«Никогда не говори об этом в гостях у местных». Белорус восемь месяцев прожил в Перу

02 июня 2023 в 8:00
Источник: Надежда Конон. Фото: Андрей Сидоров для Onlíner

«Никогда не говори об этом в гостях у местных». Белорус восемь месяцев прожил в Перу

Источник: Надежда Конон. Фото: Андрей Сидоров для Onlíner

Мы продолжаем нашу рубрику «Как я сюда попал?», повествующую о белорусах, оказавшихся в экзотических странах и в не менее экзотических обстоятельствах. На этот раз — история про Андрея Сидорова из Минска, который 8 месяцев прожил в Перу. О чем никогда нельзя говорить в гостях у местных, на самом ли деле стоит избегать фавел и можно ли выучить испанский за две недели, Андрей поведал Onlíner. Если вы тоже переехали в какое-нибудь интересное место, пишите на почту daa@onliner.by или в наш телеграм-бот.

«Сначала был стресс: все билеты куплены, а в визе отказали»

Вообще Андрей Сидоров живет в Минске, работает в маркетинге. И очень любит путешествовать, особенно спонтанно. Во время поездок по миру всегда мечтал зависнуть надолго в какой-нибудь стране, чтобы как следует проникнуться ее духом.

Когда был в Мексике, влюбился в этот регион.

— У нас в головах есть стереотип об однообразности тех мест: текила, кактусы, фавелы. Но все не так. Мексика поразила меня разнообразием. Оказалось, что и страны региона, при всей схожести, имеют большие различия, — говорит Андрей.

Однажды белорус прочел в журнале в самолете, что в Перу очень классная кухня. Так в голове засела мысль: надо пожить в этой стране.

— И все стало складываться. Давно хотел пожить в большом экзотическом городе, а в Перу есть Лима — столица, причем на берегу океана. Мне нравится история, а эта страна — просто кладезь в плане древних цивилизаций. К тому же во всех гайдах написано, что там разнообразие климатических зон. То есть не надоест: хочешь — тихоокеанское побережье, хочешь — теплое круглогодичное лето на севере, а вот горы — Анды или джунгли — Амазония. 

Шел 2021 год, Андрей как раз подкопил денег, уволился с работы. Рассчитывал, что поедет в Перу на три месяца, но в итоге вышло гораздо дольше — восемь.

Старт из Минска испортил основательный стресс: сначала надо было попасть в Мадрид, а испанское посольство отказало в шенгенской визе.

— Я переживал: все билеты куплены, а в Лиму перелет из Испании недешевый. Были оплачены и двухнедельные языковые курсы в Мадриде. 

Ребенок в перуанской деревушке

К счастью, все разрешилось. Визу для въезда в шенгенскую зону Андрею выдала Польша, а испанская языковая школа перекинула оплату на такие же курсы в Лиме. Для посещения Перу виза белорусам не нужна.

— Помимо коронавируса привился от желтой лихорадки — это не обязательно, но рекомендовано, если планируешь посещать джунгли Амазонии.

«Через две недели интенсивных курсов ты уже можешь как-то общаться с местными»

Несколько месяцев белорус провел в Лиме, в остальное время путешествовал по стране: побывал и в пустыне, и в горах, и в джунглях.

В столице живет больше 10 миллионов человек, тогда как во всей стране — 35 миллионов. Сначала Андрея крупный город разочаровал, потому что некоторые районы представляют собой «скучнейшие места, дороги и дома, которые нагромождены без какого-то архитектурного плана». 

— Понадобилось время, чтобы раскрыть Лиму с другой стороны. Уверен, туристы, которые приезжают туда всего на пару дней, так и не успевают этого сделать.

Столица Перу полна контрастов.

— Есть районы, где живут богатые, и там же в основном селятся экспаты, эмигранты. Там все на уровне, много топовых ресторанов с мировым именем, европеизированный сервис, достаточно безопасно. Есть фавелы, куда точно не стоит соваться. А есть районы с обычной латиноамериканской жизнью, где очень мало туристов. В одном таком мне повезло прожить достаточно долго.

Вспоминает белорус и полюбившийся район Магдалена.

— Там все строится вокруг рынка, меркадо. Тысячи точек с едой, причем можно попросить приготовить купленное тут же, все очень дешевое и вкусное. Местные там тебе удивляются, говорят: «Вау, иностранец!» Там со временем у тебя появляются знакомые: сотрудники кафе, владелица прачечной.

Лучшим решением было учить испанский.

— Местные школы сразу погружают в языковую среду. Преподаватель говорит на испанском, если что — переходит на английский. Поскольку и в этом языке мне кое-что приходилось вспоминать, голова за полдня закипала! — смеется белорус. — Но атмосфера комфортная, ведь вокруг тебя путешественники со всего мира, нацеленные на взаимопомощь. Плюс испанский на базовом уровне — достаточно простой язык, если ты из Европы и уже знаешь английский. Белорусу легко произнести твердый звук «р» в отличие от англо- или франкоговорящего. В первую неделю я еще не мог связать двух фраз, а мне говорили: «Да у тебя нет акцента!» Выходишь из школы — и сама среда подталкивает использовать язык.

Все построено так, что через две недели учебы ты можешь объясниться в магазине, спросить дорогу и много чего еще.

Жилище Андрея в джунглях во время двухнедельного ретрита

Дорого ли жить в Перу? Пожалуй, дороже, чем ожидаешь, рассуждает Андрей.

— Это большая, небедная по ресурсам страна. Там много богатых людей. Несколько ресторанов из топ-50 лучших в мире находятся в Лиме. Там можно за ужин на двоих оставить 200—300 евро. Но это все равно дешевле, чем в таких же заведениях в Западной Европе или США. С другой стороны, на рынке в Перу ты можешь хорошо поесть за один доллар. Да, надо смотреть, что выбираешь, но без уличной еды ты там очень много теряешь.

Комната в Лиме в хорошем районе, возле океана, с отличной инфраструктурой вокруг обойдется в 35 евро за ночь и больше. Средняя цена — 20 евро.

— А в городе Куско я очень долго снимал за 15 долларов в сутки двухуровневую квартиру с кухней и крутыми видами с балкона. В другом жилье в этом же городе отдавал и по 9 долларов за ночь. Во время путешествий, бывало, тратил гораздо больше, чем планировал, — например, в каком-нибудь богом забытом уголке в джунглях. Просто потому, что там мало мест для туристов и хозяева жилья не чувствуют конкуренции.

В первый месяц Андрей не стеснял себя в расходах — жил в режиме отпуска. А потом по возможности стал экономить. Словом, превратился в дауншифтера.

— Непросто привыкнуть к ощущению, что в конце месяца тебе на карточку не придет зарплата. Да, ты себя убеждаешь: «Андрей, все в порядке, все продумано, у тебя есть накопления». Потом постепенно привыкаешь. Вообще мне нравится, когда прямо в процессе путешествия ты ощущаешь, как падает стоимость жизни. В Перу отлично работают приложения вроде Booking, но со временем ты понимаешь, что в небольших деревнях про место для ночлега можно узнать просто на автостанции — будет не хуже, но дешевле.

Хорошие районы и фавелы в столице, а еще — наркотрафик и банды в затерянном городе в джунглях

Спрашиваем, что там с преступностью, наркокартелями и прочими стереотипами из латиноамериканских фильмов. Андрей начинает с ситуации в столице. Одно из небезопасных мест там — это, неожиданно, центр города.

— Старая Лима когда-то была одним из центров Испанской империи, через нее проходило золото Южной Америки. Потом по какой-то причине центр города стал хиреть, богатые люди выбирали жизнь на побережье. В итоге центр превратился в очень брутальное место. Там безопасна разве что площадь президентского дворца и пара улочек вокруг.

С другой стороны, в Старой Лиме есть колоритные объекты притяжения: огромный вещевой рынок, мастерские художников в заброшенных зданиях, бывшие дворцы испанских аристократов.

— Есть полусекретные клубы, которые тебе никто не будет рекомендовать, если ты просто турист и приехал в страну поглазеть на Мачу-Пикчу (древний город инков. — Прим. Onlíner).

Я пару раз в таких клубах бывал с друзьями, но одному там находиться точно не стоит: могут что-то подсыпать в напитки и обворовать.

С серьезными опасностями Андрей лично не сталкивался.

— Однажды меня обворовали, причем это произошло в лучшем по безопасности районе, в лучшем клубе. Но сам виноват: вышел в курилку, а друзей попросил присматривать за моим рюкзаком, брошенным под столиком. Но кто в клубе станет присматривать за рюкзаком? — смеется. — Естественно, его увели. Жаль: он был классным, а внутри была моя куртка. Обидно, но все важные вещи — документы, карточка — были при мне. 

Ночная жизнь в Лиме
Тоже Лима по вечерам

К советам местных «ни за что не ходить» в какое-то место в целом прислушиваться нужно. Но, говорит Андрей, порой они преувеличивают уровень опасности для гринго.

— С другой стороны, когда ты совсем осваиваешься, то становишься менее внимательным. Но все-таки ты общаешься с людьми и со временем понимаешь: у каждого местного в Лиме есть своя история, как брата или друга обокрали или даже убили просто возле дома. Видишь, что над заборами многих частных домов есть проволока под напряжением, которое, правда, часто отключено. В хорошем районе почти всегда в твоем поле зрения — серенаску, районная полиция. Да, это дает чувство безопасности, но и говорит о том, что есть за чем следить.

Посмотреть эту публикацию в Instagram

Публикация от Andrei Sidarau (@si.andrei)


В настоящих фавелах Андрей не бывал, но однажды заглянул в «социально небезопасный район» — в гости к знакомому.

— Помню, выхожу из такси, а люди с балконов смотрят на меня удивленно: «Турист здесь, в нашей Санта Ане? Как это?»

В регионах все куда безопасней, говорит белорус. Исключение — затерянный в дебрях перуанской Амазонии город Икитос.

— Это потрясающее место. Триста тысяч населения, но туда вообще нельзя попасть по земле: только самолетом или по реке. Путешествие по рекам — отдельное впечатление. До последней сухопутной точки доезжаешь на автобусе, потом плывешь по реке. Я выбрал скоростную лодку и все равно добирался целую ночь. А можно 5—7 дней плыть на барже.

— Икитос стоит на слиянии нескольких рек, в джунглях. Когда-то город был центром каучуковой лихорадки, там сохранились приметы забытой роскоши — например, особняк, спроектированный Эйфелем. Сейчас это очень непростая зона. Малодоступность, рядом границы Колумбии и Бразилии, наркотрафик, военные, какие-то базы... Там точно не стоит идти туда, куда не советуют местные. Если в Лиме люди живут в нашем цивилизационном восприятии, то там все другое. Например, социальная норма — очень ранние браки. Смотришь на ребят, им по 12—14 лет, а это уже пары, супруги, у многих есть дети.

При желании для туриста снарядят экспедицию в джунгли — за 300 долларов получишь двух- или четырехдневный поход с питанием, палаткой или базой, полной амуницией с мачете.

«В автобусах почти всегда будут удобные кресла и ссобойка в дорогу»

Перу — страна обширная, путешествовать по ней приходится на самолетах и автобусах. Сохранившиеся железные дороги используют в основном как развлечение для туристов.

— Местные лоукосты достаточно удобны: с того же Икитоса за билет в Лиму я заплатил около 50 долларов. Если бы покупал заранее, мог бы уложиться и в 25.

Посмотреть эту публикацию в Instagram

Публикация от Andrei Sidarau (@si.andrei)


Автобусы — комфортные. Там почти всегда будут удобные большие кресла, туалеты, стюарды, а в начале поездки перевозчик предложит пассажиру ссобойку.

В некоторые места можно добраться только на машине.

— В начале 2000-х в Перу открыли один из самых высоких водопадов в мире. Вокруг него сразу сделали национальный парк, рядом организовалась деревня для туристов. И это глушь. Чтобы попасть туда, нужно сразу все продумать. Например, я заранее договорился, чтобы меня из автобуса высадили на нужном повороте в пять утра. А хозяева номера в деревушке прислали к этому повороту мототакси. Если есть желание исследовать что-то особенное, придется заморочиться.

Автомобиль можно взять напрокат, но Андрей не советует передвигаться на машине в Лиме.

— Перуанцы на фоне других латиноамериканцев выглядят спокойными, сдержанными, уважают закон и личное пространство. Но на дороге не знаю, что с ними происходит, — смеется Андрей.

— В Лиме ужасный трафик, как в крупном азиатском городе. Это шокирует белоруса.

Кстати, белорусы в Перу — экзотика.

— Многие только и знают, что Беларусь существует. Но венесуэльцы, которые живут в Перу, о нас все-таки наслышаны. А вот встречи с соотечественниками я в этом путешествии не искал. Одна из целей была такая: максимально вынести себя за скобки привычного.

«Подруга из Перу шутила: „Мы один народ, только когда играет сборная“»

— Перуанцы — очень разные люди. На побережье это испанцы, креолы. В горах до сих пор живет много потомков инков, правильнее говорить — индейцев кечуа. У некоторых есть интернет, другие живут без особых удобств, — продолжает Андрей. — В джунглях вообще другие ребята. Возле Икитоса мы проплывали деревушки: где-то все аккуратно, «дагледжана», какой-то парк для детей и продажа мороженого. А где-то — деревянные домики на сваях, ни окон ни дверей. Моя подруга из Перу шутила: «Мы один народ, только когда играет сборная».

— А кухня-то как? Оправдалась реклама в бортовом журнале? 

— О, это больная тема! Внутри одной перуанской кухни много разных. Например, есть испанские традиции: креольская кухня с множеством морепродуктов. Есть блюдо севиче из сырой рыбы — я съел, наверное, тонну. Основа перуанской кухни — мясо с подливками, в целом вкусно, но не на каждый день. В горах своя еда: например, в Андах едят морских свинок. Причем запекают их целиком — с мордочкой, лапками. Это, конечно, катастрофа, но, надо признать, вкусно. Зато в горах много картошки — она ведь как раз оттуда к нам и приехала.

Я шутил, что поехал в Перу из-за картошки — мол, братские народы!

В джунглях есть тысячи видов бананов — для жарки, для варки, на десерт, на корм животным. Плюс личинки пальмовых жуков. А еще там в любой деревенской харчевне женщины готовят кайманов.

На теме еды в Перу легко нажить себе врага.

— Для перуанца еда — это религия. Он никогда не скажет, что ему что-то не нравится в местной кухне, и ждет того же от гостей. И речь даже не про критику, все куда глубже. Расскажу такую историю. Однажды на свидании я поделился с местной девушкой наблюдением: мол, цыпленок с рисом есть не только в Перу, а в любой кухне. Она в ответ: «Да? Я, конечно, абсолютно не обижена…» Посмеялась, но все — смотрю, между нами холод! — улыбается белорус. — Я был в шоке, не знал, что такое вообще может обидеть человека. Когда ты пообедал у кого-то в гостях, недостаточно просто сказать «Было очень вкусно». Это — ничто! Ты должен долго говорить про еду: как она готовилась, какие хозяева молодцы, что использовали именно этот ингредиент, как безумно вкусно получилось!

Погружение в местную жизнь, говорит Андрей, удалось на славу.

— После путешествий по стране мы с другом-немцем встретились в Лиме и обнаружили, что многие вещи чувствуем гораздо тоньше, чем лимская богемная молодежь, которая может никогда не выезжать из столицы и которая слабо себе представляет, как проходит жизнь в горах или джунглях. Несмотря на отсутствие работы, я не помню, чтобы в Перу я сидел без дела. Постоянно во что-то погружен, в новых впечатлениях и эмоциях. Хотя в квартире в Лиме, где я жил четыре месяца, у меня даже не было вайфая. 

В Беларуси жизнь пришлось перестраивать на рабочие, но спокойные рельсы.

— Там жизнь более динамичная, люди говорят на разных языках и требуют общения. Так что да, пришлось снова привыкать к нашему характеру. 

Лима, признается Андрей, вообще стала близким городом. Было бы жаль больше никогда туда не вернуться.

— Пока что я объелся путешествиями, никуда не рвусь. Хотя в Перу точно сосредоточены самые красивые места, которые я видел в своей жизни. В какие-то моменты я даже ловил себя на мысли, что сердце устало перехватываться от красоты.


Onlíner рекомендует
Apple iOS, экран 6.1" OLED (1170x2532) 60 Гц, Apple A15 Bionic, ОЗУ 6 ГБ, память 128 ГБ, камера 12 Мп, 1 SIM (nano-SIM/eSIM), влагозащита IP68
Onlíner рекомендует
Apple iOS, экран 6.1" OLED (1170x2532) 60 Гц, Apple A15 Bionic, ОЗУ 4 ГБ, память 128 ГБ, камера 12 Мп, аккумулятор 3227 мАч, 1 SIM (nano-SIM/eSIM), влагозащита IP68
Onlíner рекомендует
Apple iOS, экран 6.7" OLED (1290x2796) 120 Гц, Apple A16 Bionic, ОЗУ 6 ГБ, память 128 ГБ, камера 48 Мп, аккумулятор 4323 мАч, 1 SIM (nano-SIM/eSIM), влагозащита IP68

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by