Спецпроект

«Сверхнебоскребы», модули на воде и смарт-технологии. Как могут выглядеть мегаполисы через 50 лет

39 729
06 марта 2024 в 9:00
Источник: Валерий Волатович
Спецпроект

«Сверхнебоскребы», модули на воде и смарт-технологии. Как могут выглядеть мегаполисы через 50 лет

Источник: Валерий Волатович

Развитие технологий, в том числе медицины, неизбежно приведет к тому, что мы будем жить дольше. Население нашей планеты постоянно увеличивается, и уже сейчас примерно половина жителей Земли предпочитают проводить свое время в городах, а не в сельской местности. В ближайшие четверть века, как ожидается, урбанизация продолжится. И это естественный процесс. Над будущим городов размышляют уже давно, и недостатка в сценариях их развития нет. Очевидно лишь, что это будущее определенно будет умным. При поддержке технологии NB-IoT от МТС мы завершаем цикл о смарт-преображении нашей жизни и сегодня погрузимся в футурологию, рассмотрев несколько вариантов возможной трансформации городов.

Вертикальный город

Вряд ли можно ожидать, что площадь земной суши в обозримом будущем увеличится. Наоборот, в случае подъема уровня Мирового океана, которое обещают многие климатологи, она может уменьшиться. Учитывая, сколько пространства на планете занимают территории, не слишком пригодные для жизни: пустыни, северные тундры, горы — это оставляет не так уж и много места для ведения сельского хозяйства. Скорее всего, бесконечно интенсифицировать его невозможно. К тому же надо оставить и уголки нетронутой дикой природы, поддерживающие биоразнообразие мира.

Но что делать, если расширение площади городов идет вразрез со стремлением сберечь окружающую среду? Самая популярная теория состоит в более эффективном использовании уже имеющейся городской территории. А значит, города продолжат расти вверх.

Человечество всегда стремилось ввысь.

Первыми высотными сооружениями, созданными еще древним гением, стали египетские пирамиды. Им наследовали шпили соборов, ну а по-настоящему высокие здания для жизни и работы мы начали строить после начала промышленной революции. Она технологически позволила возводить устойчивые конструкции высотой в сотни метров – небоскребы.

Судя по количеству новых небоскребов, появляющихся каждый год, от страсти строить высоко люди не избавились. Концепция «вертикального города» как раз и является развитием этого нашего желания, доведенного до абсолюта. Суть ее состоит в неизбежной необходимости возведения сверхвысотных интегрированных комплексов, где все нужное для полноценного существования находилось бы в одном здании или группе зданий. То есть предполагается, что в будущем человек будет жить, работать, учиться, развлекаться, отдыхать, не выходя за пределы небоскреба-города на тысячи, а то и десятки тысяч человек. Или в крайнем случае переходить для этого в соседнюю башню.

Преимущество этой концепции в том, что такой «вертикальный город» легко будет обслуживать смарт-технологиями в максимальной степени.

Сейчас очень актуальна проблема их масштабирования, учитывая площадь мегаполисов, но в относительно компактном пространстве реализовать все их преимущества гораздо легче. От бытового уровня сети умных девайсов в индивидуальном жилье до интегрированных систем, управляющих жизнью «сверхнебоскреба» в целом. Конечно, у такой идеи есть как преимущества, так и недостатки. Построить гигантское здание, которое было бы устойчиво к ветру и природным катастрофам, будет очень непросто. Но, хочется верить, в будущем у ученых и инженеров будет достаточно времени и энтузиазма, чтобы справиться со столь нетривиальной задачей.

Морские коммуны

Еще одна популярная концепция, живо обсуждаемая в последнее время, это использование возможностей Мирового океана. Если «вертикальные города» повышают до максимума эффективность использования имеющегося городского пространства, то адепты т. н. «систейдинга» предлагают вовсе часть населения переселить из городов в места, где человечество сейчас вовсе не живет, – на поверхность морей и океанов.

Стоит, правда, отметить, что многие из приверженцев этой идеи всего лишь руководствуются желанием вывести себя и своих сторонников из-под юрисдикции существующих сейчас государственных образований. То есть сюда закладывают и либертарианско-анархический подтекст, к которому сейчас добавляют еще и модные блокчейн-технологии. Морские сообщества, которые могут существовать на искусственных островах, специальных или приспособленных платформах или даже на кораблях, представляли бы собой распределенную систему, своеобразный эквивалент актуального сейчас криптомира.

Увы, идеология систейдинга, впервые сформулированная Пэтри Фридманом и сразу заинтересовавшая известных либертарианцев, например создателя PayPal миллиардера Питера Тиля, пока лишь показала свою нежизнеспособность. Все попытки организовать пилотные проекты таких сообществ закончились полным провалом. Например, компания Ocean Builders Central даже купила для организации первого плавучего «города» круизный лайнер, переименованный новым владельцем в Satoshi в честь предполагаемого создателя биткоина Сатоси Накамато. Но столкнувшись с невозможностью оформления страховки на проект, в итоге бесславно вновь продала несостоявшееся поселение нового типа.

Впрочем, сама по себе идея организации городов на воде продолжает будоражить и футурологов-урбанистов, и практикующих специалистов.

В 2019 году Бьярке Ингельс, один из самых известных современных архитекторов, глава датского бюро BIG, представил в ООН концепт своего плавучего города, получившего название Oceanix City. Поселение на 10 тысяч человек организовано по модульной схеме из отдельных шестиугольных островков, объединяемых по мере необходимости в «архипелаги». Естественно, весь проект полностью отвечает требованиям устойчивой архитектуры: собственное энергообеспечение, использование ресурсов Мирового океана для питания и полноценное внедрение смарт-технологий для управления городом и жизнью его обитателей. Участие столь серьезных специалистов заставляет верить в жизнеспособность этой идеи в обозримом будущем.

Горизонтальный город

Концепция «горизонтального города» также не нова, хотя и пользуется куда меньшей популярностью, чем свой вертикальный аналог. Зато, в отличие от сверхнебоскребов, можно сказать, что ее уже начали реализовывать. Речь идет о масштабном саудовском проекте NEOM, подразумевающем создание на северо-западе страны грандиозного комплекса разнообразных объектов, преимущественно туристических. Однако в числе составляющих NEOM заявлен и горизонтальный небоскреб The Line («Линия»), который, судя по недавним фотографиям, действительно начал строиться.

«Линия» представляет собой линейный город длиной в 170 километров и шириной всего в 200 метров, где планируется поселить до 9 миллионов человек. При этом предполагается, что подобная структура займет лишь 2% площади традиционного мегаполиса такого размера. За счет чего достигается такой небольшой «городской след»? Благодаря все той же высоте. Но в отличие от «вертикальных городов», в фантазиях уходящих в небо на километровые высоты, в данном случае все ограничено лишь 500-метровой отметкой. То есть высотой, которую уже превзошли несколько земных зданий.

Высотой, с которой архитекторы знают, как работать.

В соответствии с идеей «Линия» также будет представлять масштабируемую модульную структуру. В ней все необходимое для жизни и работы будет находиться в шаговой доступности (речь идет о 5-10-минутном расстоянии), что обеспечит комфортное существование обитателей. Все они будут иметь равный доступ к солнечному свету и рекреационным зонам, в обилии занимающим атриум небоскреба. Планируется, что особой необходимости передвигаться на большие расстояния в ежедневном режиме у жителей «Линии» не будет.

Автомобили в городе будут отсутствовать как класс. Для ситуаций, когда все же потребуется попасть в далекие модули, предназначен скоростной рельсовый транспорт, который займет подземный уровень здания.

Естественно, энергопотребление «Линии» будет вестись от возобновляемых источников.

Опреснительные установки, также работающие на водороде, энергии ветра и солнца, обеспечат население водой. Внедрение системы «умный город» позволит в режиме реального времени управлять как всем объектом на макроуровне, так и каждым модулем в отдельности. Совсем недавно администрация NEOM распространила новые фотографии с места стройки. Масштаб впечатляет, хотя пока и не вышел за пределы земляных работ. В случае успеха проекта (а скептиков и критиков у него по-прежнему много) его опыт можно будет повторять. Включая и формирование кластеров подобных линейных городов. Как бы то ни было, наблюдать за созданием первого в истории проекта из прежде фантастических концептов будет очень интересно. Даже если в конечном итоге проект закончится провалом.

Минск будущего

А что же ждет Минск в перспективе хотя бы 50 лет? Все изменения будут происходить на наших глазах. После того как в городе и его ближайших окрестностях закончится свободное пространство, выхода останется два. Первый: расширяться за счет новых территорий. Второй: расти вверх.

Скорее всего, будет выбран второй выход. В первую очередь преобразования коснутся промышленных зон и районов индивидуальной застройки. Новое строительство на их месте — дело обозримого будущего.

Затем наступит время малоэтажной застройки.

Речь идет о районах т. н. хрущевок, тем более что они начнут подходить к концу срока своей расчетной эксплуатации. На месте обширных кварталов, занятых ныне пятиэтажками, появится более комфортное, более энергоэффективное, более эстетически приятное жилье, соответствующее актуальному моменту.

Наверняка в течение полувека Минск окажется полностью охвачен и смарт-технологиями, проникновение которых в повседневную жизнь и так уже достаточно велико. Все новые здания будут умными, а умные устройства станут атрибутом каждой квартиры. Просто потому что произойдет смена поколений и без соответствующих технологий свою жизнь не будут представлять уже буквально все возрастные слои. На улицах стоит ожидать беспилотный транспорт, регулировать движение которого в реальном времени начнут централизованно и с помощью искусственного интеллекта. Умные парковки, системы предупреждения ДТП, автоматический контроль технического состояния зданий и транспорта, оплата проезда «лицом» — всем этим еще успеют насладиться большинство из тех, кто читает этот текст сейчас.


Партнер проекта — Экосистема NB-IoT от МТС
Тарифный план «IoT-сеть» от МТС предназначен для обмена данными между устройствами через сеть NB-IoT. Технология обладает повышенной проникающей способностью сигнала, высоким уровнем энергоэффективности и помехозащищенности, работает независимо от каналов связи GSM и LTE.   

NB-IoT может успешно использоваться в промышленности, здравоохранении и ЖКХ, системах умного дома и города, экологии и торговле, транспорте и логистике, а также во многих других областях. Сетью NB-IoT от МТС охвачены все города Беларуси с населением более 50 тысяч человек, также расширяется площадь покрытия в сельской местности.

Спецпроект подготовлен при поддержке СООО «МОБИЛЬНЫЕ ТЕЛЕСИСТЕМЫ», УНП 800013732.

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by