24 августа 2024 в 8:00
Автор: Анастасия Данилович. Фото: Анна Иванова

«Компания дала гарантию 10 лет, но обанкротилась». Лидчанин потратил на окна $3500, а они покрылись пятнами и разводами

Автор: Анастасия Данилович. Фото: Анна Иванова
Выигрывай AirPods 3 за покупки с доставкой Onlíner Prime

Строительство собственного дома — это всегда квест. Нужно искать ответы в документах под грифом «Официально», решать головоломки, где и по какой цене заказать материалы, искать подходящие ключики в общении с бригадой. И даже если кажется, что все задания успешно пройдены, рано или поздно из-за угла все равно выпрыгнет какой-нибудь злодей — непредвиденные траты, «косяки» строителей… Вот и Вадим из Лиды столкнулся с проблемой: красивые окна за $3500 в его новеньком коттедже покрылись странными пятнами и разводами, которые никак не отмываются. И, конечно, портят общий вид, а заодно и настроение хозяев. Кто может решить проблему, совершенно не ясно. Дилер, давший аж 10 лет гарантии на стеклопакеты, к этому моменту обанкротился, его товарный знак выкупила другая компания, которая уже никакой ответственности не несет, а производитель вообще не в курсе о таких обязательствах. Что делать в такой ситуации, разбирался Onlíner.

А почему окна такие грязные?

— Еще в студенческие времена мы с будущей супругой мечтали о собственном доме. Копили деньги и в 2018 году наконец-то купили участок в 10 соток на окраине города. Сразу же начали активно строиться: быстро возвели коробку, накрыли крышей… Дальше нужно было выбрать стеклопакеты, — рассказывает Вадим. — Стал искать и обзванивать разных дилеров. В тот период в Лиде открылся филиал компании «Окна Панорама» — по телевизору постоянно крутили рекламу и т. д. Я связался с местным менеджером, он приехал, все измерил… В итоге мы договорились на установку 12 окон.

Для своего идеального дома белорус хотел лучшие окна, поэтому старался не экономить: заказал профили от немецкого бренда Rehau, энергосберегающее стекло с зеркальным покрытием…

— Монтаж стеклопакетов планировался зимой, а деньги я был готов заплатить сразу же и наличными, поэтому мне сделали хорошую скидку.

Лидчанин заключил договор с компанией в конце декабря, а уже в феврале в здании появились долгожданные окна. За них владелец отдал 7618 рублей (по тогдашнему курсу это около $3500).

— Когда стеклопакеты только привезли, на одном из них обнаружился небольшой брак. Окно оперативно заменили. Тогда же я и узнал, что производитель у стеклопакетов — российский, смоленский завод «Максиформ».

Стройка продолжилась, правда уже не такими быстрыми темпами. А из-за коронавируса она и вовсе притормозила — аж до 2022 года.

— В прошлом году, когда мы приступили к чистовой внутренней отделке, моя жена решила помыть окна. Подзывает меня и спрашивает: «А что со стеклом? Никак не могу оттереть пятна». Действительно, на солнце были заметны многочисленные подтеки и разводы, которые не убирались ни одним средством. Тогда я понял, что все эти дефекты находятся внутри стеклопакетов, в самих камерах. Позвал знакомого мастера, и он подтвердил, что это брак.

Вадим, конечно, расстроился, но не очень сильно: он хорошо помнил, что дилер давал ему 10 лет гарантии на все выполненные работы.

— Я нашел в интернете номер «Окон Панорамы», позвонил… Оказалось, фирма, с которой я заключал договор, обанкротилась. Ее товарный знак купило с аукциона другое юридическое лицо. А новая компания, пусть и с таким же названием, никаких обязательств перед клиентами своего предшественника не несет. Мне предложили заменить стеклопакеты, но за свои деньги. Насчитали порядка 3000 рублей. Я отказался.

Наш герой обратился в управление торговли Лидского райисполкома, но и там вердикт был неутешительный: если фирма ликвидирована, то все ее обязательства перед клиентами больше не имеют силы. Поэтому Вадиму порекомендовали обратиться к производителю. Тут-то он и вспомнил про смоленский завод «Максиформ».

— Я связался с заводом напрямую. У меня попросили фото и видео дефектов. Наличие брака подтвердил и сотрудник. Затем уточнил номер договора, по которому были куплены изделия. Я отправил. Последовал вопрос: «А как мы можем быть уверены, что это окна нашего производства?» Я проконсультировался со своим знакомым и узнал, что внутри стеклопакетов может быть маркировка с номером заказа. Я нашел ее и предоставил «Максиформу». Менеджер согласился с тем, что это их продукция. Через некоторое время мне пришло письмо, в котором было сказано, что на свои окна завод дает гарантию всего 5 лет (моему договору на тот момент было 5 лет и 3 месяца), а ответственность за дилера «Максиформ» не несет.

Что теперь делать, Вадим не знает. Кажется, вариантов немного: либо смириться с неидеальными окнами в доме своей мечты, либо достать из заначки энную сумму на их замену.

Мнение второй стороны

Может ли наш герой рассчитывать хоть на какое-то гарантийное обслуживание, мы узнали у компании «Окна Панорама». Ее сотрудники подтвердили: с покупкой товарного знака обязательства предшественника перед заказчиками к новому собственнику не переходят. Тем не менее кое-какие бонусы для них все же предусмотрены.

— У нас есть опция для клиентов юридического лица ООО «Окна Панорама»: при обнаружении серьезного брака мы можем заменить оконные изделия или стеклопакеты по стоимости материалов, а строительно-монтажные работы проведем бесплатно. Главное, чтобы у человека были на руках бланк заказа и договор.

Мелкие дефекты мы также готовы устранить абсолютно бесплатно, например отрегулировать окна. Многие вопросы вообще легко решаются по телефону: часто люди неправильно пользуются оконными конструкциями, поэтому те перестают хорошо работать. Достаточно объяснить владельцам, как нужно действовать, — отметил представитель компании.

По словам собеседника, Вадим к ним действительно обращался, однако до расчета стоимости материалов по замене окон дело так и не дошло: лидчанин от такого предложения отказался.

Также мы обратились за комментарием напрямую к производителю тех самых окон — на завод «Максиформ». Однако ответа на свое письмо так и не получили. Как только он придет, мы сразу же дополним статью (связаться с журналистом можно по адресу daa@onliner.by).

А что говорит юрист?

Как быть человеку, оказавшемуся в столь неоднозначной ситуации, мы уточнили у юриста по правам потребителей Ивана Райкевича. Вот что он объяснил:

— Данная ситуация интересна тем, что фактически с потребителем был заключен смешанный договор (договор подряда и договор купли-продажи). Гарантия в 10 лет была предоставлена именно на выполненные работы, не на само изделие. И конечно, другое юридическое лицо не несет обязательств по договорам, заключенным с первоначальным продавцом.

При этом существует пункт 6 статьи 21 закона «О защите прав потребителей». В нем говорится о том, что в случае обнаружения производственных, рецептурных и иных недостатков, не связанных с износом, старением и другими физическими процессами в товаре, покупатель вправе предъявить изготовителю требования, предусмотренные подпунктами 1.1, 1.3 и 1.4 пункта 1 и частью второй пункта 5 статьи 20 настоящего Закона, если докажет, что повреждения возникли до передачи товара или по причинам, возникшим до этого момента. Указанные требования могут быть озвучены, если дефекты найдены в пределах установленного на товар срока службы или, если он не установлен, в течение 10 лет со дня передачи потребителю товара.

В случае банкротства производителя, приостановления или прекращения его деятельности, отсутствия у потребителя достоверных сведений об изготовителе либо в случае его места нахождения (места жительства) за пределами Республики Беларусь покупатель может заявить о своих требованиях, предусмотренных подпунктами 1.1, 1.3 и 1.4 пункта 1 статьи 20 настоящего Закона, поставщику или представителю. При их невыполнении потребитель вправе возвратить товар ненадлежащего качества поставщику или представителю и запросить возврат уплаченной за него денежной суммы в соответствии с пунктом 4 статьи 27 закона «О защите прав потребителей». Покупатель может отдать такой товар без потребительской упаковки.

В нашем случае производитель находится за пределами Республики Беларусь, поэтому требования о замене, ремонте либо возмещении расходов по устранению недостатков товара, у которого не вышел срок службы, можно предъявить поставщику либо представителю изготовителя на территории нашей страны. А если последние их не выполнят, можно будет запросить у них возврат денег за окна, причем по стоимости на сегодняшний день.

Предпринимать такие действия лучше всего с помощью специалиста из общества по защите прав потребителей либо уполномоченного лица по защите прав потребителей из местного исполкома, администрации.

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by