В этом архипелаге сплелось множество разных факторов, каждый из которых неприятнее другого. Его воды чрезвычайно опасны. Они кишат большими белыми акулами, не гнушающимися нападениями на человека. Скалы забрали жизни многих моряков и даже летчиков. Здесь произошла пусть и курьезная, но война, причем причиной стали, как ни странно, птичьи яйца. Рядом захоронили ядовитые отходы и затопили настоящий радиоактивный авианосец. Ну а в довершение всего Фараллоновы острова просто жутко пахнут. Неудивительно, что они закрыты для посещения обычными людьми, хотя вовсе не из-за одной из вышеперечисленных причин. Как же в одном месте совпало столько разных и порой зловещих обстоятельств?
На самом деле Фараллоновы острова расположены вовсе не в богом забытом уголке мира, а очень близко к цивилизации. От них до пролива Золотые ворота, через который перекинут знаменитый одноименный мост у Сан-Франциско, всего 43 км. Архипелаг даже можно увидеть с континента невооруженным глазом при хорошей погоде. Смотрело на него и коренное население северной Калифорнии, и в их воображении Фараллоны представлялись обиталищем покойников, а потому получили прозвище «Острова мертвых».
Судя по всему, из-за такого суеверия посещать их индейцы не решались.
Зато европейцам подобные предрассудки были чужды, а потому в 1542-м здесь высадились матросы экспедиции испанца Хуана Кабрильо. Испанцы и дали архипелагу его официальное название. Farallones — в переводе «скалы», «утесы». За испанцами пришли иные исследователи, в конце концов и начавшие экономическое освоение этой земли. Казалось бы, что в ней могло быть привлекательного? Мех. На Фараллонах свои лежбища устраивали морские котики, и одними из главных охотников на них стали русские колонисты с Аляски, основавшие здесь факторию. Несчастные животные истреблялись тысячами, и в итоге к середине 19 века их почти полностью извели. Но внимание людей практически сразу же переключилось на иной ресурс, которым архипелаг был очень богат.
На Фараллонах, ставших в 1848 году вместе с остальной Калифорнией частью Соединенных Штатов Америки, расположена колония морских птиц, крупнейшая в стране за пределами той же Аляски и Гавайев. Неподалеку благодаря золотой лихорадке начал стремительно расти крупный город — Сан-Франциско. Как известно, многие люди любят еду из птичьих яиц, и соседний с городом архипелаг стал их бесконечным источником. В 1849 году некий доктор Робинсон, также приехавший в город в поисках драгоценного металла, решил, что куда надежнее заняться иным промыслом. Он основал Pacific Egg Company («Тихоокеанскую яичную компанию») и фактически сделал острова своей личной собственностью. Каждый год в середине мая на них высаживались работники Робинсона, которые первым делом разбивали все уже снесенные множеством тонкоклювых кайр яйца. Этим самым они гарантировали для покупателя свежесть своей продукции. Все вновь снесенные яйца кайр собирались и отправлялись в Сан-Франциско. На пике добычи количество яиц оценивалось примерно в 500 тысяч штук в месяц.
Естественно, бизнес был очень прибыльным, и конкурентов Робинсон терпеть не хотел.
А видя, насколько у предприимчивого доктора успешно идут дела, они не могли не появиться. В июне 1863 года на Фараллонах высадилась очередная группа «чужаков», и наемники Pacific Egg Company просто открыли по ним огонь. «Яичная война» продолжалась 20 минут и, к сожалению, не обошлась без жертв. С обеих сторон погибло по одному человеку, четверо пришельцев были ранены. Но конфликт принес Робинсону ожидаемый результат, на его монополию еще почти целых 20 лет никто не покушался. Лишь в 1881 году американское правительство решило положить промыслу конец и изгнало расхитителей яиц с Фараллонов.
Государственные интересы на архипелаге поначалу сводились к строительству на нем маяка, однако затем там появилась метеостанция, а в годы Второй мировой на одном из местных островов построили специальный пункт радиослежения, наблюдавший за активностью японского императорского флота в этом секторе Тихого океана. Но все же основным направлением политики федерального правительства и властей штата в отношении Фараллонов стала природоохранная деятельность.
В 1909 году президент Теодор Рузвельт учредил «Заповедник Фараллоновы острова».
Сначала он включал лишь северо-западную часть архипелага, а с 1969-го уже и всю его территорию. Основным объектом охраны стали морские птицы, использующие эти скалы для гнездования и выведения потомства. Количество видов при этом исчисляется сотнями, а главным их врагом неожиданно стали обычные домашние мыши, каким-то образом попавшие на острова. Мышиная популяция, по последним данным, достигла уже 60 тысяч штук и стала такой проблемой, что сотрудники заповедника намерены даже провести масштабную операцию по их истреблению. После того как Фараллоны получили статус охраняемой территории, сюда вернулись ластоногие, а окружающие воды полюбили большие белые акулы, которые охотятся на котиков. Но порой их жертвой становятся и люди, те редкие смельчаки, решающие здесь искупаться. Никого не отпугивает даже жуткая вонь птичьего помета, который копился здесь столетиями.
В основном моряки стараются обходить архипелаг стороной. Все равно высаживаться на острова сейчас имеют право лишь специалисты заповедника и приглашенные ими ученые, а скалы Фараллонов, порой расположенные сразу под поверхностью воды, представляют серьезную опасность для проходящих мимо кораблей. Острова стали причиной гибели множества кораблей. Например, USS Conestoga, исчезнувшего здесь в 1921 году вместе со всеми 56 людьми, находившимися на борту.
Остатки судна смогли найти лишь в 2009-м.
Фараллоны даже умудрились стать причиной авиакатастрофы, когда в 1941 году здесь потерпел крушение пытавшийся приводниться гидросамолет Douglas Dolphin, принадлежащий Береговой охране США. Погибли три члена экипажа. Продолжает забирать жизни архипелаг и сейчас. В 2012-м перевернулась частная яхта Low Speed Chase. Жертвами стали пять из восьми человек, находившихся на борту. Так что неудивительно, что в мореходной среде Фараллоны получили прозвище «Зубы дьявола». Даже выглядят многие местные скалы угрожающе.
Несмотря на статус заповедника, именно окрестные воды федеральные власти почему-то решили выбрать для захоронения опасных отходов. С 1946 по 1970 год рядом с островами утопили без малого 50 тысяч контейнеров, преимущественно с различными «фонящими» остатками научной и исследовательской деятельности.
А в 1951-м у архипелага затопили бывший авианосец USS Independence.
Корабль был построен в начале Второй мировой войны и выполнил немало боевых задач, но после ее окончания показался командованию американского ВМФ излишним. Его вывели из флота, а в 1947-м использовали в качестве мишени при испытании ядерного оружия у атолла Бикини. Как ни странно, при этом авианосец не затонул, а в конце концов его отбуксировали к Фараллонам и там затопили. В 2009-м его вновь обнаружили на дне, а в 2015-м обследовали с помощью автономных подводных аппаратов. Корабль находился в прекрасном состоянии, учитывая ситуацию, в которой он оказался. Но на всякий случай здесь лучше лишний раз не появляться, оставив «Зубы дьявола» котикам, птицам, мышам и редким ученым.
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by