наличие рядом двух угольных шахт, открывшихся еще на рубеже XIX—XX веков.

Их продукция должна была стать главным источником сырья для создававшегося кластера.

Новый промышленный гигант, получивший название химический завод «Хюльс», строился для производства из угля синтетического каучука. Это был стратегический проект, который в первую очередь должен был обслуживать германскую армию, поэтому работы шли очень быстро. Предприятие, обеспечивавшее 17% нужд государства «оси» в каучуке, вступило в строй уже в 1938 году, а Марль стал местом проживания его работников. Естественно, оно не могло не привлечь внимание союзных держав во время Второй мировой войны. Комбинат и город стали целью бомбардировок, что вынудило власти Марля после окончания конфликта развернуть масштабную программу реконструкции города.

Архитектурный эксперимент

Главным инициатором проекта стал мэр Марля Руди Хайлянд. По его мнению, «учитывая нерешенное строительное прошлое Германии, жилищное строительство и городское развитие достигли ситуации, которая просто заставляет нас принять решение. Либо осмелиться сделать прыжок в следующее десятилетие, либо смириться с застоем и неизобретательным, однообразным и стерильным качеством немецкого ландшафта». Действительно, ликвидируя разрушения времен Второй мировой, власти ФРГ часто удовлетворяли острую потребность в массовом недорогом жилье примерно теми же способами, что практиковались и у нас.

То есть с помощью сооружения многоэтажек индустриальными методами.

Муниципалитет Марля обратился к архитекторам Роланду Фраю и Герману Шредеру, поставив перед ними задачу предложить решение, которое учитывало бы растущую стоимость строительства и увеличивающееся население города, причем последнее к середине 1960-х уже требовало большего комфорта для жизни. Фрай и Шредер ответили на этот запрос уже разработанным ими проектом Wohnhügel, «дома-холма». С ним авторы участвовали в конкурсе на застройку нового жилого района на северо-западе Франкфурта еще в 1959 году, но, по мнению архитекторов, за несколько прошедших лет их вариант не потерял свою актуальность. Главное, что он сочетал относительно низкую стоимость работ с оптимальным использованием земельного участка и улучшенными удобствами для жителей в сравнении со стандартной типовой многоэтажкой.

Четыре «брата»

Строительство первого Wohnhügel началось 15 сентября 1965 года и было завершено за два года. Срок, учитывая размеры здания, большой, но надо помнить, что использовался индивидуальный проект, первый в своем роде, на котором отрабатывались и новые технологии. Внутри здания разместилось 46 квартир разной площади (от 69 до 120 квадратных метров), причем преобладали трешки. Все квартиры были L-образной формы, от второго этажа и выше имели просторную террасу площадью от 20 до 80 «квадратов». У квартир, находящихся на первом этаже, вместо террасы был собственный небольшой участок с садом. Жилье же на верхнем уровне было двухуровневым. Это действительно был повышенный комфорт, приближающий апартаменты в многоэтажке к индивидуальному дому.

Авторы считали, что собственная терраса (или сад) имеет массу преимуществ.

Например, их можно было использовать для выращивания растений, сушки белья, детских игр. Они позволяли легко мыть окна и по сути являлись дополнительной комнатой, только на открытом воздухе. К концу 1960-х рядом возвели второй «дом-холм» по измененному проекту с 66 квартирами. В середине 1970-х здесь же появился третий корпус, с 44 апартаментами, а в 1982-м — четвертый, с 60 квартирами. Внешний вид зданий менялся, адаптировалась и внутренняя начинка (во втором, третьем и четвертом корпусах уже появился лифт), инфраструктура (в третьем корпусе имелся общественный бассейн для жильцов), но суть идеи оставалась прежней.

Недостатки

В процессе эксплуатации зданий были выявлены и определенные проблемы. Однако большинство из них не являлись недостатками конкретно этого проекта, а связаны были в принципе с архитектурой и качеством строительных материалов в 1960-х годах. Например, среди претензий жильцов было отсутствие окон в ванных комнатах и отсутствие лифта (в первом корпусе). Очевидно, что все Wohnhügel также не являлись оптимальными с точки зрения потребления энергии, хотя полностью соответствовали общему стандарту 1960-х и 1970-х годов. Обитатели верхних квартир были в восторге от того, что они двухуровневые, однако крыша спальни, занимающей второй этаж, перегревалась на солнце.

В первом доме террасы находились непосредственно над жилыми комнатами нижнего этажа.

Недостаточная гидроизоляция приводила к тому, что во время сильных ливней вода проникала в квартиры. Не соответствуют «дома-холмы» и современным стандартами по доступности для людей с ограниченными возможностями. Однако все эти выявленные недостатки вряд ли можно назвать принципиальными.

Туристическая достопримечательность

Первые жильцы, въезжавшие в корпус, сданный в эксплуатацию в 1967-м, опасались соседства с проходящей рядом железной дорогой, но, как показала практика, уровень шума внутри помещений оказался приемлемым. Сожалеют они лишь о том, что в составе квартала так и не был построен обещанный торговый центр. В остальном же квартиры в любом из Wohnhügel считаются достаточно престижными и сейчас, несмотря на то что с момента строительства первого дома прошло уже целых шестьдесят лет.

Важным показателем статуса этих домов является следующее.

Лишь десять процентов квартир в комплексе сдаются в аренду. В остальных живут собственники, причем многие из них въехали в жилье сразу же после сдачи корпуса. То есть значительное число квартир никогда не меняло владельцев или ими являются наследники первых жильцов. Это убедительно доказывает, что обитатели «домов-холмов» ими довольны и отказываются съезжать даже в новостройки. То есть архитектурный эксперимент оказался в конечном итоге удачным, пусть и остался в статусе эксперимента. В серию эти необычные дома по каким-то причинам не пошли. Зато сейчас они имеют в Германии определенную известность, и посмотреть на них любители архитектуры приезжают специально. Значит, все было не зря.

Выбор покупателей
зубная щетка, мягкая чистка/отбеливание, питание от аккумулятора, движение головки: вращение + пульсация, в комплекте: футляр, подставка-зарядная база
Выбор покупателей
Onlíner рекомендует
ирригатор, мягкая чистка/массаж, питание от аккумулятора, регулировка струи, в комплекте: USB-кабель

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by