Жизнь в круизах. Почему люди продают свои дома и квартиры и выбирают каюты океанских лайнеров как новый формат постоянного жилья

38 916
10 октября 2023 в 8:00
Источник: Валерий Волатович

Жизнь в круизах. Почему люди продают свои дома и квартиры и выбирают каюты океанских лайнеров как новый формат постоянного жилья

Источник: Валерий Волатович

На прошлой неделе многие мировые СМИ опубликовали историю пары австралийских пенсионеров, которые вместо дома престарелых отправились в 51 круиз подряд и вот уже 500 дней без перерыва живут свою лучшую жизнь. По крайней мере, по их словам. Как бы то ни было, но подобных ситуаций становится все больше. Не только пожилые, но и люди среднего возраста и даже молодые «удаленщики», выбирающие себе участь «цифровых кочевников», покупают в собственность или берут в долгосрочную аренду каюты больших океанских кораблей, принципиально меняя привычную обстановку и образ существования на одно сплошное путешествие. На растущий спрос откликается и предложение. Ради чего люди избавляются от домов и квартир, к чему нужно быть готовым, сколько стоит такое приключение и насколько стоимость такой жизни на борту отличается от обычной?

В долгий путь

Весной 2023 года американка Мередит Шэй сделала неоднозначный с точки зрения некоторых ее знакомых выбор. Бывшая бортпроводница одной из авиакомпаний продала свой дом в Южной Флориде, бóльшую часть мебели и другого имущества, сняла небольшую квартиру и заплатила компании Life at Sea Cruises более полумиллиона долларов за просторную каюту с балконом на седьмой палубе корабля MV Gemini. Уже совсем скоро пенсионерка планирует отправиться в затяжное плавание продолжительностью 1095 дней, собираясь увидеть 382 порта в 140 странах на всех семи континентах.

Именно на такую программу рассчитан круиз, который рекламируется компанией как «Ваш дом в море».

Госпожа Шэй выбрала далеко не самое бюджетное предложение: среди вариантов, предлагаемых организаторами, были и более скромные. Например, место в двухместной каюте без балкона оценено в сумму от $38 тыс. в год. За эти деньги пассажиры получат доступ к спортзалу, бассейнам, спа-центру, киносеансам, урокам танца и другим развлечениям на борту. Еда и напитки также включены. К минувшему лету Life at Sea Cruises, по словам ее представителей, продала уже 40% мест на корабле, и реализация оставшихся также шла активно.

Не без проблем

Во всей этой безмятежной картине существовали и беспокоящие моменты. Самой большой стала проблема с кораблем. Как оказалось, изначально выбранный на роль лайнера в этом эпическом путешествии MV Gemini не способен выдержать столь длинное непрерывное плавание. Из-за этого в команде, организующей круиз, возникли разногласия, несколько сотрудников уволились, а часть пассажиров предпочла забрать свои обязательные депозиты.

Однако летом в Life at Sea Cruises объявили, что они зафрахтовали «круизник» MV Lara, еще более крупный, ведь спрос позволял рассчитывать, что своих арендаторов найдет и большее количество кают. В общей сложности в 627 номерах «Лары» могут разместиться 1266 человек, но в компании уверяют, что заняты будут лишь 532 комнаты. Так организаторы пытаются не допустить перенаселенности лайнера. Судя по текущей информации на официальном сайте путешествия, уже 1 ноября 2023 года MV Lara выйдет в свой трехлетний поход из Стамбула, 5 ноября окажется в Барселоне, а 15-го — на Багамских островах. Далее — Рио-де-Жанейро, Панамский канал, Ванкувер и множество иных локаций. Мередит Шэй надеется быть на борту «Лары».

И целого «Мира» мало

Если Life at Sea Cruises выполнит свои обязательства перед инвесторами, часть из которых, как, например, пенсионерка Шэй, избавилась в предвкушении трех лет в море от большей части своей собственности, этот круиз может произвести определенную революцию на рынке. До этого многие круизные операторы предлагали всем желающим особо продолжительные путешествия (например, кругосветные), однако речь шла о 6 или 12 месяцах. Трехлетнее предложение на MV Lara — первое из доступных.

Упоминание доступности (по крайней мере, относительной) здесь не случайно. На самом деле один плавучий «жилой дом» ровно 20 лет уже бороздит просторы Мирового океана. Речь идет о корабле под скромным названием The World («Мир»). Его построили по инициативе норвежского круизного магната Кнута Клостера в 2002 году, и с октября 2003-го судно находится в вечном плавании с вынужденным перерывом на пандемию COVID-19.

Закрытый клуб

Однако, в отличие от «Лары», The World фактически представляет собой закрытый элитный клуб миллионеров. На 11 палубах этого роскошного лайнера всего 110 кают. Точнее, даже не кают, а квартир, ведь каждая оборудована в том числе собственной кухней. Все они предлагались исключительно в собственность, и цены, мягко говоря, кусались. За самую миниатюрную студию площадью 24 квадратных метра просили $600 тыс., апартаменты с двумя спальнями обходились в $2—3 млн, а многокомнатные сьюты — в $12—13 млн. При этом помимо стоимости «номера» каждый владелец обязан уплачивать ежегодный «сервисный сбор», в который входят стоимость еды и услуг персонала, зарплата экипажа, портовые сборы и так далее.

В зависимости от площади каюты такая ежегодная плата составляет $60—300 тыс.

Пассажиры и их гости имеют право пользоваться пятью ресторанами с различной кухней, барами, спорткомплексом, бизнес-центром, бассейнами, библиотекой, кинозалом и всей прочей корабельной инфраструктурой. Также собственники кают имеют право сдавать их в субаренду. Большинство хозяев пользуется «Миром» как передвижным курортом во время собственных отпусков, имея право на посадку на борт в любом из портов, где в настоящее время находится лайнер. В среднем количество единовременно находящихся на борту пассажиров редко превышает 200 человек, и практически все они люди вполне определенного социального статуса. В настоящий момент «Мир» пришвартован в Нью-Йорке, пару дней назад придя туда из Канады и американского Бостона. Путешествие продолжается.

Грандиозные планы

Вполне возможно, у The World в ближайшие годы появятся сразу несколько конкурентов, которые обещаны как чуть более демократичные альтернативы. Оператор Storylines достраивает на верфи в хорватском Сплите свой MV Narrative, суперяхту, которая рекламируется маркетологами как «жилое сообщество». На продажу выставлены 547 кают на 18 палубах. Стоимость самой дешевой составляет $352 тыс. Апартаменты попросторнее стоят $1—8 млн. Имеется и возможность долгосрочной аренды на срок от 12 до 24 лет. Студия в 22 «квадрата» на 12 лет с откидной кроватью, столом, небольшой кладовой и санузлом обойдется в $300 тыс. Оператор также предлагает формат «таймшера»: 25% средней каюты оценены в $600 тыс. за весь срок жизни судна, но совладелец будет иметь право проводить на борту лишь 3 месяца в году.

Еще один похожий проект запустила компания Villa Vie Residences, которую организовали ушедшие из Life at Sea Cruises сотрудники.

Они предлагают еще более продолжительное путешествие в 3,5 года (147 стран, 420 портов). Стоимость каюты — от $100 тыс. плюс ежемесячный сервисный сбор. Среди преимуществ — возможность краткосрочной аренды на любом участке бесконечного круиза (цены начинаются от $89 за ночь, продолжительность — от 35 до 120 дней). Формат — all inclusive с едой и алкоголем, возможностью пользоваться бизнес-центром на борту, прачечной, медицинским центром и даже некоторыми бесплатными экскурсиями.

Математика

Стоимость расходов на круглогодичное морское путешествие зависит от его выбранного типа. Например, в случае покупки минимальной студии на MV Narrative, который должен выйти в свое первое плавание в 2025 году, за каюту площадью 17 «квадратов» придется выложить $352 тыс. единовременно. Стоимость сервисного сбора для такого варианта составляет около $25 тыс. в год. Теоретически в него включены все возможные расходы, в первую очередь еда и напитки, за исключением тех добровольных трат, которые пассажир может сделать, сойдя на берег, и медицинской страховки.

Учитывая стоимость недвижимости во многих европейских странах или американских штатах, это вполне сопоставимо с обслуживанием ипотеки и стоимости жизни на «Большой земле».

Впрочем, все это проекты, которым еще предстоит стать реальностью. Прямо сейчас долгосрочное предложение исчерпывается лишь лайнером The World и, потенциально, MV Lara. Люди, желающие проводить 365 дней на круизном лайнере, вынуждены покупать полугодовые или годовые круизы (от $35 тыс. за 180 дней без всяких сервисных сборов). Есть возможность приобретать краткосрочные круизы один за другим, как это сделала упомянутая выше пара австралийских пенсионеров. Стоимость таких туров различается в зависимости от маршрута, но в среднем, согласно данным ресурса CruiseFever, они обходятся в $237 в сутки. Эта сумма, умноженная на 365 дней ($86 тыс.), дает примерное понимание требующегося бюджета.

Выбор не для всех

Заочно жизнь в круизе кажется неплохим выбором для многих любителей путешествий. Что может быть интереснее, чем каждую неделю, а то и чаще менять города и страны, наслаждаться солнцем, морем и корабельными удобствами, сравнимыми с очень хорошей гостиницей. Компании, занимающиеся долгосрочными круизами, даже предлагают оборудованные бизнес-центры для тех пассажиров, которые намерены совмещать подобный образ жизни с удаленной работой.

Однако подобная смена обстановки подойдет далеко не всем, кому теоретически она может быть по душе.

Прежде всего это достаточно дорого. Относительно бюджетные варианты предполагают временный характер путешествия или жизнь в довольно стесненных условиях, которые быстро могут надоесть. Комфортабельные же «морские квартиры» стоят совершенно иных денег, что делает их доступными далеко не всем. И даже в случае если пассажир может себе позволить такие траты, ему надо учесть, что, выбирая жизнь в море, он, скорее всего, гораздо реже станет видеться с родственниками и друзьями, что для многих имеет принципиальное значение. Кочевое существование подойдет далеко не всем и физически, и психологически, поэтому, решая все-таки ввязаться в подобное приключение, всегда нужно хорошо взвесить все за и против.


Читайте также:


Onlíner рекомендует
55" 3840x2160 (4K UHD), частота матрицы 60 Гц, Smart TV (Android TV), HDR10, Dolby Vision, HLG, DTS:HD, Wi-Fi, смарт пульт
Выбор покупателей
55" 3840x2160 (4K UHD), матрица OLED, частота матрицы 120 Гц, Smart TV (LG webOS), HDR10, Dolby Vision, HLG, Dolby Atmos, AirPlay, Wi-Fi, смарт пульт

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by