Фотографии этого объекта выглядят сюрреалистично. В горной долине, тесно прижавшись друг к другу, расположились десятки и десятки одинаковых особняков, будто бы перенесенных сюда откуда-то из Европы и размноженных клонированием. Предполагалось, что сюда въедут состоятельные инвесторы с Ближнего Востока, но в итоге здания стоят пустыми уже несколько лет, постепенно разрушаясь под воздействием климата. Шансов на то, что этот амбициозный девелоперский проект на северо-западе Турции будет завершен, с каждым годом все меньше и меньше, но и в таком виде он уже успел стать культовой достопримечательностью — по крайней мере, у любителей заброшек. Как городок появился и почему у застройщика все закончилось впечатляющим провалом?
«Бурдж Аль-Бабас», а именно так называется этот несостоявшийся курортный комплекс, на бумаге и компьютерных рендерах казался гарантированным выигрышем для всех заинтересованных сторон. В начале десятых годов XXI века турецкая экономика находилась на подъеме, девелоперы активно занимались освоением банковских кредитов, и братьям Мехмету и Мезхеру Йерделенам, владевшим компанией Sarot Group, в голову пришла отличная идея по сравнительно безопасному перекладыванию чужих денег в свой карман.
Вместо побережья Средиземного, Мраморного, Эгейского или Черного моря, где количество желающих что-нибудь построить просто зашкаливало, они обратили свое внимание на горную часть Турции. Естественно, речь шла не о малонаселенном и труднодоступном холодном востоке страны, а о северо-западе, где горы не так высоки, исключительно живописны, богаты лесом и горячими минеральными источниками. Почему бы не построить на базе последних, у городка Мудурну, славного своей исторической оттоманской архитектурой, масштабный спа-комплекс, где отдых и наслаждение природой сочетались бы с лечением? У такого проекта точно была бы и благодарная аудитория — богатые арабы с Ближнего Востока, утомленные своей знойной пустыней. Вместо нее им предлагалась постоянная (или временная, например на лето) альтернатива — прохлада дождливых причерноморских гор, да еще с возможностью оздоровления.
В одной из долин под Мудурну бизнесмены из Sarot Group захотели возвести 732 роскошные трехэтажные виллы. Хотя у каждой предполагался небольшой участок земли, стремление выручить из купленного участка максимум (злопыхатели назвали бы его жадностью) заставило разместить особняки вплотную друг к другу, фактически окна в окна. Подстраиваясь под эстетические вкусы потенциальных покупателей, за архитектурный стиль выбрали нечто, напоминающее мини-замок или французское шато. Так как разрабатывать свой уникальный образ для каждого особняка также показалось ненужной тратой средств, автору проекта, турецкому архитектору Начи Йоруку, потребовалось сделать лишь три различных варианта дома, из которых клиенты в будущем и выбирали свои резиденции.
Естественно, просто жилой район без инфраструктуры вряд ли заинтересовал бы покупателей с Ближнего Востока.
Поэтому в «Бурдж Аль-Бабасе» задумали и общественный центр в стиле помпезной неоклассики. Внутри должны были разместиться магазины, рестораны, конференц-залы, кинотеатр, фитнес-центр, детский развлекательный комплекс, но якорным элементом планировали сделать огромный аквапарк, сполна бы использовавший бальнеологические возможности долины. На аттракционы, в бассейны, бани и сауны хотели подавать горячую воду прямо из минеральных источников. Ее же предполагали подвести и к каждому дому, ведь неотъемлемым элементом всех вилл было джакузи на всю семью.
Сооружение курортного поселка началось в 2014 году и первые годы шло чрезвычайно активно. На объекте в разное время работало от 2,5 до 8 тысяч строителей, чьими усилиями долина быстро начала покрываться казавшимися одинаковыми сказочными домиками. В целевом регионе, на Ближнем Востоке, запустили рекламную кампанию комплекса, даже название которого говорило о том, каких покупателей ищут Sarot Group. «Бурдж» в переводе с арабского «башня», а «Бабас» отсылает к самому известному источнику воды в регионе.
В Кувейте даже открылся офис продаж застройщика, рапортовавший о бешеной популярности проекта.
К 2018 году возвели 587 особняков из 732 задуманных, успели продать 350 из них. Цены по арабским меркам казались гуманными. В зависимости от выбранного проекта, дома в «Бурдж Аль-Бабасе» продавались по $370—530 тысяч за штуку. Казалось, все идет успешно и $200 миллионов, которые планировалось вложить в курорт, легко окупятся, принеся девелоперу внушительную прибыль. Как бы не так.
Беда пришла неожиданно. В 2018 году Турция после почти двух десятилетий бума вступила в достаточно жесткую экономическую рецессию. Государственная и корпоративная долговая нагрузка приобрела колоссальные размеры, турецкая лира начала свою стремительную девальвацию. Застройщики оказались в числе наиболее пострадавших компаний. У людей просто не осталось денег на инвестиции в недвижимость. Хотя целевой аудиторией «Бурдж Аль-Бабаса» и были арабы, что, по идее, должно было снизить эффект кризиса на этот конкретный проект, Sarot Group все равно оказалась на пороге банкротства.
Дело в том, что этот курортный комплекс был далеко не единственным проектом компании, но лишь он оказался ориентирован на иностранцев.
Компания вынуждена была направить полученные от продажи особняков средства на выплаты по остальным набранным ею кредитам, и в итоге деньги у нее просто закончились. Завершать наполовину сделанный городок было уже не на что. В 2020 году ко всем этим проблемам добавилась еще и коронавирусная пандемия, на полтора-два года затруднившая путешествия. Ближневосточные покупатели, видя финансовые проблемы застройщика, потеряли веру в «Бурдж Аль-Бабас», продажи резко упали и остановились где-то в районе нуля.
Sarot Group оказалась в ситуации замкнутого круга. Для выплаты кредитов и окончания строительства курорта ей нужно было продать оставшиеся виллы, включая еще физически не существующие. Но покупатели приобретать их отказывались, видя, что у застройщика нет денег на завершение проекта и решение своего долгового вопроса. Девелопер попытался выкрутиться с помощью оригинальных схем продаж. Например, клиентам предлагалась гибкая схема оплаты в рассрочку. Дом в «Бурдж Аль-Бабасе» можно было купить без первоначального платежа, отдавая компании $5 тысяч в месяц на протяжении нескольких лет. Дома предлагались и по схеме тайм-шер, когда здание фактически делилось между несколькими владельцами, каждый из которых имел право на определенный период жизни в вилле. Должна была помочь и инициатива турецкого правительства по снижению порога для получения гражданства страны иностранному инвестору в недвижимость — с $1 миллиона до $250 тысяч.
Однако все эти меры пока не сработали.
«Бурдж Аль-Бабас» пребывает в состоянии комы, его незавершенные объекты постепенно деградируют, делая с каждым годом собственное восстановление и завершение все более проблемным. Зато впечатляющий курортный комплекс полюбился фанатам заброшек, а также творческим личностям, ищущим себе сюрреалистическую натуру. На территории городка уже снято несколько музыкальных клипов, но, очевидно, это совсем не та популярность, на которую рассчитывали и владельцы комплекса, и покупатели особняков в нем.
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onlíner запрещена без разрешения редакции. ga@onliner.by