19 июня 2024 в 8:00
Автор: Виктория Завадская. Фото: Александр Ружечка. Коллаж: Максим Тарналицкий

«По этой пуговице можно отследить движение армии Наполеона». Ищем артефакты на берегу Березины

Автор: Виктория Завадская. Фото: Александр Ружечка. Коллаж: Максим Тарналицкий

Студенка — уникальная деревня на карте Минской области. Земля здесь стала свидетелем масштабного сражения с наполеоновской армией, которое попало в учебники истории и встало у французов в один ряд со словом «катастрофа». Археологические исследования в окрестностях Студенки ведутся давно. На днях здесь прошла экспедиция, организованная сотрудниками Института истории Национальной академии наук вместе с дайверами. Мы отправились в Борисовский район, чтобы своими глазами увидеть, как со дна илистой реки поднимаются настоящие артефакты начала XIX века.

«Студенка, Брилевское поле и Стаховский лес — уникальные объекты на территории Беларуси»

Вадим Кошман — один из сотрудников Института истории НАН, который занимается археологическими раскопками больше 20 лет. Ему достаточно лишь взглянуть на объект, чтобы понять, что перед ним  обычная находка или редкий артефакт, который в дальнейшем станет важным пазлом в канве истории. В сферу его интересов входят в том числе военные события 1812 года.

Изучать Березину и ее окрестности минчанин начал еще в 2012 году. Инициатором экспедиций на суше и воде, по словам Вадима, выступила французская сторона. За этот период времени археолог вместе с европейскими дайверами успел поднять со дна реки не один десяток редких находок. На днях белорусские археологи вместе с дайвинг-центром «Морской пегас» возобновили исследования на Березине.

— Наша экспедиция стартовала 7 июня. В ней принимает участие порядка 35 человек, среди которых археологи, дайверы-волонтеры, — рассказывает Вадим. — Еще в 2012 году перед нами стояла задача найти и локализовать мосты, часть массовых захоронений и накопить материалы, которые в комплексе с письменными источниками помогут чуть больше узнать о событиях ноября 1812 года. Деревня Студенка, Брилевское поле и Стаховский лес — уникальные объекты на территории Беларуси. Их ландшафт практически не изменился под напором двухсот лет и стал прекрасной базой для исследований.

По словам археолога, здесь встречаются объекты, характерные и для других периодов истории. В Студенке, например, еще недавно насчитывалось несколько курганных могильников X—XI веков, которые относятся к периоду Древней Руси. На другой стороне Березины, в районе деревни Брили, был найден денежно-вещевой клад IX века.

— Основная сложность исследований на воде заключается в том, что русло реки несет большие массы песка и неоднократно перелопачено углублением фарватера, а на старицах присутствуют большие илистые отложения. Их толщина может достигать 45—50 см, — поясняет Вадим. — Поэтому чтобы дойти до дна, где могут быть обнаружены находки, водолазам приходится трудиться по несколько часов. Андрей, руководитель дайвинг-центра «Морской пегас», использует специальную систему, с помощью которой донные отложения, вместе с находящимися в них артефактами, поднимаются на поверхность.

— Мы называем эту конструкцию водяным пылесосом, — подключается к разговору Андрей — Я собрал ее своими руками: она состоит из эжектора, помпы и системы шлангов. Сам процесс исследований происходит следующим образом. Дайвер опускается на глубину и пылесосит дно в обозначенном квадрате, который привязан к координатам. На поверхности воды плавает сито, куда попадают все находки, поднимаемые пылесосом. Их исследует археолог, который находится в это время в лодке. Дайвер может оставаться на глубине длительное время, но оно ограничено. Воздух попадает к нему благодаря автономному компрессору, который плавает на поверхности воды. С помощью такого оборудования нам удается доставать действительно ценные для истории артефакты, и эта экспедиция не стала исключением.

Прежде чем мы перейдем к находкам, вспомним важный фрагмент истории, который даст понимание ценности таких археологических исследований.

Плавбаза или «дайвероносец» — еще одно устройство дайвинг-центра «Морской пегас», которое помогло оптимизировать работу экспедиции на воде.
Плавбаза или «дайвероносец» — еще одно устройство дайвинг-центра «Морской пегас», которое помогло оптимизировать работу экспедиции на воде.

«Потери на Березине насчитывают порядка 40—50 тысяч человек»

Напомним, в районе деревень Студенка и Брили Борисовского района 26 ноября 1812 года состоялось значимое историческое событие: первый день переправы армии Наполеона через Березину. Перед Бонапартом стояла задача срочно переправить войска на другой берег реки и двинуться в сторону Вильни.

— Он решил обмануть российскую армию и отправить часть подразделений вниз по реке, в район Большой Ухолоды, чтобы сымитировать переправу там. Остальные войска двинулись к деревне Студенка, выше по Березине. Штаб Наполеона знал, что в этих краях есть броды, через которые можно попасть на тот берег. Дойдя до нужного места, им оставалось только установить временные мосты на козлах, чем они и занялись, — рассказывает Вадим.

Основная часть французской армии смогла переправиться, оставшаяся же попала под обстрел артиллерии российской армии и атаку казаков. В последний день переправы на собравшуюся у берегов реки 40-тысячную толпу солдат посыпались ядра и бомбы. Французы кинулись к мостам, один из которых не выдержал напора и рухнул. В беспорядке переправа застопорилась. Солдаты, столпившиеся на берегу, по свидетельству очевидца, погибали в давке и от удушья. В ужасе тысячи французов бросились в Березину, пытаясь вплавь перебраться на другой берег, но захлебывались в холодной воде или гибли от огня артиллерии. К слову, во Франции название этой реки до сих пор воспринимают как метафору полного провала или катастрофы.

— Потери на Березине насчитывают порядка 40—50 тысяч человек. Здесь, в окрестностях Студенки, захоронено около 10 тысяч погибших, однако массовых могил мы не нашли до сих пор. Не исключено, что, следуя санитарным предписаниям, часть тел и туш животных сжигали и закапывали на большую глубину, присыпая известью, — добавляет археолог.

Что удалось найти на Березине в этот раз?

Каждый объект, похороненный в белорусской земле в период трагических событий того времени, становится для специалистов ценной находкой. На этом участке земли уже вскрыто и исследовано несколько тысяч квадратных метров. По словам Вадима, они находили разные предметы по обеим сторонам Березины, а также в самой реке: элементы амуниции, оружия, боеприпасов, лошадиной сбруи, обозов, предметов быта и многое другое.

— Мы изучаем это место в комплексе, — говорит специалист. — Среди материалов, выявленных в 2012—2019 годах, есть находки периода неолита, бронзового века, железного века, периода Древней Руси и ВКЛ, переправы 1812 года, советско-польской и Великой Отечественной войны. В 2015-м мы обнаружили здесь по-настоящему уникальную находку — саблю, характерную для мамлюков, подразделение которых входило в личную гвардию Наполеона. Уникальность этого подразделения и в том, что оно насчитывало всего около 100 человек, а состояло из выходцев из Египта и Кавказа. Поразительно, что археологам, среди тысяч находок, утерянных участниками переправы на Березине, удалось выявить такой редкий предмет вооружения. Это следует рассматривать как уникальный случай. Сегодня редкий артефакт хранится в Институте истории НАН.

Находки, найденные во время этой экспедиции, еще предстоит тщательно изучить. Вадим показал некоторые из них.

Про черных копателей и дальнейшую судьбу наполеоновских артефактов

— За последние 20 лет находки на Березине стали объектами массового коллекционирования и купли-продажи, — продолжает Вадим. — Это хобби и фактически профессиональное занятие для части людей, которое приводит к печальным последствиям для артефактов и памятников. Судьба найденных объектов в подавляющем большинстве случаев неизвестна. Мы можем обнаружить их в частной коллекции, при этом установить место, где они были найдены, чаще всего невозможно. Тем временем археологам эти ценные находки могут помочь восстановить детали истории и даже изменить представление о них. Взять ту же пуговицу: она может рассказать про путь наполеоновского полка начиная от Парижа, Москвы, Смоленска, Могилева, Толочина, Крупок и др. Они как путеводные звезды, которые фиксируют движение военных подразделений. 

Много ли пробелов в нынешней интерпретации истории? По словам Вадима, везде есть белые пятна, и писать даже недавнюю историю, опираясь исключительно на документы и воспоминания, не совсем правильно. Археология — тот самый ключ, который значительно дополняет и корректирует фрагменты конкретных событий, опираясь на объективные находки и факты.

— Мемуары, дневники участников событий представляют субъективный взгляд конкретного человека на событие, они описывают его личный пережитый опыт и зачастую упускают различные моменты, которые тогда показались малозначительными или оказались забытыми по прошествии времени. Заполнить эти белые пятна призвана археология с ее научным инструментарием, тщательностью сбора и анализа информации и артефактов. Именно последние обладают значительным потенциалом для решения целого ряда вопросов, что позволяет изучать определенные аспекты событий более предметно. То, что трехдневная переправа через Березину «археологизировалась», — это уникальное явление, изучение которого требует научного подхода. Поэтому воспоминания — это хорошо, но находки и факты — еще лучше, — подытожил Вадим.

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by