Более трех десятков негативных отзывов, выигранные суды, отдельная группа в Viber, где пострадавшие обсуждают свою судьбу. Это не заметки для будущего детективного романа, а действительность, возникшая вокруг одного из минских мебельщиков. Очень удачливого человека, надо сказать. Ведь несмотря на специфический стиль работы и множество жалоб, его компания еще до недавнего времени жила и здравствовала. Рассказываем, как можно работать и зарабатывать, даже не выполняя заказы.
Минчанин Александр и не помышлял о ремонте на кухне: все у него в столь стратегической точке квартиры было хорошо. Ровно до того момента, пока не сломалась верная помощница — плита Candy trio, которая совмещала в себе функции варочной поверхности, духовки и посудомойки. Незаменимую вещь (или уже даже члена семьи) в столице было больше не найти, поэтому мужчина решил, что не только купит все устройства по отдельности, но и закажет новую мебель: в прежние корпусы свежая бытовая техника никак бы не вписалась.
Исполнителя, который изготовил бы и установил новую кухню, минчанин даже не искал: в контактах еще сохранился номер мебельщика Дмитрия Короля из «Белкупе», который лет пять назад собрал добротный шкаф-купе и отличный большой стол для этой же квартиры. Проверить отзывы на старого знакомого Александру даже в голову не пришло: ну не было к тому вопросов в прошлый раз.
— Самое интересное, что он сам начал мне рассказывать про плохие отзывы в интернете: якобы конкуренты пытаются перебить ему бизнес.
Я же тогда не обратил внимания на этот «звоночек» — настолько был уверен в человеке.
Встретились мы с ним в конце ноября 2022-го и договорились, что новая кухня будет готова в январе следующего года. И обойдется мне в $1950 по курсу. В качестве предоплаты в несколько подходов я отдал ему $1568 в рублях, правда никаких чеков взамен не получил. Но опять же — настолько доверял ему, — сам удивляется своей открытости Александр.
За время, пока шло изготовление кухни, сторонам пришлось внести коррективы в проект. Мастер сообщил заказчику, что материала нужного цвета на нашем рынке нет уже полгода, надо менять оттенок фасада. Этот вопрос был успешно решен. Однако когда настало 20 января — тот самый день преображения минской кухни, — Дмитрий не объявился. Ну, мало ли, бывает, человек занятой — может, завален заказами.
— Знаете, у него такая интересная стратегия: он то исчезает и нет от него ни слуху ни духу, то вновь появляется, как будто ничего не случилось. При этом обещает все быстренько порешать, закрыть вопросы. И говорит так уверенно, что начинаешь в себе сомневаться. Ладно, договариваешься с ним на новый день и час, подстраиваешь свои планы, ждешь — раз, и его снова нет. Телефон не отвечает.
Уже даже не подсчитаю, сколько раз он «приезжал» устанавливать мне кухню.
Доходило до смешного: утром мы созванивались, убеждались, что все в силе и он приедет максимум через час, а потом все — нет его. Бился я с ним очень долго, в итоге он привез мне мою «кухню» — пару коробок и кусок столешницы. Как из этого набора собрать целый гарнитур — одному богу известно, — показывает свой «улов» Александр.
Минчанин скоро будет праздновать год своего платонического сотрудничества с «Белкупе». За это время он успел не только потерять всякую надежду, но и найти других обиженных на Дмитрия клиентов. Говорит, в группе пострадавших сейчас 16 человек. Но это точно не полный список, ведь только исполнительных производств за мастером числится больше трех десятков.
— Судиться с ним я не стал, так как понимаю, что дело, конечно же, выиграю, но что с того толку, если он уже должен огромному количеству людей. Денег я не увижу. На счетах у него пусто — все, кого я знаю, отдавали ему наличку, — продолжает собеседник. — В милиции, где рассматривали мое заявление, причин для возбуждения уголовного дела не нашли. И как быть? Ведь получается, что это добропорядочный бизнесмен, который может работать дальше, брать заказы и так же их «исполнять», как было в моем случае.
Отмечу, что действует он очень хитро: где-то кому-то что-то да ставит. Другими словами, ему есть что предъявить, если возникнут вопросы: вот — работаю, отдаю заказы, а остальное — временные трудности.
Но моим «трудностям» уже скоро год, и никто не хочет видеть состава преступления! Может, хоть налоговая заинтересуется. Более того, я не исключаю, что помимо «Белкупе», которая сейчас банкротится, у него есть и другие организации.
Пути Оксаны и Дмитрия пересеклись в мае 2022-го. Свел стороны Instagram. Минчанку и ее мужа Сергея покорила скорость исполнителя — приехал на замеры в тот же день, как они оставили заявку. На приеме мастер много говорил и показывал, а в конце пообещал, что постарается сделать кухню и шкаф по возможности дешевле — все-таки немаленький заказ. Заключение договора заказчица и исполнитель отложили на следующий день. За это время супруги попытались найти отзывы на «ипэшника», но ничего не вышло: в прошлом у Дмитрия, который в Instagram именовался как @belkichens (и именно это название пробивали минчане), не было ни белых, ни черных полос.
— Предоплату он попросил в размере 70% — выходило $2000. Прежде чем отдать деньги, мы внимательно прочитали договор — все стандартно, никаких моментов, которые могли вызвать подозрения. Подписали документ и отдали деньги.
А когда он уехал, присмотрелись и увидели, что печать-то совсем другой фирмы: «Белкупе» какая-то, а не «Белкиченс», как должно было быть.
Скорее в интернет — ну а там море негатива. Максимум через полчаса после того, как Дмитрий уехал, я уже звонил ему, чтобы все отменить и вернуть наши деньги. Решил схитрить и не говорить, что мы уже знаем, что он за фрукт. Мол, просто передумали и решили направить эти $2000 на другие цели. По идее, проблем с возвратом быть не могло — еще ничего ж не сделано даже.
Но Дмитрий сказал, что успел далеко отъехать, находится чуть ли не на полпути в Осиповичи и вообще «давайте завтра». На следующее утро мы его еле вызвонили, а когда он наконец поднял трубку, толку добиться не удалось, — описывает, как разворачивалась ситуация, супруг Оксаны Сергей.
Как и многие другие заказчики, минчане добавились в группу пострадавших от «Белкупе». Говорят, в ней постоянно находится от 16 до 25 человек: кто-то отваливается (видимо, те, кому заказ в итоге выполняют), кто-то добавляется.
— Мы подали в суд и, естественно, выиграли дело. Занесли документы в «коллекторную», но там сразу дали понять, что у Короля ничего нет, а потому ни на какие выплаты рассчитывать не стоит.
Сходили мы и в милицию, но без толку: там объяснили, что они очень заинтересованы в том, чтобы наказывать преступников, но доказать мошенничество такого рода — очень сложно. Обращались и в прокуратуру, но пока тоже без толку. Мебельщик продолжает работать, и не удивлюсь, если под новыми названиями, — мечтает восстановить справедливость мужчина.
Ольгу, живущую в Жодино, от сотрудничества с «Белкупе» не уберегло даже расстояние. Как говорится, лишние 60 км для целеустремленного человека — не круг. Особенно когда маячит заказ на два больших шкафа.
— Наша история отличается от всех остальных тем, что мы не искали Дмитрия. Он сам позвонил моему мужу, который до этого довольно долго подбирал потенциальных исполнителей через Instagram, оставляя заявки и свой номер для связи. Причем ни в «Белкупе», ни в «Яшкаф» (именно от лица этой компании Дмитрий якобы выступал) супруг вроде и не обращался. То есть, видимо, кто-то подкинул человеку наш контакт. А тот и рад. Причем взялся за работу он очень резво: казалось, только набрал мужа, чтобы уточнить детали, и вот уже сидит у нас дома, предлагая договор на подписание, — вспоминает Ольга.
Заказчица признается, что Дмитрий ей сразу не понравился, чисто на интуитивном уровне. Смущали еще и расценки в российских рублях на Instagram-странице «Яшкафа», которую мастер активно демонстрировал, чтобы прорекламировать себя. Но мужчина заверил, что на цифры обращать внимания не стоит: мол, на качество смотрите. Под напором мужа и дочери Ольга сдалась: документы были подписаны. Произошло это 1 апреля 2021 года.
— За два шкафа-купе он насчитал $950 по курсу. В качестве предоплаты взял 1300 рублей, то есть больше половины, — показывает документы собеседница. — Но меня никак не покидала тревога, даже уснуть не могла вечером. Решила перепроверить договор. Смотрю — внизу печать не «Яшкафа», а ЧП «Белкупе». Полезла читать отзывы в интернете, а там…
Утром первым делом позвонила в исполком, чтобы спросить, что делать в таких случаях. Там посоветовали написать заявление с просьбой расторгнуть договор и скинуть фото исполнителю на Viber.
В 10:15 он уже получил сообщение, заодно я предложила компромиссный вариант: сама приеду в Минск, чтобы забрать деньги и компенсировать ему транспортные расходы в разумных пределах (все-таки человек в Жодино скатался).
В ответ получила: «Я подумаю».
Потом наступили выходные, в течение которых от него не было вестей. А в понедельник Дмитрий объявился и сказал, что готов пойти нам на уступки — вернуть часть средств, так как он уже приобрел материалы для нашего заказа. Когда и что он успел купить, если 1 апреля уехал от нас в полдесятого вечера, а уже утром получил от меня сообщения об отказе от сотрудничества? К тому же мы не согласовали эскиз — должны были сделать это позже. На просьбу предъявить документы о закупке материалов Дмитрий ничего не ответил.
Исполнитель молчал, никак не пытаясь разрешить конфликт, поэтому пара не стала надолго откладывать разбирательство: уже 14 апреля Ольга обратилась в суд. Благо дело шло по линии защиты прав потребителей, и оплачивать госпошлину жодинцам не пришлось. С четвертой попытки решение по иску было вынесено: требования заказчиков удовлетворить — договор расторгнуть, деньги вернуть.
— Дело-то я, конечно, выиграла, но кроме морального удовлетворения ничего не получила, — признается девушка. — Когда я завезла документы судебным исполнителям, то выяснила, что уже восьмая в очереди: расчетный счет у Дмитрия арестован, перспектив никаких. За душой у человека ничего нет, взыскивать реально нечего.
Тогда я стала искать правду через правоохранительные органы: обращалась везде, но ответы приходили такие, что руки опускались. Более того, выяснилось, что, по мнению Дмитрия, это еще я ему должна денег — за эскиз (свои услуги дизайнера он оценил в $200) и за транспортные расходы (якобы он ездил на такси, и это надо компенсировать). Хорошо, что самолет не зафрахтовал.
Прошло уже два года, исполнительный лист мне вернулся: фирма — банкрот, какие тут могут быть выплаты. Что дальше? Понимаю, что деньги я не верну, но буду прикладывать все усилия, чтобы возбудить уголовное дело за мошенничество. Знаю, что в нашей группе пострадавших многие сидят тихо и не пишут заявления в милицию в надежде, что он им все-таки сделает кухню или шкаф. То есть большого количества заявлений, чтобы объединить их, нет, а один в поле не воин.
Не знаю, люди не хотят его злить или думают, что если поднять шумиху, то тогда он точно ничего не привезет…
Но он и без того не торопился выполнять свои обязательства, надеяться на что-то, по-моему, бессмысленно.
По словам Ольги, на эскизе, который прислал Дмитрий 7 апреля и который она не согласовывала, даже размеры не совпадают с теми, что ей были нужны.
Согласно данным сайта kartoteka.by, сейчас частное предприятие «Белкупе» находится в процессе ликвидации. У организации есть долги перед бюджетом, а также долги по судебным решениям. Если открыть интернет-страничку Справочника организаций Минска и почитать отзывы, и вовсе страшно становится: на почти три десятка откликов только два положительных. Остальные же… Впрочем, листайте карусель — сами все увидите.
Конечно, мы не могли не задать вопросы Дмитрию, к которому у стольких людей есть претензии. Предприниматель оказался очень словоохотливым и поделился своим видением ситуации. Начали мы с обсуждения случая Ольги из Жодино.
— Она заказала шкаф, а потом решила вдруг отказаться. Причины не объяснила. Я сказал, хорошо, отказываетесь, но возместите мне мои расходы. На что она ответила, что не будет этого делать.
— Расходы — это сколько?
— Какая разница сколько? Нисколько она не хотела возмещать. То есть поэксплуатировала меня (я сделал какие-то эскизы, катался в это Жодино, договор заключал), и до свидания. Я срок не нарушил. Пошла в суд, обманула что-то там и выиграла его.
— Да, есть решение суда, и вы не вернули по нему деньги.
— Ну и что, что есть решение суда. А я вот не согласен с ним, считаю, что в суде нарушили мои права.
— Вы обжаловали решение?
— По закону нашему о защите прав потребителей при расторжении сделки заказчик обязан выплатить расходы. В чем проблемы.
— Вы могли подать встречный иск, чтобы она компенсировала расходы.
— У вас все так просто. Я работаю целыми днями, бегать по судам, кататься, правды искать — я не вижу смысла. У меня уже был опыт подобных разбирательств, там правды добиться невозможно. Как вы считаете, я не прав? Говорите, решение суда должно исполняться? Судья тоже может ошибиться, а решение — не соответствовать законодательству.
Почему эта женщина не хочет мне оплатить мою работу? У нас что, рабский труд разрешен? Ей захотелось отказаться — она отказалась.
Вот вы пошли в салон, купили машину, покатались и вернули. Сказали: дайте мне деньги обратно. Вас там пошлют, грубо говоря. А я не могу послать, потому что я бедный несчастный бомж Димка Король, которого можно дурить, эксплуатировать, и все с рук сойдет. Если я не прав — обоснуйте, докажите.
Вообще, Дмитрий уверен, что Onlíner системно, с 2008 года, портит ему бизнес и «пишет гадости по заказу». По чьему заказу? На этот вопрос мужчина ответить затрудняется, но предполагает, что это люди, которым спокойно не живется и которые дружат с директорами компании. Относительно отзывов на сторонних сайтах Дмитрий рассуждает так: «Если у людей нет своей жизни, нет дома дел, они любят все обсуждать, пускай пишут».
Что касается дела Оксаны и Сергея, то мужчине и тут есть что сказать. Речь, напомним, о пяти с лишним тысячах рублей, а еще о компенсации морального ущерба.
— Да, должен вернуть. Напечатать и вернуть. Зачем они заказ оформляли? Поиграться в заказики? Почему они отказались от заказа? Вообще, суд расторгнул сделку? Расторгнул. При расторжении мне должны компенсировать работу?
— Для этого вы должны были подавать встречный иск.
— С этими людьми, которые делают заказ, а потом отказываются, все понятно и так. Я на эту тему с вами уже поговорил и все объяснил.
— Планируете ли вы возвращать деньги по решениям суда.
— Я же не работник печатного станка. Суд решил, но он же не спросил, где человек возьмет эти деньги. Давай ему повесим с воздуха иск! И где мне взять эти деньги? Вы посчитайте эти иски и подумайте: смогли бы вы с вашей журналистской зарплатой выплачивать эти иски? И сколько лет жизни вам понадобится для этого?
— Но вы же у людей взяли эти деньги.
— Мы оформили заказ. По какой-то непонятной причине они решили отказаться от этого заказа, хотя не было никаких оснований. А материалы были закуплены, работа была выполнена…
— Пострадавшие говорят, что это не первое банкротство вашей мебельной компании.
— Не надо сочинять того, чего не было.
— Собеседники также утверждают, что вы раньше были судимы за мошенничество.
— А что, у нас судимых людей в стране нет? И нельзя работать? Запрещено жить и дышать? Я не хочу комментировать вам эту историю. Был судимый — не был судимый. Ну и что. Ну был человек судим, и что дальше? Не жить больше, умереть? Радуйтесь, что вы не судимы.
Дмитрий был готов еще долго рассуждать о несправедливости этого мира и том, как его обманывают и подставляют. Мы же рекомендуем ему восстанавливать равновесие в суде, где определят, сколько именно ему должны компенсировать «сорвавшиеся» заказчики.
Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by