Это только на первый взгляд все дома в минских «спальниках» одинаковые. Некоторые экземпляры могут сильно удивить или даже поставить в тупик. По подсказкам читателей мы объехали несколько нетипичных зданий. В одном подъезды начинаются с третьего (а второго и первого просто нет в природе). Еще в двух домах королевские лоджии. А как вам шестиэтажки, которые притворяются пятиэтажками? Смотрите сами.
Многоэтажки по улице Лобанка, 17 и 19 стоят на краю лесопарка Медвежино, так что из многих окон открываются живописные виды.
Владельцам части квартир на 12-х (верхних) этажах повезло еще и с лоджиями. Потолки там высоченные, уходят больше чем на четыре метра вверх. Такая планировка и в квартире Антона, который пустил нас к себе.
На первый взгляд лоджия как лоджия, разве что вверх уходит лестница. Но если по ней подняться, попадешь на второй этаж, где также можно стоять в полный рост. Места много.
— Мне эта лоджия досталась уже со вторым этажом, его сделал кто-то из прежних хозяев. Причем перекрытие — бетонное, а сверху лежат доски, — рассказывает Антон. — В соседнем доме №17 я снимал такую же квартиру, тоже на 12-м. Там на лоджии такой надстройки не было, просто высокий потолок. И я всегда ходил и думал: «Круто. Если б у меня было так, сделал бы второй этаж!»
Похоже, лишние метры появились за счет пространства техэтажа, которое «ушло» в квартиры.
На лоджии — роскошное окно, объединяющее оба яруса.
— Один оконщик мне рассказывал, что у него было пару заказов на рамы именно с расчетом на второй этаж в этих домах.
Ясно, что остеклить такую площадь будет недешево.
— Думаю, если утеплить, тут получится полноценная комнатка. Но пока использую как кладовку.
У прежних хозяев вход на второй уровень был обустроен по центру лоджии.
— И комната на втором ярусе была разделена на две части: в одной был кабинет мужа, во второй жена выращивала цветы.
Когда рассматриваешь лоджии 12-этажек на Лобанка сквозь окна, видно, что одни просто заложили верхнюю часть стекла, другие построили капитальные лестницы. Кто-то, пользуясь возможностями высоких потолков, подвешивает над головой велосипеды. А некоторые вообще оставили эти пространства незастекленными.
— Пентхаусы! — комментирует один из прохожих.
Необычные дома на Лобанка были построены в 1992-м. Они кирпичные, улучшенного проекта, гласят справочники в интернете. А местные добавляют информации.
— Дома строили хозспособом: силами строителей и будущих жителей. Один — для учителей, сотрудников БГУ, другой — для чернобыльцев, — рассказал один из жителей.
— Похожие дома есть в Веснянке, там, где раньше была Финская заправка.
К слову, Финской заправкой минчане называли АЗС на перекрестке Тимирязева — Орловской, она существовала до начала 2000-х.
Неподготовленный человек возле этой пятиэтажки по Козыревской, 23 впадет в ступор. Формально первого подъезда здесь нет. Да и второго тоже.
На крайнем входе сразу написана цифра 3 — третий подъезд. Дальше, как положено, четвертый, пятый…
Квартиры начинаются с 31-й.
— Простите, а где начало дома потерялось? — спрашиваем у местных.
Они на такой вопрос отвечать привыкли, поэтому загадочно улыбаются и разводят руками:
— Не построили!
Эту пятиэтажку серии МК-5 возвели в 1971 году. Жительница квартиры в крайнем подъезде говорит, что ее семья приехала сюда в 89-м.
— В торце дома стоял деревянный кинотеатр «Знамя», после сноса которого должны были построить еще два подъезда. Кинотеатр снесли в 90-х, но к дому нашему так ничего и не добавили, — улыбается женщина.
Квартиры здесь получали военные, а также гражданские — строители из войсковой части.
— Конечно, мы долго объясняем гостям, что у нас первый, но третий подъезд, — говорит жительница. — Часто путаются люди, которые приходят на просмотр квартир. Пытаются найти начало нашего дома и во время голосований.
Женщина хорошо помнит кинотеатр «Знамя». А еще такую проблему: зрители одно время ходили в подъезды пятиэтажки в туалет. До тех пор пока местные не воспротивились — тогда во дворе построили общественную уборную. Сейчас ее уже нет.
— Дед рассказывал, что до кинотеатра тут была конюшня, а в войну — школа, — рассказывает Иван, который тоже живет в этом нелогичном доме. — Когда кого-то приглашаю, так и говорю: «Только не считайте входы, на моем подъезде написано „4“!»
Что до кинотеатра, Иван в нем не раз бывал ребенком.
— В 90-х ходили на сеанс по четыре человека, но платили за восьмерых, чтобы ради нас запустили фильм. Еще здесь был тир.
Мужчина говорит, что гораздо позже к дому хотели пристроить «кусок многоэтажки с магазином».
— И у нас тут могла появиться магазинная рампа, к ней бы активно через двор ездили машины. Но хорошо, что не построили.
И все-таки: раз уж так вышло, что запланированные подъезды не достроили, почему бы не перенумеровать заново те, что в наличии?
Ответ простой: адреса уже вписаны в паспорта и не только. Менять все документы — много мороки. Да и изюминка ведь исчезнет.
В прошлый раз мы рассказывали о двух домах на холме — по улице Притыцкого, 48 и 54. Они так ловко вписаны в ландшафт, что с одной стороны этажей девять, а с другой — десять. Причем вход на дополнительный этаж ведет как будто в подвал. Смотрится необычно.
В чем-то похожая история вышла на Гикало, 18, 20 и 22: с одной стороны по шесть этажей, с другой — по пять. Причем перед входами в подъезды домов 18 и 22 пристроили террасы.
Здания возвели в 1966—67-м.
— При шести этажах по нормам нужен был лифт, а здесь его нет. С улицы — магазин и конторы. То же самое в двух домах на Берестянской, — рассказал нам читатель из архитектурной среды.
За счет ландшафта вышла экономия на лифтах.
— Архитектор должен был получить премию, — рассуждает собеседник.
В справочнике photobuildings.com дома обозначены как пятиэтажки, это серия 1-447С.
Уровень, отданный под учреждения, называют цокольным. Так, на Гикало, 22 в цоколе изначально находились ясли-сад, в конце 1980-х — дом пионеров и школьников Советского района. Теперь под квартирами расположены магазины, расчетный центр и многое другое.
Людмила Александровна живет на Гикало, 18, во втором подъезде. Попадать туда неудобно: нужно обойти всю террасу, прямые подходы есть только к подъездам в конце дома.
— Таксистам говорю подъезжать не ко второму, а к четвертому, — объясняет пенсионерка.
Ее соседка Долорес Фоминична живет в необычном доме с момента его постройки.
— Про эстакаду мы узнали, только когда получили здесь свои «квадраты». Смущала ли она нас? Конечно нет! До этого мы ютились вдевятером в маленькой квартирке, а тут получили большую на троих. Кому тут давали жилье? Народные артисты, инженеры, узница лагерей — разные люди, — рассказывает женщина.
В эксплуатации возвышение неудобно, особенно зимой.
— Эстакада зимой не убирается, все в сугробах. Мы писали, просили что-нибудь перестроить, сделать лестницы к каждому подъезду, но это дорогое удовольствие, так что никто на это не пойдет. Как говорится, сие от нас не зависит! — с улыбкой заключает Долорес Фоминична.
Если вы тоже знаете необычные дома или квартиры в Минске (да и по всей Беларуси), пишите в наш чат-бот в Telegram.
Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by