После Второй мировой войны чаще всего архитекторы подходили к проектированию жилья, особенно районов массовой застройки, предельно утилитарно. Это было свойственно не только Советскому Союзу или странам социалистического блока, поставившим индустриальное домостроение на поток. Похожие жилые массивы появлялись и в других странах Европы. Однако периодически для создания подобных комплексов приглашались известные архитекторы, получавшие бюджет на что-то действительно необычное. Сейчас некоторые из этих работ стали объектами туристического интереса и даже привлекают внимание кинематографистов своим фантастическим обликом. Среди таких оригинальных экспериментов — «Арены Пикассо», квартал, созданный в первой половине 1980-х годов в пригороде Парижа. Увидев его единожды, забыть комплекс уже вряд ли удастся.
Необходимость масштабного строительства жилья с использованием индустриальных методов производства во всех государствах мира была вызвана одной и той же главной причиной. Это урбанизация, рост городов за счет приезда населения, прежде обитавшего в сельского местности. Дополнительным фактором становились разрушения прежнего жилого фонда во время Второй мировой войны. Людям необходимы были если не собственные дома, то хотя бы квартиры, и самым быстрым и дешевым способом их дать оказался фабричный конвейерный выпуск. Унифицированные типовые строительные детали производились на специальных комбинатах, а затем собирались, как конструктор, строителями на определенных для этого площадках.
В этом смысле Франция не была исключением.
Здесь существовали ровно те же проблемы, что и везде, и решались они похожими методами. Типичный образ французского города состоит из острых шпилей готических соборов, узких кривых улочек средневековых центров и милой глазу исторической застройки, но при всей справедливости такого восприятия действительность оказывается прозаичнее. На окраинах любого крупного города страны можно найти те же самые спальные массивы, которые существуют и у нас. При этом зачастую они гораздо опаснее в криминальном смысле, чем наши «районы, кварталы».
Особую остроту вопрос с жильем получил во французской столице, которая, как и в других странах, оставалась магнитом для множества выходцев из провинции, а также иммигрантов из бывших азиатских и африканских колоний. После переписи 1962 года демографы предрекли рост населения на 50% к 2000 году. Количество жителей Парижа по этим оценкам должно было достичь 15 миллионов человек. Помимо того, что всем этим людям надо было где-то жить, это вызвало бы целый ряд других проблем.
Все эти народные массы надо было как-то перемещать из селитебных зон к местам приложения труда, их надо было учить, лечить, кормить.
Городские власти решили упредить перерастание всего этого клубка в серьезный кризис и в те же 1960-е годы запустили масштабную программу строительства не просто новых жилых районов, а целых городов-спутников Парижа. Их так и назвали — «новые города». Идея заключалась в том, чтобы сделать из них автономные населенные пункты, где были бы и жилье, и работа, что исключало необходимость местным жителям ездить собственно в Париж и облегчило бы нагрузку на столичную инфраструктуру. Одним из таких новых городов стал Марн-ля-Валле. В его районе Нуази-ле-Гран и появились «Арены Пикассо».
Испанец из Самарканда
Бóльшая часть застройки Марн-ля-Валле не представляет какого-либо архитектурного интереса. Однако среди однообразного жилья есть и несколько выдающихся исключений. Первым из них стал ЖК Espaces d'Abraxas, спроектированный в 1978 году выдающимся испанским архитектором-постмодернистом Рикардо Бофиллом. Для строительства же «Арен Пикассо» (Arènes de Picasso) муниципальные власти пригласили другого испанца (и бывшего коллегу Бофилла по его студии Taller de Arquitectura) Мануэля Нуньеса-Яновского.
Нуньес-Яновский сам по себе человек интересной судьбы.
Хотя бы потому, что он сын испанца и гражданки СССР, что и символизирует его двойная фамилия. В конце 1930-х после поражения республиканцев в Гражданской войне в Испании и установления авторитарного режима Франсиско Франко некоторые из проигравших в том конфликте эмигрировали в Советский Союз, как раз и оказавший военную поддержку республиканской стороне. Нуньес-Яновский родился в 1942 году в узбекском Самарканде, где родители находились в эвакуации во время Великой Отечественной войны. После ее окончания Мануэль до 15 лет жил в Одессе, но в 1957-м уехал в Испанию, на родину отца, где получил очень разностороннее образование. Помимо архитектурного диплома, он изучал историю и археологию, а также закончил театральный факультет. Такой смешанный фундамент во многом ответственен за выбранный автором образ для «Арен Пикассо».
Как и многие архитекторы-постмодернисты, Нуньес-Яновский, сформировавшийся под влиянием Бофилла, увлекался современной интерпретацией античных классических канонов. Вот и источником вдохновения для «Арен Пикассо» стали римские амфитеатры, крупнейшим из которых является римский Колизей. Жилой комплекс окружает восьмиугольную площадь и действительно напоминает арену (отсюда название) для представлений или боев гладиаторов.
Отсылка к Пикассо же сделана потому, что эта площадь названа в честь великого французского художника испанского происхождения.
Посетитель ЖК по мере приближения к нему оказывается в узком коридоре, образованном корпусами комплекса, и проходит в арку, после чего оказывается на открытом пространстве «арены». Можно действительно почувствовать себя гладиатором, выходящим на поле для боя. Дополнительно жилые корпуса украшены своеобразной аркадой из контрфорсов, в свою очередь отсылающих к готической церковной архитектуре страны. В этом весь постмодернистский пафос задумки – сочетание разных стилей, которые выглядят несочетаемыми. Яркими акцентами при этом являются два дискообразных 16-этажных корпуса, придающих всему ансамблю сходство с перевернутой вверх колесами повозкой.
«Арены Пикассо» рассчитаны на 540 квартир. Половина из них относится к категории социального жилья (то есть сдается муниципалитетом в аренду нуждающимся слоям граждан по сниженной ставке). Другая половина была продана на общих условиях в собственность. На первых этажах в основном размещено двухуровневое жилье повышенной площади. Помимо этого, в состав комплекса входят детский сад, средняя школа и магазины. Несмотря на довольно сложный образ, все собрано из панелей, что лишний раз демонстрирует гибкость индустриального домостроения и возможность собирать из его изделий необычные сооружения.
«Я не архитектор. Я постановщик. Я выходец не из архитектурного училища, а из театрального. И для меня архитектура — это продолжение моей театральной карьеры, которое можно определить очень просто: я стараюсь быть трагикомиком. Если в театральной культуре единица измерения — человек, то в архитектуре — метрическая система. В своей деятельности я предпочитаю театральную, человеческую систему измерения», - говорил про себя Мануэль Нуньес-Яновский. Что ж, жители «Арен Пикассо» сполна оценили и комическую сторону жилого комплекса. Конечно, колесами или даже дисками Луны или Солнца никто цилиндрические высотки не считает. Вместо этого их прозвали «камамберами» за сходство с головками одноименного сыра. Как бы то ни было, решение получилось запоминающимся, а для архитектуры это ценное качество.
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by