Загадочная минская усадьба. Побывали внутри Белой дачи, где заканчивают реконструкцию

31 265
09 февраля 2023 в 7:46
Источник: Надежда Конон. Фото: Александр Ружечка

Загадочная минская усадьба. Побывали внутри Белой дачи, где заканчивают реконструкцию

Источник: Надежда Конон. Фото: Александр Ружечка

Белая дача — необычное здание в глубине парка в Курасовщине. Построенное в 1912 году, сейчас оно является историко-культурной ценностью. Долгое время бывшая летняя усадьба стояла заброшенной, потом ее наконец продали с молотка. Началась реконструкция, которая к 2023-му стала затянувшейся. Тем не менее работы по Белой даче все-таки подходят к концу. Вместе с главным архитектором проекта Алексеем Быковским Onlíner заглянул внутрь необычного объекта и обратил внимание на детали.

Таинственная Белая дача в старом парке в Курасовщине больше не выглядит забытой. Она побелела, лишилась позднесоветских надстроек, вернула исторические архитектурные элементы.

— Я жил в другой части Минска, поэтому Белая дача в Курасовщине была для меня такой terra incognita, — рассказывает архитектор Алексей Быковский. Он работает в институте «Минскгражданпроект», где и разрабатывали проект реконструкции с реставрацией. — Первый раз вживую увидел это здание, только когда ко мне пришел этот объект. Сразу же влюбился. Мне кажется, это жемчужина Минска, правда малоизвестная.

Над проектом специалисты начали работать в 2017 году.

Что это за Белая дача? Немного истории

Здание в старом парке окружено ореолом загадочности. Версий по его происхождению немало, например оно известно также как усадьба Ададурова. Но в этом тексте будем опираться именно на историческую справку, которой руководствовались во время проектных работ.

На рубеже XIX—XX веков Курасовщина была окраиной. В черту Минска она входила в качестве отдельного урочища — населенного места, отделенного от сплошной застройки пустыми городскими пространствами.

Лестница, которая ведет к Белой даче

В 1911-м в урочище было 15 участков, принадлежали они разным владельцам. Тот, где позже появится Белая дача, принадлежал минчанке Валентине Молодецкой. Ландшафт тут был разнообразным, в архивах так и сказано: «место высокое, среднее, низкое, наклонное». У владелицы здесь было несколько домов и хозпостройки, а еще сад, сенокос и пахота.

В низине рядом с усадьбой — река Лошица. Подходящие для дачного отдыха окрестности

В первой половине 1911-го участок Молодецкой выкупил минский купец Моисей Рогов. Он подал в Минскую городскую управу проект с прошением:

«Покорнейше прошу… разрешить мне постройку каменного одноэтажного дома с башнею из несгораемого материала».

Уже через месяц проект рассмотрели и одобрили, а в 1912-м Рогов достроил дачу.

Похоже, архитектором был некто Явниш (...) — полную фамилию исследователи не могут прочесть, написано неразборчиво.

Изначальный проект немного изменился: на вершине башни установили наблюдательную площадку с кованым ограждением, хотя сначала хотели сделать шатровую крышу с флагштоком. Стал другим и декор фасадов. В доме было четыре входа, девять комнат — правда, помещения были небольшими. Использовали эту усадьбу только летом.

В советское время чего здесь только не было: и сельскохозяйственная школа, и БелНИИ почвоведения и агрохимии, и детский сад. Говорят, какое-то время тут жил известный художник Витольд Белыницкий-Бируля, а в 1990-х обитал центр белорусского фольклора, потом здание долго стояло заброшенным.

Белая дача выставлялась на торги несколько раз, в 2016-м его наконец выкупила компания «Сильверкапитал», заказчиком значится юрлицо «Вайт Вилла», созданное для реконструкции. Его директор — Магомед Магомедов.

На паспорте объекта значится такой срок завершения работ: январь 2021-го

Реконструкция. «Убрали позднесоветские надстройки, вернули „кукушку“»

Белая дача — памятник архитектуры неоклассицизма.

— Это здание нетипично для Минска начала ХХ века, особенно с учетом того, что это была глубокая окраина. Построить фактически за городом каменную дачу с богатой орнаментикой и лепниной — это нехарактерно, — говорит Алексей Быковский. — Объект нетиповой, по крайней мере аналоги мне неизвестны.

В 1977-м Белую дачу признали памятником архитектуры, за год до этого сделали обстоятельные обмеры и обследования, на основании которых и работали современные архитекторы. Делали в 1976-м и фотографии объекта, можем рассмотреть их вместе.

— Но после этого, в 1980-е, здесь провели своеобразную реконструкцию в модернистском стиле. Надстроили второй этаж, террасу, на второй уровень возвели капитальную лестницу, проем на лестницу закрыли большим витражом на два этажа. Здание накрыли эксплуатируемой плоской кровлей, что не свойственно для архитектуры начала ХХ века. Впрочем, та реконструкция так и не была доведена до конца.

— Но заказчик пришел к нам с очень интересной затеей — восстановить изначальный облик исторического памятника, что мы и сделали.

Для этого пришлось разобрать второй этаж, надстроенный в 1980-е, убрать другие позднесоветские элементы.

Архитектор Алексей Быковский лестно отзывается о заказчике Магомеде Магомедове:

— В первый раз на моей практике инвестор сам отказывается от дополнительных площадей в пользу исторического облика, это необычно. 

— Есть мнение, что нельзя сносить поздние надстройки, которыми обрастает здание. Как вы к такой позиции относитесь? 

— Допустим, есть церковь ХV века, к которой в XVII веке сделали пристройку — это уже тоже часть исторического наследия. А если к зданию начала ХХ века через 80 лет пристроили второй этаж, который еще и не ввели в эксплуатацию, то вряд ли надстройки являются исторической ценностью. Но, положа руку на сердце, добавлю: если уж пристраивать что-то к историческому зданию, то делать это так, как было сделано с Белой дачей в 1980-е годы. Архитекторы не пытались подстроиться под старую архитектуру, сделали новое в кардинально отличающемся, современном стиле. И это правильно. 

Здесь будет лестница в башню Белой дачи, ее еще не сделали

 — Вам было сложно «отмотать назад»?

— Мы-то чертим, нам не сложно, — отшучивается собеседник. — Строителям пришлось сложнее, но в целом во время реконструкции в 1980-х почти ничего исторического не уничтожили. Так что мы сняли поздние конструктивные наслоения, восстановили оригинальную скатную кровлю. 

Единственный элемент, который пал жертвой советской реконструкции, — треугольная деревянная башенка на крыше. По-казенному архитекторы называют это многощипцовой скатной конструкцией кровли, в простонародье же это «кукушка». С 1980-х минчане уже успели забыть, что она была на крыше Белой дачи. Когда башенка вернулась на свое место, некоторые возмущались: «Что это вообще?»

— Изначальный проект не предусматривал «кукушку», однако она появилась, когда здание построили. Сначала заказчик не хотел ее восстанавливать, предлагал, чтобы усадьба выглядела более строго. Но когда мы начали детально разбираться с чертежами, выяснилось, что такая конструкция скатной кровли нужна, чтобы обеспечить вход на площадку внутри башни.

Если бы не было «кукушки», кровля встречалась бы с этим проемом и внутрь башни уже нельзя было бы попасть

— Если бы этой надстройки не было, кровля над одноэтажным зданием была бы расположена низко и для входа в башню просто не осталось бы места. Заказчик прислушался к нашим аргументам, и этот исторический элемент вернули.

Изнутри здания сейчас можно хорошо рассмотреть, как устроена эта деревянная «кукушка». Снаружи надстройка выглядит наивно.

— Да, она смотрится немного чужеродным элементом, — улыбается архитектор. — Но с другой стороны, окраина империи, провинция. И эта «кукушка» в какой-то степени вписывается в провинциальный дух: хотели построить дачу как в Европе или как в Петербурге, но не удержались. Вот и пристроили такую «загогулину».

Кроме того, надстройка несимметричная. Алексей Быковский показывает чертежи, сделанные во время обмеров в 1970-х: такой, кособокой, оригинальная и была.

К финалу реконструкции восприятие деревянного «домика» на крыше должно сгладиться: его облицуют вагонкой и покрасят в белый цвет, а на окнах сделают такие наличники, какие зафиксированы на фотографиях 1976 года.

«Информации об оригинальном интерьере не сохранилось»

Внутри круглой башни Белой дачи — помещение с двумя выходами на балконы. Когда работы закончатся, удобно будет стоять там и осматривать окрестности Курасовщины.

Обращают на себя внимание небольшие своды под потолком башни. Собеседник объясняет, что это.

— Во времена, когда не было железобетонных плит, большепролетные конструкции перекрывались кирпичными сводами. Здесь лежат обычные рельсы, которые перекрываются кирпичными арочками. Множество таких арок и формирует свод. Такое в Минске можно увидеть в некоторых подвалах на Зыбицкой, Революционной. 

Архитектор отмечает: к моменту начала нынешних работ в здании были «зачатки инженерии».

— Но мы не могли их использовать, потому что, как я уже говорил, прошлая реконструкция не была завершена. Подвели сюда отопление, канализацию, воду. Отопление будет электрическим, а когда-то здесь было много печей — до нашего времени они не дожили. А вот планировка исторически такой и была. 

Еще в советские годы под Белой дачей сделали подвальный этаж, который сейчас доведут до ума. Там будут расположены санузлы и служебные помещения.

План реконструкции. Будет ли все выглядеть именно так, пока не понятно

Раньше заявлялось, что Белую дачу реконструируют под культурно-просветительский центр, эта информация указана и на паспорте объекта. Но что здесь конкретно будет, пока не ясно.

Несколько лет назад в СМИ публиковали рендеры внутренних помещений.

— Информации об оригинальном интерьере не сохранилось. Мы планировали интерьеры как стилизацию под архитектуру Belle Epoque — «прекрасной эпохи».

Но заказчик решил работы над интерьером отложить.

— Перед ним стоит задача ввести здание в эксплуатацию, чтобы сэкономить время строительных работ. К моменту перерезания ленточки поверхности внутри здания будут подготовлены под окраску, под финишную отделку, подвал будет сделан в чистовой отделке. 

«Исследования показали: Белая дача была… белой»

Здание обретет две открытые террасы — они были предусмотрены изначальным проектом Белой дачи. Установлены колонны, которые скоро накроют металлическими навесами.

— На главном входе появился металлический козырек на металлических же колоннах, восстанавливали по историческим фотографиям. Научный руководитель реставрации рассказывал, что в этой местности были достаточно распространены такие подставки под козырьки.

На один из входов вернулся оригинальный кронштейн.

— С ним вышла история. Кронштейн сохранился оригинальный, так что мы написали в проекте: сохранить, очистить, покрасить, установить заново. Но строители, был момент, его потеряли. Взамен сделали новый, вместо клепок там была сварка, однако в начале ХХ века такого, естественно, быть не могло. На это обратили внимание в телеграм-канале «Спадчына». Кронштейн скоро нашли, вернули обратно.

Исторические документы говорят, что крыша Белой дачи была покрыта металлом.

— Скорее всего, это была фальцевая крашеная кровля. Мы решили немного сынтеллигентничать и сделали крышу светло-серой, под цвет оцинкованного листа.

Сначала хотели медную крышу, но случился ковид, появились проблемы с ценами — и от меди отказались.

Из допущений на историческом объекте — белый цвет для деревянных рам.

— Скорее всего, они были обычными, цвета дерева. Что белые — не факт. Но оригинальные рамы не сохранились, поэтому можно только предполагать, опираясь на здания с похожими архитектурными элементами.

Фасады Белой дачи богато украшены для летнего домика: лепнина, рустик.

— До наших дней декор фасадов дошел в хорошем состоянии. Но и работы по восстановлению были нужны, они достаточно кропотливые. Над фасадами работали несколько реставраторов. Люди буквально зубными щетками очищали штукатурку.

Проводились и физико-химические исследования для определения исторического цвета фасадов.

— Ничего оригинального мы не обнаружили: Белая дача была белой.

По информации собеседника, работы над загадочной минской усадьбой рассчитывают закончить уже скоро, весной.


29", рама 20", горный, сталь Hi-ten, вилка амортизационная с ходом 80 мм (сталь Hi-ten), трансмиссия 21 скор. (3х7), переключатели: задний Microshift/передний Microshift, тормоз дисковый механический, вес 18 кг

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by