На прошлой неделе все мировые СМИ облетели шокирующие кадры. На выходе из порта американского Балтимора произошло столкновение контейнеровоза Dali с одной из опор моста Фрэнсиса Скотта Ки, в результате чего тот практически полностью обрушился в течение нескольких секунд. Жертвами техногенной катастрофы стали шесть строителей, находившихся на объекте в момент происшествия. Экономический ущерб пока подсчитать сложно, однако очевидно, что он будет исчисляться миллиардами долларов, включая косвенные потери от блокировки одного из самых загруженных портов США. К сожалению, даже события последних лет показывают, что ЧП такого рода далеко не редкость. Мосты (путепроводы, виадуки, эстакады) остаются одними из самых сложных в проектировании инженерных объектов. Обойтись без них нельзя, но и любая ошибка чревата потенциальной трагедией.
Столкновения кораблей с мостами происходят регулярно. К сожалению, никто не застрахован ни от отказа техники (как это, похоже, случилось в Балтиморе), ни от человеческого фактора, неверных расчетов и действий капитанов и лоцманов. Правда, в большинстве случаев подобные ЧП не приводят к разрушению дорожных сооружений. Все-таки их возводят с учетом риска возможных происшествий такого рода.
Однако аналогичная американской авария и также с трагическими последствиями произошла буквально месяцем ранее.
22 февраля 2024 года, примерно в 05:30, в китайском мегаполисе Гуанчжоу баржа, шедшая по дельте Жемчужной реки, сначала задела 18-ю опору моста Лисинься, а затем вошла в следующую, 19-ю опору. Любопытно, что два года назад на объекте закончили реконструкцию, в ходе которой, в частности, у опор появились специальные «средства предотвращения столкновений». Не помогло. Повреждения были таковы, что один из пролетов упал в воду, а вместе с ним там оказались и проезжавшие в момент аварии по мосту автобус и электроскутер. Еще три грузовых автомобиля рухнули прямо на баржу. В результате происшествия пять человек погибли, еще трое получили травмы.
Трагедия в Китае по своим последствиям могла быть куда масштабнее, если бы пострадавший мост развалился полностью, как это случилось в Балтиморе. В США по каким-то причинам предпочитают непрерывные ферменные конструкции, опирающиеся друг на друга.
Серьезное повреждение их общей структурной целостности, увы, приводит к разрушению всего объекта.
Происшествие, похожее на балтиморское, случилось 9 мая 1980 года во Флориде. Местом действия стал залив Тампа и пересекающий его главный мост штата — Саншайн-Скайуэй. В 07:33 в условиях внезапного резкого ухудшения погоды, сопровождавшегося штормом и нулевой видимостью, сухогруз Summit Venture врезался в мост, в результате чего 366 метров центрального пролета упали в залив. Корабль сначала задел южную главную опору, рассчитанную на подобные столкновения, но она выдержала. А вот следующая за ней дополнительная опора сложилась, а вместе с ней — и все сооружение.
Из-за неожиданного катастрофического разрушения Саншайн-Скайуэй и все той же плохой погоды, затруднявшей экстренное реагирование на новые обстоятельства, в воду рухнули автобус, грузовик и сразу шесть легковых автомобилей. Падение с высоты в 46 метров привело к гибели 35 человек.
Это происшествие можно проанализировать и на предмет того, сколько времени потребовалось на полную ликвидацию его последствий. В данном случае ситуацию спасло существование рядом моста-дублера, взявшего на себя функции разрушенного объекта. Замену последнему открыли лишь в 1987 году, то есть спустя семь лет после ЧП. Обломки же предшественника окончательно разобрали только в 1993-м.
Увы, мосты разрушаются не только из-за столкновений с тяжелыми кораблями. Причины могут быть самыми разными, включая и феноменальное по своей глупости человеческое поведение. 30 октября 2022 года трагический пример этого продемонстрировали в индийском городе Морби (штат Гуджарат). С 1880-х годов там существовал подвесной пешеходный мост, соединявший два высоких берега реки Мачху. Объект использовался не только для своей основной транспортной функции, но и как туристическая достопримечательность, поэтому к третьей декаде XXI века он износился настолько, что потребовался его срочный ремонт.
Работы затянулись на полгода, но 26 октября сооружение все-таки вновь открыли.
Строители очень спешили к празднованию Нового года, который в данном штате отмечается как раз в октябре. Местные жители настолько соскучились по мосту, что в первые дни своей эксплуатации он подвергся настоящему нашествию празднующей публики.
Как выяснилось впоследствии, оператором Висячего моста оказалась частная организация, открывшая его после ремонта без получения соответствующего разрешения строительной инспекции. Вход на объект был платным, и, видимо, владельцы оператора захотели, используя праздник, максимально компенсировать собственные расходы на восстановление сооружения. Согласно документации, вместимость моста ограничивалась 125 людьми, но, по данным властей, в момент трагедии на нем находилось более пяти сотен человек.
Более того, некоторые из них принялись, забавы ради, раскачивать объект. Весь этот набор обстоятельств привел к обрушению, жертвами которого стали по меньшей мере 135 человек. Еще без малого двести получили травмы.
Самой нашумевшей техногенной катастрофой такого рода в последнее время стало обрушение автомобильного виадука в итальянской Генуе. Сооружение, известное среди местных жителей как «Понте Моранди» (мост Моранди) по фамилии проектировавшего его инженера Риккардо Моранди, развалилось 14 августа 2018 года. Трагедия произошла во время сильной грозы и привела к гибели 43 человек.
Расследование ЧП произвело тяжелое впечатление на итальянское общество.
Качество строительства и использованных материалов были таковы, что в бетоне стали массово формироваться трещины. Через них внутрь конструкции проникала вода, вызывавшая коррозию арматуры. Виадук деградировал с самого начала своей эксплуатации в 1967 году, и его разрушение было лишь вопросом времени. Ужаснее всего, что техническое состояние объекта не контролировалось должным образом, хотя катастрофу можно было предотвратить. Этого сделано не было, и во время очередной грозы, когда в мост Моранди попала молния, критический порог устойчивости был превышен.
Похожие обстоятельства привели 3 мая 2021 года и к трагедии в мексиканском метрополитене. Он считается одним из самых загруженных в мире, и тем удивительнее, что ЧП случилось на самой новой, 12-й линии, открытой только в 2012-м. Во время прохождения одного из составов по надземной эстакаде под ней произошло разрушение поддерживающей балки. В итоге на улицу внизу упал пролет эстакады вместе с составом. Количество жертв достигло 26 человек, еще восемь десятков получили ранения.
Как выяснилось, с момента начала эксплуатации линия постоянно сталкивалась с различными техническими проблемами.
Несмотря на возраст, конструкционные элементы ветки показывали интенсивный износ, что в 2014 и 2015 годах привело к временному закрытию эстакадных участков на текущий ремонт. Дополнительным фактором, приведшим в итоге к катастрофе, стало землетрясение 2017 года. После него на опорах обнаружили структурные трещины, которые вновь спешно ликвидировали во избежание транспортного коллапса. По всей видимости, до конца устранить повреждения на эстакаде так и не смогли.
Если в Мексике свою трагическую роль в техногенной катастрофе сыграло землетрясение, то в Новой Зеландии причиной разрушения моста стало куда более редкое, даже экзотическое (особенно для наших широт) явление. 24 декабря 1953 года, в канун Рождества, экспресс-поезд, связывавший два крупнейших города страны Окленд и Веллингтон, мчался на всех парах, чтобы успеть доставить пассажиров домой к празднику. Примерно в 22:20 он въехал на мост Тангивай, пересекавший одну из местных рек. Случайный свидетель пытался с помощью размахивания факелом предупредить машиниста, и тот даже успел начать тормозить, но было уже поздно. Мост разрушился, в результате чего локомотив и шесть вагонов упали в долину реки. Так произошла крупнейшая в истории Новой Зеландии железнодорожная катастрофа, жертвами которой стал 151 человек: 148 пассажиров второго класса, находившихся в первых пяти вагонах, два машиниста и единственный пассажир первого класса.
Всего за несколько минут до появления состава на Тангивае одну из опор сооружения снес лахар.
Так называют специфический вулканический сель из смеси горной породы, пепла, пемзы и воды. Он образуется во время извержения, когда раскаленный материал из недр горы попадает в холодную реку. Подобные потоки способны вызвать масштабные разрушения на своем пути, и в данном случае его прямой жертвой стал попавшийся по дороге мост, а косвенными — пассажиры, надеявшиеся доехать из Веллингтона в Окленд до наступления Рождества.
Самое тяжелое по последствиям разрушение моста произошло еще в начале XIX века в португальском Порту. В разгаре были Пиренейские войны, и 29 марта 1809 года армия Наполеона Бонапарта пыталась захватить очередной город. В Порту уже три года на постоянной основе существовал понтонный мост, соединявший два берега реки Дору. В попытке бежать от захватчиков на него устремились тысячи местных жителей, которых преследовали французские солдаты.
Такое количество людей, пытавшихся одновременно пересечь реку, сооружение не выдержало и в итоге распалось на отдельные сегменты.
Утонуло по меньшей мере 4 тысячи человек — португальцев и наполеоновских легионеров. Скорее всего, жертв было больше, но в хаосе войны точными подсчетами, конечно, заниматься никто не стал.
Мосты — сооружения хрупкие и требующие надлежащего качества строительства и дальнейшего обслуживания. Минчанам еще памятно происшествие в ночь на 8 января 2022 года, когда на Немигу упала пешеходная часть проходящего над ней путепровода. К счастью, обошлось без пострадавших, но ситуация лишний раз подчеркнула, насколько внимательно следует относиться к сооружениям такого рода.
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by