Могут ли общественные туалеты стать приманкой для туристов? Еще как

06 августа 2024 в 8:00
Источник: Валерий Волатович

Могут ли общественные туалеты стать приманкой для туристов? Еще как

Источник: Валерий Волатович

В мае 2023 года в Каннах состоялась премьера фильма «Идеальные дни». Эта история, снятая немецким режиссером Вимом Вендерсом в Японии и на японском языке, рассказывает про нехитрые будни токийского уборщика туалетов. Фильм, показавший, как и от обыденной рутины можно получать удовлетворение, завоевал на фестивале приз за лучшую мужскую роль, а впоследствии был номинирован на «Оскар» за лучший фильм на иностранном языке. А еще он привлек внимание широкой публики к феномену общественных уборных в японской столице. Начиная с 2020 года в городе открылось сразу 17 новых объектов такого рода, и все их спроектировали крупнейшие местные архитекторы и дизайнеры, а также международные авторы. The Tokyo Toilet Project (или сокращенно TTT) родился из частной инициативы и уже успел продемонстрировать свою успешность. Причем если востребованность на утилитарном уровне была ожидаема, то превращения данных сооружений в новые достопримечательности Токио мало кто ожидал. Разбираемся в феномене.

Восюрэтто XXI века

Задолго до появления на свет и The Tokyo Toilet Project, и фильма «Идеальные дни» все гости Японии, страны, славящейся своим особенным подходом ко многим аспектам человеческого существования, отмечали, что местные мастера довели технологическое оснащение санузлов до совершенства. Человек, впервые оказавшийся в современном японском туалете, часто испытывал состояние, сравнимое с культурным шоком. Искусством это назвать, наверное, все-таки было нельзя, но инженерной диковиной вполне возможно.

Японский унитаз напоминал рабочее место капитана космического корабля.

Его крышка поднималась и опускалась сама по себе, сиденье подогревалось, функция биде неожиданной струей могла испугать, унитаз в целях маскировки нежелательных звуков включал музыку или журчание воды, а в конце процесса использования испускал приятные ароматы. Отсутствие интуитивно понятных пиктограмм на пульте управления всеми этими функциями заставляло озадаченного пользователя нажимать кнопки на свой страх и риск. В общем, визит впечатлял и оставлял эмоции, которыми, несмотря на интимность действа, хотелось с кем-нибудь поделиться. Так во многих случаях проходило знакомство с т. н. восюрэтто.

Сделано в Японии

Восюрэтто, строго говоря, не собственно унитаз, а устанавливаемое на него высокотехнологичное сиденье-биде, производимое компанией Toto под торговой маркой Washlet. Изобретение не такое уж и давнее и к тому же заимствованное в США, но специалисты Toto внесли в него принципиальные улучшения и дополнения, так что их можно смело называть соавторами новации. Суть заключалась в том, что в стенке подключаемого к унитазу сиденья была спрятана форсунка, ответственная за водные процедуры, которые принято принимать после завершения основного процесса.

Надо отметить, что японцы не сразу оценили удобство изобретения.

Продажи обновленных компанией Toto моделей стартовали в 1980 году, но к 1990-му лишь десять процентов домохозяйств страны были оборудованы восюрэтто. Зато дальше жители архипелага вошли во вкус. Через десятилетие уже больше половины всех японских домов и квартир имели унитаз-биде, а сейчас он встречается уже в абсолютном большинстве жилых помещений.

Нет предела совершенству

Естественно, восюрэтто бывают разные. Базовые, самые бюджетные модели оснащены разве что той самой форсункой-биде. По мере же возрастания стоимости богаче становится и ассортимент функций сиденья. Сушилка для увлажненных форсункой мест? Без проблем. Подогреваемое сиденье, так актуальное в стране, где зимы бывают настоящими, а центрального отопления нет? Легко. Музыка или иные фоновые звуки, помогающие даже самым стеснительным расслабиться? Конечно. Автоматическая крышка сиденья, распознающая ваше присутствие? Автоматический смыв, понимающий ваше отсутствие? Дезодорирование озоном и подсветка? Разумеется.

Последние новшества касаются внедрения в японские унитазы медицинских сенсоров, способных оперативно анализировать поступающие в них вещества и давать заключение о состоянии пользователя. За диагноз это, конечно, не сойдет, но информацию для размышления даст. Стоимость восюрэтто варьируется от пары сотен до тысяч долларов.

Туалетная проблема

Такой экскурс в мир японских унитазов в стиле хай-тек был необходим для демонстрации технологических высот, которых достигла страна и в этой области. Но это не значит, что все туалеты там похожи на кабину «Боинга». В сельской местности, во многих административных зданиях, особенно в провинции, да и просто в общественных уборных на вокзалах, в больших магазинах, школах и так далее до сих пор встречаются старые традиционные туалеты. Выглядят они знакомо и представляют собой вмонтированную в пол чашу.

Суровый мир прошлого без подсветок, подогрева и музыки.

Согласно данным Японского агентства по туризму, проанализировавшего состояние дел в этой области, перед началом пандемии ковида среди 4 тысяч уборных, работавших на основных достопримечательностях страны, лишь 58% были туалетами западного типа. Оставшиеся могли лишь вызвать воспоминания о былом. По мнению инициаторов The Tokyo Toilet Project, это были ассоциации с чем-то «грязным, темным, дурно пахнущим и опасным».

Человек из Uniqlo

Главной движущей силой TTT стал Кодзи Янаи. Нам его фамилия ничего не скажет, но в Японии она очень хорошо известна. Тадаси Янаи, отец Кодзи, в 1984 году открыл в Хиросиме магазин под названием «Склад уникальной одежды» (Unique Clothing Warehouse), выросший в итоге в сеть Uniqlo. Сейчас Янаи-старший считается самым богатым человеком Японии (текущее состояние — $36,6 миллиарда), а Янаи-младший работает у него исполнительным директором всей построенной за 40 лет одежной империи.

Еще в 2013 году Токио выиграл право на проведение семью годами позже Олимпийских игр.

Кодзи Янаи, как и многие жители страны, воспринял эту новость с воодушевлением. По его словам, он посчитал, что Олимпиада станет поводом продемонстрировать всему миру омотэнаси, японскую философию гостеприимства, заключающуюся в том числе в предоставлении высочайшего сервиса. Особенно интересовали Янаи урбанистические проекты, он ждал трансформации японских мегаполисов в более удобные, более комфортные для жизни, и прогресс на этом пути его разочаровал. Тогда Кодзи взял инициативу в свои руки, решив, что для реализации какого-нибудь локального проекта сил и энтузиазма у него достаточно. Тему для филантропического похода он выбрал неожиданную, но, с другой стороны, а чем туалеты хуже любых других городских объектов?

Оформление замысла

На вопрос «И все-таки, почему туалеты?» Янаи ответил так: «Когда я думал о том, как лучше всего продемонстрировать японское гостеприимство, я подумал о японских продуктах, которые известны своим качеством. Качество и дизайн японских туалетов являются одними из лучших в мире». Кодзи говорил в первую очередь о технике, а не о туалетах как о пусть и своеобразном, но общественном пространстве. Как раз с этим существовали определенные проблемы. По достижении совершенства в инженерных решениях настало время сделать следующий шаг и дать им соответствующую внешнюю оболочку.

При всем богатстве своей семьи в одиночку проектом TTT предприниматель решил не заниматься.

Ему повезло найти двух партнеров. Первым стал фонд Nippon, имеющий опыт реализации подобных филантропических инициатив, а вторым — муниципалитет столичного района Сибуя, одного из основных центров моды и ночной жизни в Токио. Он предоставил площадки и обеспечил все необходимое бюрократическое сопровождение работы. В общей сложности на The Tokyo Toilet Project потратили 2,1 миллиарда иен (около $15 миллионов).

Весь цвет японской архитектуры

В итоге в районе Сибуя построили 17 новых общественных туалетов. Часть из них заняла место уже существовавших, но не пользовавшихся популярностью объектов такого рода. Часть разместилась на новых площадках, в основном в парках и других популярных общественных местах. Однако были и откровенно неудобные участки — к примеру, одну из уборных построили прямо под эстакадой скоростной магистрали. Трудное пространство, которое сложно поддавалось освоению, получило новую жизнь и начало приносить пользу городу.

Для участия в проекте его инициаторы пригласили разных авторов. The Tokyo Toilet Project объединил лучших зодчих страны, включая сразу четырех лауреатов Притцкеровской премии, этой архитектурной Нобелевки: Тадао Андо, Сигэру Бана, Тоёо Ито и Фумихико Маки. Компанию им составили другие авторитетнейшие японцы, признанные во всем мире (Су Фудзимото и Кэнго Кума), а также архитекторы и дизайнеры интерьеров нового поколения, пока малоизвестные за пределами родины. Пригласили также иностранцев: австралийца Марка Ньюсона и британца Майлза Пеннингтона, давно работавших на японской почве. Причем надо отдать должное: даже самые маститые из участников проекта, несмотря на все свои награды и впечатляющие портфолио, не посчитали для себя зазорным обратиться к такой тематике. В конце концов, общественная уборная — это такой же эстетический, творческий вызов, как и самый крупный небоскреб. Только скромнее масштабом и куда проще с инженерной точки зрения.

От умывальника до грибов

Перед всеми авторами вне зависимости от их известности стояли лишь три обязательных условия. Во-первых, их объекты должны были соответствовать действующим строительным нормам. Во-вторых, объекты должны были быть доступны для любого человека, пожелавшего ими воспользоваться: для мужчин и женщин, родителей с детьми и пенсионеров, людей с ограниченными возможностями. В-третьих, внутреннюю планировку должны были согласовать специалисты компании Toto, ответственной за сантехническое оборудование.

В остальном мастерам дали полную творческую свободу.

Это было принципиальной задумкой Кодзи Янаи. Он понимал, что профессионалы такого уровня предложат широчайшую номенклатуру художественных образов, а разнообразие позволит каждому из туалетов быть уникальным. Так и вышло. Специалисты бюро Wonderwall придумали лабиринт из бетонных стен. Бюро Disruption Lab Team предложило усеченную сферу, а Касива Сато — парящий белоснежный куб. Су Фудзимото создал нечто, напоминающее большой рукомойник. Дизайнер Nigo — домик в сельском стиле. Нао Тамура вдохновился искусством оригами. Кенго Кума, как обычно, поработал с деревом, создав символическую «туалетную деревню» из пяти павильонов. Наконец, самое большое медийное внимание привлекли туалеты Сигэру Бана.

Умное стекло

Сигэру Бан, архитектор, обычно работающий с переработанной бумагой, бамбуком, тканью и другими нетрадиционными для строительства материалами, на этот раз предложил полностью прозрачные и очень футуристические уборные. По словам автора, перед использованием таких объектов у среднестатистического посетителя обычно возникают два вопроса. Первый — занят ли туалет? Второй — насколько там чисто. Использование стекла позволило давать ответ сразу на оба. Конечно, закономерно возникает и третий вопрос: а как быть в таком случае с необходимой приватностью? Бан превратил свои работы в аттракцион. Он применил умное стекло, которое становится полностью матовым, непрозрачным, когда объект закрывается на замок.

Туалеты Сигэру Бана и открылись первыми, 5 августа 2020 года.

Поводом должна была стать японская Олимпиада, но из-за коронавирусной пандемии Игры состоялись лишь в следующем году. Уборные сдавались постепенно, и финальные объекты заработали лишь в марте 2023-го. За это время в городе уже появились экскурсии по The Tokyo Toilet Project, а после выхода фильма Вима Вендерса «Идеальные дни» эти сооружения и вовсе превратились в популярную достопримечательность, посмотреть на которую приезжают специально. Это кино воспело красоту обыденной работы уборщика (туалеты действительно убирают три раза в день примерно так, как показано в фильме), но оно же показало, что даже столь утилитарные помещения могут быть красивы, а пользование ими может доставлять удовольствие не только телу, но и духу.


Реклама
МК «Фарфоровый» — комплекс комфорт-класса в тихом центре Минска


• Стильная оригинальная архитектура.

• Французские балконы, обзорные лифты.

• Индивидуальная приточно-вытяжная вентиляция. 

• Квартиры от 40 «квадратов», пентхаусы с уютными террасами, паркинг.

• Детсад, СПА, кафе, бизнес- и фитнес-центры.

Это квартал с уникальной многофункциональной средой, где можно комфортно жить, работать, отдыхать — не покидая его пределов. Комплекс «Фарфоровый» — это экологически чистая пешеходная зона, которая расположена рядом с парком и Комсомольским озером.

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by