В тоскливые времена самых коротких дней и самых длинных ночей, в разгар всеобщей уличной слякоти мысли уехать в широты, где по крайней мере все еще тепло и солнечно, сами собой лезут в голову. Традиционное и самое доступное направление отдыха белорусов в этом сезоне — Египет. Все популярнее становятся более экзотические, но и дорогие страны — ОАЭ, Таиланд, Шри-Ланка, Доминикана, Танзания, Мальдивы или даже Венесуэла. Куда реже на ум приходит еще одно государство, делящее с Египтом Красное море. Ближний Восток — регион пусть и колоритный, но слишком регулярно попадающий в новостные сводки по иным причинам. Однако даже в его неспокойном сердце есть оазис спокойствия, способный обеспечить страждущим разнообразие впечатлений. Античные древности из учебников истории, марсианские пейзажи, которые все видели в кино, уникальные свойства самого низкого места на нашей планете — все это Иордания. Вся правда про страну на личном опыте — в материале Onlíner.
Если для потенциального туриста важнейшей составляющей отдыха являются морские купания, то Иордания — вряд ли подходящий вариант для зимы. Высоким сезоном для этой страны являются весна и осень, когда градусник показывает максимально комфортные для большинства человеческих организмов цифры. Летом здесь все-таки достаточно жарко, ну а зимой относительно прохладно, да и риск выпадения осадков существенно отличается от нуля. Для активного же отдыха, подразумевающего перемещение по стране, подойдут и зимние месяцы — в Иордании в любом случае будет значительно теплее, чем в Беларуси, хотя на севере страны иногда даже появляется снег.
Год назад своя чартерная программа на главный иорданский курорт Акабу была даже у «Белавиа». Сейчас напрямую из Минска добраться в эту страну невозможно. Самым удобным, хотя совсем не бюджетным вариантом является транзит через Стамбул, куда у белорусского авиаперевозчика есть прямые рейсы. Также из Минска до Аммана или Акабы можно долететь через Дубай. Определенную альтернативу представляют московские аэропорты, но и в этом случае без пересадки все в тех же транзитных хабах (к ним добавляется катарская Доха) не обойдешься.
Сэкономить могут обладатели шенгенских виз. Из варшавского аэропорта Модлин до столицы Иордании дважды в неделю летает Ryanair. В данном случае дорога туда и обратно обойдется в €100—200 в зависимости от высоты сезона.
Для въезда в Иорданию белорусам потребуется оформление визы. Хорошей новостью при этом является тот факт, что сделать это можно в амманском аэропорту имени королевы Алии уже по прилете. Пограничный контроль проходится в два этапа: сначала специально обученный специалист поставит в ваш паспорт визовую печать, собственноручно ее заполнив, а затем уже другой пограничник (разделение функций хорошо сказывается на уменьшении безработицы в стране) начнет достаточно тщательно изучать вопрос о допуске вас в Иорданию. При себе лучше иметь распечатанные брони мест проживания и обратные билеты — они, скорее всего, понадобятся.
Иорданская виза стоит 40 местных динаров.
Учитывая, что динар королевства — валюта довольно дорогая (примерно $1,4 за штуку), недешевой кажется и одноразовая виза, действующая в течение месяца. В этой связи крайне разумным решением выглядит онлайн-покупка до начала путешествия т. н. Jordan Pass. Это специальный туристический продукт, дающий возможность условно бесплатного посещения четырех десятков (то есть примерно всех) достопримечательностей страны. В качестве бонуса его приобретение при условии как минимум трех ночевок в Иордании освобождает вас от визового сбора. Минимальная стоимость Jordan Pass (70 динаров, или примерно $100) не должна отпугивать зарубежных гостей. Он сразу окупается «бесплатной» визой и проходкой в Петру — пожалуй, главную достопримечательность этого государства, совершенно обязательную к посещению. Остальные включенные объекты (за исключением места крещения Христа на реке Иордан) уже являются приятным бонусом.
Иордания — страна во многих смыслах достаточно прогрессивная, однако состояние общественного транспорта там может вызвать лишь сожаление. При этом интересные для интуристов объекты достаточно равномерно распределены по всей ее территории и требуют бодрого по ней перемещения. Большинство приезжих, прилетающих в Акабу чартерами в основном из Франции или Испании, пользуются организованными экскурсиями с дневными выездами в том или ином направлении. Людям с повышенной самостоятельностью и желанием сэкономить подойдут услуги автобусного оператора JTT или система местных автобусов, которые, вероятно, можно сравнить с нашими маршрутками.
Самым же эффективным способом путешествия по Иордании является аренда автомобиля, что, конечно, потребует наличия водительских навыков и соответствующих документов.
В таком случае на знакомство с большинством интересных мест хватит и недели. Для сравнения, прокат у локального оператора (глобальные сети дороже) среднеразмерного Kia на 6 дней обошелся в €200 (включена базовая страховка, второй водитель, ограничение на пробег отсутствует), еще €177 стоила полная страховка, оформлением которой пренебрегать ни в коем случае не стоит.
Водителю имеет смысл быть готовым ко всем прелестям ближневосточного трафика, например к неизбирательности соблюдения привычных нам правил дорожного движения. Для иллюстрации: в большинстве случаев при отсутствии светофора (а по наблюдениям светофоры в Иордании включены в местную Красную книгу как исчезающий вид) во время проезда перекрестка преимущество будет иметь автомобиль, чей находящийся за рулем оператор просигналил первым. Имеет значение и настойчивость, а также степень раздраженности подаваемого сигнала. Хаотичность движения на иорданских дорогах прямо пропорциональна величине городов и требует повышенного внимания, зато водитель, прошедший через эти приключения и вернувший в прокат машину без новых царапин, определенно может считать себя повысившим свою квалификацию. Главное, по возвращении в Европу максимально быстро избавиться от приобретенных в этом путешествии привычек.
К сожалению, и за пределами городов расслабиться не получится.
Состояние иорданских дорог в большинстве случаев оставляет желать лучшего. Исключениями можно назвать, и то с натяжкой, две главные автострады, идущие в направлении с севера на юг (то есть от Аммана до Акабы), — King’s Highway и Desert Highway. Но и на них надо быть внимательными, ведь никак не обозначенные (ни знаками, ни разметкой) «спящие полицейские» встречаются даже в глухой пустыне, где за все формы жизни вместе отвечает разве что заблудившийся верблюд.
Иордания — неожиданно дорогая страна. Волею судеб и превратностей истории бóльшую ее часть занимает пустыня, которая, возможно, и настраивает своими пейзажами туристов на романтический лад, однако обладает пониженной полезностью с точки зрения экономики. Обиднее всего для иорданцев (особенно на фоне некоторых соседей), что под их песками практически нет нефти, поэтому цены на бензин здесь не радуют (0,9—1 динар, или $1,3—1,4, за литр). Кроме энергоносителей королевство вынуждено импортировать и бóльшую часть продуктов питания, а также товаров народного потребления, что негативно сказывается на их стоимости в магазинах. Даже в отелях могут быть проблемы, скажем, с водой, ведь и она здесь в дефиците.
Впрочем, любители куриного мяса, риса, хумуса и прочей ближневосточной классики окажутся в своем личном раю.
Это основа местного рациона, на фоне которого даже говядина и баранина кажутся чем-то необычным, а уж верблюжатина — и вовсе экзотикой. Однако к верблюдам местные жители, вероятно, относятся с некоторой сентиментальностью, потому что наличие их мяса в меню учреждений общественного питания никак не коррелирует с количеством данных мозоленогих животных в окружающем пейзаже.
Иордания — страна преимущественно мусульманская, однако расположение в Леванте, средиземноморском регионе Ближнего Востока с его запутанным конфессиональным составом, сказывается на уровне толерантности к привычкам и образу жизни, чуждым основной массе населения. Значение имеет и традиционно весьма светский характер государственной власти, а конкретно — правящей династии Хашимитов. На практике для туристов это означает отсутствие строгих норм и правил касательно внешнего вида приезжих, хотя в любом случае к местным традициям лучше относиться с уважением, не злоупотребляя терпимостью иорданцев.
В Иордании производят свое вино, пиво, виски, ром, коньяк, не говоря уже про традиционный для Ближнего Востока арак. Доступ к этим дарам природы напрямую зависит от процентного содержания христиан (христиан-арабов прежде всего) в том или ином населенном пункте. Алкоголь может продаваться в барах и в специализированных магазинах, но если в преимущественно исламском городе Вади-Муса рядом с Петрой набор таких мест будет строго ограничен рамками дорогих сетевых гостиниц, то в Мадабе, где проживает много христиан, выбор у желающих окажется гораздо шире. Мы же хотим напомнить не только о вреде алкоголя, но и о необходимости вновь-таки соблюдать рамки приличия. Распитие спиртных напитков на улице не только в исламских, но и в условно христианских городах чревато неприятным общением с полицией.
Ближний Восток, увы, все еще крайне неспокойный регион. В Иордании на фоне многих ее соседей ситуация стабильная, и именно поэтому государство стало местом, куда на протяжении всей второй половины XX века стекались беженцы из зон многочисленных окрестных конфликтов. Это сказывается и на количестве военных в стране, и на числе полицейских. Вдоль дорог часты армейские объекты, а на самих трассах — блокпосты, на которых рано или поздно ваш прокатный автомобиль с его зеленой отметкой на номере остановят. Правда, во всех случаях вежливое общение заканчивалось ответами на вопросы «Откуда вы?» и «Куда едете?», а также пожеланием доброго пути.
Иорданцы, как и многие арабы, народ весьма дружелюбный и гостеприимный.
В стране, для которой туризм имеет крайне важное экономическое значение, это чувствуется особенно ярко. Общий язык находится достаточно легко — в Иордании английский изучается в школах, поэтому так или иначе в любой ситуации практически точно найдется человек, который туриста поймет и который в случае необходимости поможет.
В Иордании три достопримечательности объективно мирового уровня, то есть из того набора, за которым следует приезжать специально. Во-первых, это, конечно, Петра, древний набатейский город, когда-то контролировавший перекресток важнейших торговых путей — Царской дороги, дороги Благовоний и дороги Специй. Его главный объект — Эль-Хазне, или Сокровищницу, с вырубленным в скале классическим фасадом многие помнят по фильму «Индиана Джонс и последний крестовый поход», где тот выступал в качестве Храма Грааля. Но это лишь верхняя, самая открыточная часть огромного айсберга, на изучение которого понадобится минимум один, а лучше два дня.
Во-вторых, это пустыня Вади-Рам с ее песком красноватого цвета и плоскими горными вершинами, так удивительно напоминающими Марс. В этом инопланетном пейзаже снималось еще больше фильмов (например, «Марсианин», «Звездные войны: Скайуокер. Восход», «Лоуренс Аравийский» или «Дюна»), что лишний раз доказывает степень его уникальности для нашей планеты. Вади-Рам — это тоже история как минимум на сутки с обязательной ночевкой в одном из многочисленных кемп-лагерей и проводами заката. Значительная часть гостей, впрочем, остается здесь на несколько дней, проводя время в пеших походах, за изучением каньонов, покорением скал и красных дюн. Стоянки достаточно комфортабельные для таких условий — с электричеством и даже интернетом, так что цифрового детокса не наступит и здесь.
Ну а третьим обязательным объектом является Мертвое море, самая низкая точка на Земле. Утонуть в нем, как известно, не получится, но отдельным квестом станет сам поиск места, где можно с высокого берега, по которому проходит автомобильная трасса, спуститься к этой соленой воде. Иорданское побережье практически на всем его протяжении представляет собой череду отелей, частных резиденций и военных объектов. Первые, впрочем, допускают к своей инфраструктуре и пляжам не только постояльцев, но и всех желающих, готовых заплатить 25 динаров ($35).
Отдельным, но не столь приятным впечатлением станет южная часть этого озера, уже отделившаяся от северной и быстро умирающая из-за промышленного выпаривания из нее соли.
Это обязательная программа, которую уместно оставлять на финальную часть поездки для повышения градуса эмоций. Начинать же лучше с дайвинга в Красном море, замков крестоносцев, грандиозных античных развалин Джераша, лесистых холмов у крепости Аджлун, пустынных караван-сараев Омейядов, места крещения Христа в реке Иордан, где паломники и с иорданской, и с противоположной стороны, контролируемой Израилем, считают непременной обязанностью окунуться.
Возможно, вам и не захочется возвращаться сюда снова и снова, ведь в мире еще так много всего интересного, но Иордания совершенно точно займет свое и только свое место в личных воспоминаниях каждого, кто здесь оказался.
Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by