Если бы на ненадежных людях сразу было написано, что они ненадежные, мы бы никогда не попадали в неприятности. Всех строителей и отделочников со специальной «плашкой», ярко сверкающей над головой в любое время дня и ночи, заказчики обходили бы за километр. Но, увы, подобную «маркировку» еще никто не придумал, а потому заранее определить кидальщика невозможно. Тем более что некоторые из них действительно умеют работать быстро и качественно. До поры до времени. О том, как, доверившись профессионалу, можно остаться без $18 000 и дома, Onlíner рассказал минчанин Дмитрий. Историю мужчины можно было бы считать случайностью и обычным невезением, если бы за строителем, к которому он обратился, не тянулся длинный шлейф из долгов и других обманутых заказчиков.
— Участок я купил еще в 2018 году. Долго выбирал подходящий: хотел с концами перебраться жить за город, поэтому было очень важно и расположение, и окружение, — вспоминает Дмитрий. — Еще очень хотелось жить возле большой воды, поэтому круг поисков автоматически сужался. В итоге нашел подходящий вариант в районе Раубичей: 15 соток со старым фундаментом идеально подходили под мои мечты.
А мечты у мужчины были масштабные: Дмитрий планировал возвести не просто дом, а целый комплекс со встроенной баней, гаражом и беседкой. Площадь только первого уровня равнялась 216 «квадратам», на мансардном вырисовывалось еще 60. Строиться минчанин решил непременно из дерева — если уж и быть ближе к природе, то до конца.
При этом материал мужчина выбрал самый «брутальный»: кругляк ручной рубки.
Самостоятельно такой способ строительства не освоишь, нужно искать профессионалов.
— К сожалению, друзей, которые уже прошли такой путь и могли бы порекомендовать надежного рубщика, у меня не было. Довелось искать исполнителя самому, просматривая одно за одним объявления в интернете. И знаете, довольно быстро я вышел на толкового исполнителя из Витебской области: интересные проекты, хорошее качество. Правда, в ближайшие месяцы он был занят, а чтобы попасть к нему в «лист ожидания», необходимо было внести 30% от стоимости дома. Мне это условие показалось странным, поэтому пришлось продолжить поиски.
Перебирая потенциальных рубщиков, Дмитрий параллельно занимался участком. Проект коттеджа «четыре в одном» уже был готов, поэтому летом 2020-го минчанин нанял людей, которые стали заливать фундамент под мегадом.
— Следующее объявление, которое меня заинтересовало, было из Могилева, — рассказывает собеседник. — Связался с мастером Вячеславом, чтобы обсудить детали и условия. Тот заверил, что сможет взяться за рубку моего дома в самое ближайшее время. К тому же делал упор на то, что у него нет проблем с деньгами — то есть древесину, необходимую на мой проект, он сможет закупить без проблем.
Понимая, что верить на слово нельзя, я поехал к Вячеславу — хотел посмотреть, что происходит на площадке, где он работает. А там — все в лучшем виде: несколько домов в работе, причем точно видно, что подход у человека основательный — бревна идеально подогнаны друг к другу. Какие тут могли оставаться сомнения…
Он ведь меня еще и домой к одному из своих клиентов завез, и тот подтвердил, что все было сделано в срок и на высшем уровне.
Стороны, изучив возможности друг друга, сошлись на том, что объект будет стоить $26 000 в эквиваленте. В эту сумму входила как сама древесина, которую взялся закупить подрядчик, так и непосредственно рубка на площадке в Могилеве, перевозка, сборка дома на месте, монтаж стропильной системы и чернового пола. Вячеслав, как и обещал, не стал откладывать реализацию проекта: вскоре приехал под Раубичи, чтобы перемерять готовый фундамент и затем рубить размер в размер. Там же мастер получил две стимулирующие тысячи долларов. Позже, после подписания договора, Дмитрий передал строителю еще $6000.
— Сошлись на том, что к работе он приступит в ноябре 2020-го, к февралю следующего года сруб должен был быть собран на его площадке, а в конце апреля — стоять уже у меня на участке. Конечно, мы все время поддерживали связь: он присылал какие-то фото с площадки, я тоже периодически заезжал в Могилев. На моих глазах Вячеслав завершил масштабный и красивый объект для белорусского загородного комплекса. То есть оснований сомневаться в нем у меня не было: толковый мужик.
Более того, мы с ним в последующем даже сдружились — в ресторан ходили с женами и детьми. Я был уверен в этом человеке.
Поэтому когда в феврале он рассказал, что у него начались проблемы с техникой, без задней мысли дал ему $2000 взаймы, — перечисляет этапы взаимодействия с мастером Дмитрий.
Время шло, но дом минчанина практически не рос: поднявшись на восемь венцов, он так и застыл, «отдыхая» попеременно под снегом, дождями и солнцем. На дворе уже был май. Меж тем на площадке появлялись новые объекты, которые Вячеслав вроде как делал.
— В июле я без предупреждения приехал в Могилев и застал Вячеслава на базе: он рубил другой объект. На вопрос, почему с моей стройкой так туго и она замерла на 30 процентах, ответил, что все дело во взлетевших ценах на пиломатериалы (это ведь и вправду было так): мол, коттедж у меня большой, и у него просто нет необходимой суммы, чтобы закупить нужные кубы.
Якобы он сейчас специально берет другие заказы — бани и небольшие дома, — чтобы заработать на них и вложиться в мой проект.
Конечно, мне это показалась странным. Ведь осенью прошлого года я передал ему достаточную для «шопинга» сумму. Но подумал, что он мог неправильно распределить сумму, не рассчитывая на то, что к весне цены изменятся. Безусловно, мне хотелось поскорее завершить процесс, да и дерево уже начало темнеть, поэтому дал ему еще денег. Вместе с предыдущими «зимними» двумя тысячами получилось десять. В течение месяца Вячеслав должен был завершить рубку моего дома.
Однако вместо того чтобы закончить масштабный проект, мастер… «потерялся» — просто перестал выходить на связь. Достучаться до него можно было только через жену или домашний номер. Да и то не всегда. Чтобы все-таки иметь возможность созваниваться, Дмитрий купил рубщику новую симку: тот говорил, что не может оформить карту на себя из-за судебных исполнителей.
— Я не хотел думать, что Вячеслав меня просто-напросто обманывает, хотя сейчас и понимаю, что было очень наивно верить в то, что он вечно болеет или техника у него постоянно ломается, — продолжает мужчина. — И все же убеждал себя, что это черная полоса в жизни порядочного человека.
А потом решил его «пробить» и выяснил, что долгов у него на десятки тысяч и ИП давным-давно закрыто.
Восьмого января, еще раз приехав на площадку, я стал требовать, чтобы Вячеслав вернул мне деньги или отдал дом в том состоянии, в котором он есть. Тогда долг будет меньше. Правда, тут же выяснилось, что площадка, где он рубит объекты, в аренде, а мой дом «заложник»: якобы собственник не даст вывезти сруб, пока Вячеслав не рассчитается с ним. Сошлись на том, что до 20 января он вернет мне все деньги. Но так как этого не произошло, я обратился в милицию и Следственный комитет. Вячеслава, как и положено в таких случаях, опросили. Я же получил отказ в возбуждении уголовного дела: мол, он плохой бизнесмен, но никак не мошенник.
При этом, как только я обратился в милицию, Вячеслав перевез бревна мне на участок и пообещал собрать их. Перевозку, естественно, оплатил я. Произошло это только в мае 2022-го. С тех пор бревна так и лежат на участке — даже не знаю, годятся ли они теперь хоть на что-то. Так как у меня была нотариально заверенная расписка, обратился к исполнителям, чтобы те взыскали с Вячеслава деньги.
Однако выяснилось, что взять с мастера нечего: на него практически ничего не записано, а единственного жилья у нас не лишают.
Как мне объяснили, к нему приняли уже все возможные меры воздействия, ждать мне, увы, нечего.
Доказать факт мошенничества действительно непросто. И, уверен, он это знает: можно годами обманывать людей, для вида исполнять свои обязательства (перечислять копейки или во время опросов в милиции выдавать один и тот же незаконченный сруб за разные объекты) и говорить, что ты всячески стараешься исправить ситуацию. Но ведь я не один пострадавший, значит, надо внимательнее присмотреться к этой ситуации!
Самое поразительное — он до сих пор дает рекламу и, видимо, продолжает работать. Сколько еще пострадает людей, если его не остановить, неизвестно.
Игорю также не повезло встретиться с Вячеславом: мужчина хотел построить дом под Минском, а получил одни убытки. В материальном плане — небольшие, в моральном и временном — вполне существенные.
— Объявление от Вячеслава я нашел в интернете, — вспоминает Игорь. — Решил на всякий случай поузнавать, кто же он такой. Почти сразу выяснилось, что к рубщику есть претензии от одного из заказчиков. Естественно, я захотел выяснить, что это за конфликт. Вячеслав заверил: рабочие моменты, все решается. И действительно, через некоторое время мне отзвонился тот «проблемный» клиент и сказал, что инцидент улажен (как потом выяснилось, улажен он был только на словах — Вячеслав много чего наобещал, но так ничего и не сделал).
В декабре 2021-го мы подписали договор, условившись, что в мае сруб будет готов, а в июне станет на мой участок. Я передал ему $2000 по курсу для «запуска» работ. И стал ждать, когда мастер сбросит мне чертеж для заливки фундамента. Несколько недель я из него выбивал только это.
Несмотря на то что мы с ним были на связи, на площадке ничего не происходило: мой дом не рос. Как и дома еще двух заказчиков, с которыми я поддерживал связь. Я стал максимально на него наседать. И результат был: получил фото первого собранного ряда — непонятно какие бревна лежали прямо на земле.
Тогда я решил набрать того первого заказчика, из-за истории которого у меня и возникли сомнения в работе Вячеслава. Поговорили.
Выяснилось, что рубщик прислал ему те же самые фото первого ряда, что и мне, но уже под видом его дома.
На мои претензии мастер ответил, мол, не лезь, у нас срок май — все будет. Однако к маю ничего так и не произошло. Я же взял паузу и не заливал фундамент, так как не был уверен, что человек до меня вообще доедет.
Любопытно, но в какой-то момент, когда я стал требовать от него фото «с места событий», он начал присылать мне селфи, а не снимки моего дома. Якобы чтобы я посмотрел, как он занят.
История тянулась до августа: в последний летний месяц мастер скинул снимок четырех собранных венцов совершенно другой конфигурации под видом дома Игоря. Мужчина не выдержал и сказал, чтобы Вячеслав возвращал деньги. Тот перевел тысячу рублей, щедро оставив остальные четыре себе.
Еще один Дмитрий хотел себе красивую баню. И тоже, увы, пересекся с Вячеславом.
— У него действительно классное качество: я как-то проезжал мимо площадки, где он работал, и специально остановился, чтобы посмотреть, что и как происходит. Вопросов не возникло: все на высоком уровне.
И сам он солидный: не пьющий, все время на площадке, что-то делает.
Договорились с ним, что построит мне баню размером 6 на 8 метров. Для этого дал ему задаток «зайчиками», по курсу выходило где-то $1700. Со спокойной душой уехал в рейс (я дальнобойщик), будучи уверенным, что по возвращении меня уже будет ждать баня. Но как бы не так: мои строители фундамент сделали, а вот он — ничего.
Когда я приехал на площадку, он, естественно, начал выкручиваться. В итоге сказал, что я могу выбирать любой из подходящих объектов, что были у него в процессе изготовления. Я ткнул пальцем в один и сказал, что заберу его. По глупости дал ему еще денег на завершение — порядка $1100. После этого вообще все застопорилось.
Забирал я свою недобаню с милицией: очень он не хотел отдавать ее и обещал вернуть деньгами. Видимо, перепродал ее нескольким людям и хотел, чтобы она была на площадке в качестве подтверждения его работы.
Теперь стоит этот незаконченный объект у меня на участке и гниет под открытым небом. Выкинутые деньги. Если повезет, доделаю ее как-то. Но ребята, что уже смотрели ее, отбраковали половину верхних венцов — они оказались гнилые, — делится печальным опытом мужчина.
Третьему Дмитрию и показать нечего: свою баню он так и не увидел, хотя отдал Вячеславу около 7000 рублей.
— Мой участок находится в Витебской области, но Вячеслава это не смутило — сказал, что работает по всей стране и разъезды его не пугают, — вспоминает собеседник. — Ко мне он приехал сразу с договором, в котором были указаны все его паспортные данные. Такая открытость не оставляла поводов для сомнений.
Так как дело происходило в 2021 году, он быстро стал жаловаться на подорожание леса. Конечно, это был звоночек, но кто же знал. А потом со мной стали связываться люди, которых он уже кинул. Я задавал вопросы, но Вячеслав спокойно отвечал, что работы очень много и он просто не успевает, однако со временем все и всем отдаст.
Поскольку дело не двигалось, я стал требовать, чтобы он вернул мне деньги. И он перечислил на карту около 3000 рублей. После этого предложил все же не обрывать контакты и построить баню. Я согласился. Прошло еще три-четыре месяца, во время которых Вячеслав сбрасывал мне те же фото, что и другим людям, а потом он пропал. В итоге у меня на участке ничего нет, а в кошельке не хватает 4000 рублей.
И, самое главное, взять с него нечего: хорошо если бензопила его. И то не факт.
Знаю, что пострадавших очень много и суммы вполне солидные. Но уголовного дела как не было, так и нет. А где он сейчас находится — непонятно.
Актуального мобильного номера мастера ни у кого не оказалось. Тогда мы связались с его супругой, однако и тут неудача: по словам женщины, Вячеслав сейчас находится в России и связаться с ним нет возможности. Но мы всегда открыты к диалогу и готовы добавить комментарий строителя в любой момент. Контакты редакции можно посмотреть тут.
Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by