29 декабря 2022 в 8:00
Автор: Анастасия Данилович. Фото: Максим Малиновский

Вложили $15 000 в смелую авантюру: минчане купили старую хату и переделали ее в картинную галерею

Автор: Анастасия Данилович. Фото: Максим Малиновский

Историй о том, как очередной энтузиаст покупает старую хату в умирающей деревне и пытается обеих реанимировать, вы наверняка слышали немало. Возможно, это даже превратилось в какой-то тренд. Кто-то посчитает это уделом безумцев, которым просто нечем заняться, кто-то — пустой тратой денег и времени. Тем не менее этот сценарий вновь и вновь повторяется на просторах нашей страны. Порой с довольно неожиданными сюжетными поворотами. Именно так произошло у Артура и Лоры Павловых, которые приобрели сельский домик и переделали его… в картинную галерею.

Да-да, вы не ослышались. Но прежде, чем рассказать вам, как так получилось, мы познакомим вас с этими авантюристами. Итак, Артур больше 10 лет занимается строительным бизнесом — поставляет в страну японские фасадные панели. Лора по профессии экономист, а вот по натуре человек творческий.

— Долгое время я делала проект «Арт-валенки»: изготавливала современный вариант такой обуви с разнообразной росписью и вышивкой. Она пользовалась большой популярностью, даже из других стран заказывали. Но мне этого как будто не хватало. Я всегда любила рисовать, но никогда не думала, что этим можно заниматься по-серьезному. И вот в 38 лет я разрешила себе стать художником. Понимала: если не попробую, буду несчастной. Прошла обучение и начала писать абстрактную живопись. Участвовала в нескольких выставках, даже одну персональную организовала во Дворце искусств, — рассказывает Лора.

Именно это увлечение и является отправной точкой в нашей истории. Но, естественно, ей предшествовала череда не менее важных событий. 9 лет назад супруги приобрели в деревне Чересово участок прямо на берегу озера. Вид оттуда открывался потрясающий, поэтому заплатить за землю пришлось порядочно. Тем более что старая хата, стоявшая на этой земле, была настолько плохонькой, что ее предстояло снести. А следом построить новый дом, который стал для минчан своего рода дачей (хотя они называют его не иначе как виллой — все-таки коттедж находится рядом с водоемом).

— Здесь мы запустили небольшой сезонный бизнес. Засеяли весь двор лавандой и каждое лето сдаем территорию в аренду. Люди приезжают на фотосессии, собирают букеты. Какую-никакую копеечку это приносит.

Однажды, гуляя по окрестностям, Артур заметил у дороги заброшенный участок с покосившейся избой. Вроде бы ничего особенного, а зацепило. А тут еще и супруга в который раз заговорила о том, что не мешало бы отдельную мастерскую для рисования заиметь.

— Договорились: если цена у дома небольшая, мы его купим. Оказалось, его не могли продать долгие годы, так что владельцы даже скидку сделали. В итоге 15 соток земли вместе с 70-летним деревянным домиком достались нам за $5000, — улыбается мужчина.

Реконструировать здание Артур решил самостоятельно. Так он пытался спастись от накатившей депрессии: из-за проблем с поставками бизнес пришлось поставить на паузу.

Фронт работ был серьезным: хата в ответ на безразличие бывших хозяев демонстративно разрушалась. Крыша текла, в окна дуло, пол гнил, а стены, утепленные обыкновенной золой, задыхались под слоями глины, ДСП и обоев с газетами. Из удобств — отопление от печи да электричество (правда, всю проводку пришлось менять).

— Зато внутри мы сразу почувствовали удивительно приятную энергетику. А в гостиной нашли две картины, в том числе репродукцию Шишкина. И тут у меня появилась идея: почему бы не открыть здесь не просто мастерскую, а настоящий выставочный зал для моих картин? Тем более что опыт в организации выставок у меня уже был. Муж эту затею поддержал, — с улыбкой вспоминает Лора.

Эту мысль и ее реальное воплощение разделяло 4 месяца упорного труда. Сперва Артур расчистил участок, снес все ненужное, включая старую веранду, сарай и уличный туалет (вместо него он потом отстроил два новых, а еще — приличного размера террасу). По периметру здания он выкопал грунт и вывез его, а на его место засыпал песок (около 200 тонн!), чтобы влага не добиралась до фундамента. Его он, кстати, частично разобрал и укрепил, залив бетоном с арматурой.

Затем минчанин подлатал крышу и заменил все окна, в том числе поставил одно панорамное, с видом на холм. Оно добавило дому современных ноток.

— Из-за того, что хата просела, старые окна покосились. Но мы решили оставить эту фишку и новые стеклопакеты установили с некоторой кривизной. Это придает аутентичности.

После Артур снял старую обшивку фасада, утеплил его и сделал по принципу вентилируемого. Выложил обрезной сосновой доской (все деревянные материалы заказывал в местном лесхозе). Сверху покрыл черной краской. Почему такой выбор? Белый дом у семьи уже есть, серый тоже, так что эти оттенки нужно было дополнить.

Внутри хозяина тоже ожидало много хлопот. Одна из них — солидных размеров русская печь, занимавшая большую часть пространства.

— Как только я ее увидел, возникло странное желание приготовить в ней пиццу. Как-то Лора приехала вместе с детьми и привезла все нужные ингредиенты. Пицца получилась вкусной, но в процессе мы поняли, что с печью явно что-то не так: она сильно дымила и т. д. Я посоветовался с несколькими специалистами и пришел к выводу, что, как бы ни хотелось ее оставить, это небезопасно.

Артефакт из деревенского прошлого разобрали, а на его месте вырос более современный вариант. Оставшимся кирпичам нашлось нетривиальное применение: ими белорус выложил часть пола, где доски окончательно пришли в негодность, и покрыл гидрофобизатором. Те, что более-менее сохранились, покрасил.

— То же самое я сделал и с потолком: прогнившие места обновил, а «живые» затянул сеткой, загрунтовал и оштукатурил, а сверху покрыл белым цветом.

Со стенами было еще интереснее: убрав все лишнее, Артур целых три недели зачищал бревна с помощью болгарки. После этого прошелся по ним пропиткой для дерева, а в основном помещении еще и краской (все-таки картины лучше демонстрировать на нейтральном фоне).

Дальше — освещение и мебель. Скамейки из неиспользованных материалов изготовил местный умелец, кое-что принесли из другого дома. Оставалось только развесить полотна — и вуаля! Выставочный зал официально заработал для посетителей 24 декабря. Как мы уже упоминали, ремонт объекта занял 4 месяца и обошелся супругам в $15 000.

— Конечно, строить галерею в деревне, где постоянно проживает всего 3 семьи, — та еще авантюра. Но мы верили в нашу мечту и в то, что белорусам может быть интересна такая необычная локация. Была даже шальная мысль: а вдруг когда-нибудь сюда даже иностранцы начнут приезжать и наша галерея станет международной? И представляете, в день открытия к нам заглянула семейная пара: он немец, она японка. Не так давно они купили дом в 30 км отсюда и там обосновались. Потихоньку реконструируют его и планируют строить рядышком гостевой, чтобы сдавать в аренду. О нас они узнали через Instagram: оказывается, вдохновляются нашим опытом. Так что все куда реальнее, чем может казаться на первый взгляд. Главное — не сдаваться, — считает Лора.

Чтобы попасть на выставку, необходимо предварительно созвониться с владельцами дома. Вход осуществляется за донат. Минимальная сумма — 20 рублей.

— В будущем планирую периодически менять экспозицию, возможно, привлекать и других художников. Хочется, чтобы благодаря этому месту деревня ожила, — заключает Лора.


Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. dm@onliner.by