Наш 2001-й. Гипсокартонный ад и шкафы-купе — что подарила белорусам эпоха евроремонтов?

14 февраля 2024 в 8:00
Автор: Анастасия Данилович. Фото: Юлия Корф (коллаж)

Наш 2001-й. Гипсокартонный ад и шкафы-купе — что подарила белорусам эпоха евроремонтов?

Автор: Анастасия Данилович. Фото: Юлия Корф (коллаж)

Трудно поверить, но сегодня Onlíner стукнуло 23 годика. Да, дата не круглая. Но что мешает ее по-особенному отметить? Например, серией статей в каждом разделе о временах, когда в интернет нужно было звонить, по телику крутили рекламу ларьков, а за машинами приходилось ходить на рынок. Да, мы про тот ламповый 2001-й, когда в Минске на свет появился тот самый сайт Onlíner, на который сегодня заходит более 5 миллионов уникальных пользователей в месяц. Про наш 2001-й.

Евроремонт… Сколько смыслов скрывает в себе это слово, прочно ассоциирующееся у нас с началом 2000-х. Наползающие на потолки волны из гипсокартона, сплошные коридоры из шкафов-купе, городские виды на стенах и кислотного цвета кухни… Все это в разных вариациях в те далекие годы можно было встретить в квартирах белорусов. А кто-то живет в подобной обстановке до сих пор. О том, как и почему возник этот феномен и какое наследие оставил современным интерьерам, мы порассуждали с дизайнером.

— Чтобы понимать, что из себя представлял евроремонт и почему он выглядел именно так, как выглядел, нужно чуть-чуть копнуть в историю. В советские времена понятие ремонта было следующим: переклеить обои, покрасить стены в ванной, чуть-чуть обновить покрытие пола, переставить мебель или перевесить ковер. Ни о каких глобальных преобразованиях речи не шло, а перепланировка, которую дизайнеры сейчас активно используют в своих проектах, была каким-то уникальным случаем. Обычно комнату могли просто отгородить шкафами, — говорит руководитель студии дизайна Dia Дмитрий Воюнков.

После распада СССР жизнь изменилась: люди, впечатленные новыми возможностями, резко захотели уйти от прежних стандартов в сторону чего-то необычного и до этого невиданного.

— Хлынувшее на всех изобилие привело к избыточности, причем не только в интерьере. Вспомнить хотя бы «лужковскую архитектуру», которой стали активно застраивать улицы Москвы. Вычурность и стиль «по-богатому» прочно обосновались в умах граждан, а затем и в их домах.

Профессии дизайнера как таковой тогда не существовало, поэтому люди в основном обходились либо своими силами, либо приглашали на объект знакомого архитектора, работавшего в каком-нибудь проектном институте. Такая вот своеобразная халтурка для богатого бизнесмена, готового заплатить деньги за создание чего-то уникального.

Важным толчком в теме евроремонта стал тот факт, что на рынок Беларуси хлынуло много недоступных ранее материалов. Например, гипсокартон. В Советском Союзе его использовали в основном на государственных объектах. В 1990-е, а затем и в ранние 2000-е каждый уважающий себя человек, располагавший финансами, делал себе многоуровневые потолки — с волнами, круговыми элементами и прочими украшательствами. Часто всю эту композицию дополняли десятки точечных светильников, понатыканных где попало.

А кто-то и на этом не останавливался и создавал из гипсокартона арки, ниши в стенах.

— Такие потолки стали настоящим must have. У кого они были круче, тот и казался в глазах остальных успешнее и богаче. Дальше появились натяжные глянцевые потолки самых разнообразных цветов — от фиолетового до небесно-голубого. Позднее, когда мода на китч сменилась стремлением к умеренности и минимализму, все это преобразовалось в более понятную нам форму. Теперь мы выбираем ровные потолки со скрытой подсветкой и плинтусами, теневыми зазорами и т. д. И, что интересно, те строители, которые в свое время наловчились создавать сложнейшие конструкции, справляются с нынешними задачами просто идеально.

Следующий элемент, заполонивший квартиры белорусов в те годы, — печать на плитке. Какие только варианты нельзя было обнаружить тогда на кухнях и в санузлах: от пляжей и дельфинчиков до небоскребов. Достать такой материал можно было только из-за границы, так что подобные арт-решения сразу выдавали в хозяине жилья человека с возможностями, да и вообще того еще модника.

— Да, сейчас это смотрится немного нелепо, но сама концепция интересная. Многие бренды ее переосмысляют и выпускают целые коллекции плитки с печатью, которая выглядит стильно и может дополнить современный интерьер.

Не забудем и про фотообои. К слову, люди робко клеили их на стены еще в СССР — помните березки, выжимающие слезы ностальгии при одном только взгляде на них, или водопады? Но расцвет этой идеи пришелся как раз на начало 2000-х. Хотите любоваться Эйфелевой башней, не вставая с дивана? Или гулять вдоль Бруклинского моста, пока идете по собственному коридору? Фотообои позволили с легкостью воплотить эти фантазии в жизнь.

— Дизайнеры используют их по сей день в качестве акцента, но теперь фотообои не выглядят такими кричащими, а наоборот, гармонично вписываются в пространство и становятся его частью.

Бум обоев в целом был характерен для той эпохи: когда в страну завезли итальянские обои со сложными узорами, белорусы ринулись заклеивать ими все стены, что, несомненно, могло вскружить голову «всяк сюда входящему».

Мебель тоже имела свои особенности. Для начала вспомним покрытые пленкой фасады из МДФ, вызвавшие бурный интерес у масс. Каждый извращался в цветовой палитре как мог — оттенки были один кислотнее другого. Не забудем про цветочки, зерна кофе и прочие рисунки на фартуках — чем вычурнее, тем лучше!

А высокие барные стойки — так называемые «языки», — за которыми было неудобно сидеть? К счастью, сейчас они трансформировались в более привычные и комфортные для нас острова или полуострова. Да и само пространство кухни теперь, наоборот, пытаются скрыть за фасадами, чтобы оно несильно выделялось.

Неотъемлемой частью евроремонта стали и шкафы-купе — каждый хотел себе такой в квартиру. А помните гигантские перегруженные стенки, которые устанавливали в гостиных?

— Как я уже говорил, многие черты евроремонта видоизменились и перетекли в современные реалии. А что-то так и осталось в прошлом и прекратило быть хоть немного актуальным. Например, раньше из гипса лепили имитацию кирпичной кладки или камня (его еще называли «диким камнем»). Сейчас это выглядит немного нелепо. И в этом кроется главная проблема дизайнеров — порой в погоне за трендами мы забываем о том, что ремонт люди делают на десятилетия вперед. Мы перегружаем интерьеры модными решениями, которые уже через пару лет могут устареть и будут смотреться абсолютно неуместно.

— В качестве примера могу назвать искусственную скалу, призванную заменить в интерьере натуральный камень. Ее изготавливают из пеноплекса и штукатурных смесей — выходит дешевле, чем заказать природный материал. Но есть вероятность, что спустя 10 лет эта искусственная скала будет таким же китчем, как глянцевые фиолетовые потолки. Поэтому нужно с осторожностью относиться к подобным веяниям, набирающим массовую популярность. В моменте это может казаться чем-то нереально крутым, но этому будет сложно пройти проверку временем.

Да, конец 1990-х и начало 2000-х подарили нам много поразительных дизайнерских открытий, которые сейчас воспринимаются как нечто удивительно странное. Но в то время для поколений, выросших в однотипных интерьерах, наполненных коврами и сервантами, евроремонт казался окном в притягательный новый мир и возможностью почувствовать себя чуточку богаче, проявить индивидуальность.

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by