Второй Египет? Ищем смысл белорусам самостоятельно отдыхать в Иордании

28 311
30 ноября 2022 в 8:00
Источник: Валерий Волатович

Второй Египет? Ищем смысл белорусам самостоятельно отдыхать в Иордании

Источник: Валерий Волатович

В тоскливые времена самых коротких дней и самых длинных ночей, в разгар всеобщей уличной слякоти мысли уехать в широты, где по крайней мере все еще тепло и солнечно, сами собой лезут в голову. Традиционное и самое доступное направление отдыха белорусов в этом сезоне — Египет. Все популярнее становятся более экзотические, но и дорогие страны — ОАЭ, Таиланд, Шри-Ланка, Доминикана, Танзания, Мальдивы или даже Венесуэла. Куда реже на ум приходит еще одно государство, делящее с Египтом Красное море. Ближний Восток — регион пусть и колоритный, но слишком регулярно попадающий в новостные сводки по иным причинам. Однако даже в его неспокойном сердце есть оазис спокойствия, способный обеспечить страждущим разнообразие впечатлений. Античные древности из учебников истории, марсианские пейзажи, которые все видели в кино, уникальные свойства самого низкого места на нашей планете — все это Иордания. Вся правда про страну на личном опыте — в материале Onlíner.

Сезон

Если для потенциального туриста важнейшей составляющей отдыха являются морские купания, то Иордания — вряд ли подходящий вариант для зимы. Высоким сезоном для этой страны являются весна и осень, когда градусник показывает максимально комфортные для большинства человеческих организмов цифры. Летом здесь все-таки достаточно жарко, ну а зимой относительно прохладно, да и риск выпадения осадков существенно отличается от нуля. Для активного же отдыха, подразумевающего перемещение по стране, подойдут и зимние месяцы — в Иордании в любом случае будет значительно теплее, чем в Беларуси, хотя на севере страны иногда даже появляется снег.

Логистика

Год назад своя чартерная программа на главный иорданский курорт Акабу была даже у «Белавиа». Сейчас напрямую из Минска добраться в эту страну невозможно. Самым удобным, хотя совсем не бюджетным вариантом является транзит через Стамбул, куда у белорусского авиаперевозчика есть прямые рейсы. Также из Минска до Аммана или Акабы можно долететь через Дубай. Определенную альтернативу представляют московские аэропорты, но и в этом случае без пересадки все в тех же транзитных хабах (к ним добавляется катарская Доха) не обойдешься.

Сэкономить могут обладатели шенгенских виз. Из варшавского аэропорта Модлин до столицы Иордании дважды в неделю летает Ryanair. В данном случае дорога туда и обратно обойдется в €100—200 в зависимости от высоты сезона.

Международный аэропорт Аммана

Визовый вопрос и Jordan Pass

Для въезда в Иорданию белорусам потребуется оформление визы. Хорошей новостью при этом является тот факт, что сделать это можно в амманском аэропорту имени королевы Алии уже по прилете. Пограничный контроль проходится в два этапа: сначала специально обученный специалист поставит в ваш паспорт визовую печать, собственноручно ее заполнив, а затем уже другой пограничник (разделение функций хорошо сказывается на уменьшении безработицы в стране) начнет достаточно тщательно изучать вопрос о допуске вас в Иорданию. При себе лучше иметь распечатанные брони мест проживания и обратные билеты — они, скорее всего, понадобятся.

Иорданская виза стоит 40 местных динаров.

Учитывая, что динар королевства — валюта довольно дорогая (примерно $1,4 за штуку), недешевой кажется и одноразовая виза, действующая в течение месяца. В этой связи крайне разумным решением выглядит онлайн-покупка до начала путешествия т. н. Jordan Pass. Это специальный туристический продукт, дающий возможность условно бесплатного посещения четырех десятков (то есть примерно всех) достопримечательностей страны. В качестве бонуса его приобретение при условии как минимум трех ночевок в Иордании освобождает вас от визового сбора. Минимальная стоимость Jordan Pass (70 динаров, или примерно $100) не должна отпугивать зарубежных гостей. Он сразу окупается «бесплатной» визой и проходкой в Петру — пожалуй, главную достопримечательность этого государства, совершенно обязательную к посещению. Остальные включенные объекты (за исключением места крещения Христа на реке Иордан) уже являются приятным бонусом.

Амман
Амман

Механика переездов

Иордания — страна во многих смыслах достаточно прогрессивная, однако состояние общественного транспорта там может вызвать лишь сожаление. При этом интересные для интуристов объекты достаточно равномерно распределены по всей ее территории и требуют бодрого по ней перемещения. Большинство приезжих, прилетающих в Акабу чартерами в основном из Франции или Испании, пользуются организованными экскурсиями с дневными выездами в том или ином направлении. Людям с повышенной самостоятельностью и желанием сэкономить подойдут услуги автобусного оператора JTT или система местных автобусов, которые, вероятно, можно сравнить с нашими маршрутками.

Самым же эффективным способом путешествия по Иордании является аренда автомобиля, что, конечно, потребует наличия водительских навыков и соответствующих документов.

В таком случае на знакомство с большинством интересных мест хватит и недели. Для сравнения, прокат у локального оператора (глобальные сети дороже) среднеразмерного Kia на 6 дней обошелся в €200 (включена базовая страховка, второй водитель, ограничение на пробег отсутствует), еще €177 стоила полная страховка, оформлением которой пренебрегать ни в коем случае не стоит.

Особенности национального движения

Водителю имеет смысл быть готовым ко всем прелестям ближневосточного трафика, например к неизбирательности соблюдения привычных нам правил дорожного движения. Для иллюстрации: в большинстве случаев при отсутствии светофора (а по наблюдениям светофоры в Иордании включены в местную Красную книгу как исчезающий вид) во время проезда перекрестка преимущество будет иметь автомобиль, чей находящийся за рулем оператор просигналил первым. Имеет значение и настойчивость, а также степень раздраженности подаваемого сигнала. Хаотичность движения на иорданских дорогах прямо пропорциональна величине городов и требует повышенного внимания, зато водитель, прошедший через эти приключения и вернувший в прокат машину без новых царапин, определенно может считать себя повысившим свою квалификацию. Главное, по возвращении в Европу максимально быстро избавиться от приобретенных в этом путешествии привычек.

К сожалению, и за пределами городов расслабиться не получится.

Состояние иорданских дорог в большинстве случаев оставляет желать лучшего. Исключениями можно назвать, и то с натяжкой, две главные автострады, идущие в направлении с севера на юг (то есть от Аммана до Акабы), — King’s Highway и Desert Highway. Но и на них надо быть внимательными, ведь никак не обозначенные (ни знаками, ни разметкой) «спящие полицейские» встречаются даже в глухой пустыне, где за все формы жизни вместе отвечает разве что заблудившийся верблюд.

Дорога, ведущая в Ирак и Саудовскую Аравию

Цены

Иордания — неожиданно дорогая страна. Волею судеб и превратностей истории бóльшую ее часть занимает пустыня, которая, возможно, и настраивает своими пейзажами туристов на романтический лад, однако обладает пониженной полезностью с точки зрения экономики. Обиднее всего для иорданцев (особенно на фоне некоторых соседей), что под их песками практически нет нефти, поэтому цены на бензин здесь не радуют (0,9—1 динар, или $1,3—1,4, за литр). Кроме энергоносителей королевство вынуждено импортировать и бóльшую часть продуктов питания, а также товаров народного потребления, что негативно сказывается на их стоимости в магазинах. Даже в отелях могут быть проблемы, скажем, с водой, ведь и она здесь в дефиците.

Впрочем, любители куриного мяса, риса, хумуса и прочей ближневосточной классики окажутся в своем личном раю.

Это основа местного рациона, на фоне которого даже говядина и баранина кажутся чем-то необычным, а уж верблюжатина — и вовсе экзотикой. Однако к верблюдам местные жители, вероятно, относятся с некоторой сентиментальностью, потому что наличие их мяса в меню учреждений общественного питания никак не коррелирует с количеством данных мозоленогих животных в окружающем пейзаже.

Нравы

Иордания — страна преимущественно мусульманская, однако расположение в Леванте, средиземноморском регионе Ближнего Востока с его запутанным конфессиональным составом, сказывается на уровне толерантности к привычкам и образу жизни, чуждым основной массе населения. Значение имеет и традиционно весьма светский характер государственной власти, а конкретно — правящей династии Хашимитов. На практике для туристов это означает отсутствие строгих норм и правил касательно внешнего вида приезжих, хотя в любом случае к местным традициям лучше относиться с уважением, не злоупотребляя терпимостью иорданцев.

В Иордании производят свое вино, пиво, виски, ром, коньяк, не говоря уже про традиционный для Ближнего Востока арак. Доступ к этим дарам природы напрямую зависит от процентного содержания христиан (христиан-арабов прежде всего) в том или ином населенном пункте. Алкоголь может продаваться в барах и в специализированных магазинах, но если в преимущественно исламском городе Вади-Муса рядом с Петрой набор таких мест будет строго ограничен рамками дорогих сетевых гостиниц, то в Мадабе, где проживает много христиан, выбор у желающих окажется гораздо шире. Мы же хотим напомнить не только о вреде алкоголя, но и о необходимости вновь-таки соблюдать рамки приличия. Распитие спиртных напитков на улице не только в исламских, но и в условно христианских городах чревато неприятным общением с полицией.

Безопасность

Ближний Восток, увы, все еще крайне неспокойный регион. В Иордании на фоне многих ее соседей ситуация стабильная, и именно поэтому государство стало местом, куда на протяжении всей второй половины XX века стекались беженцы из зон многочисленных окрестных конфликтов. Это сказывается и на количестве военных в стране, и на числе полицейских. Вдоль дорог часты армейские объекты, а на самих трассах — блокпосты, на которых рано или поздно ваш прокатный автомобиль с его зеленой отметкой на номере остановят. Правда, во всех случаях вежливое общение заканчивалось ответами на вопросы «Откуда вы?» и «Куда едете?», а также пожеланием доброго пути.

Иорданцы, как и многие арабы, народ весьма дружелюбный и гостеприимный.

В стране, для которой туризм имеет крайне важное экономическое значение, это чувствуется особенно ярко. Общий язык находится достаточно легко — в Иордании английский изучается в школах, поэтому так или иначе в любой ситуации практически точно найдется человек, который туриста поймет и который в случае необходимости поможет.

А что смотреть?

В Иордании три достопримечательности объективно мирового уровня, то есть из того набора, за которым следует приезжать специально. Во-первых, это, конечно, Петра, древний набатейский город, когда-то контролировавший перекресток важнейших торговых путей — Царской дороги, дороги Благовоний и дороги Специй. Его главный объект — Эль-Хазне, или Сокровищницу, с вырубленным в скале классическим фасадом многие помнят по фильму «Индиана Джонс и последний крестовый поход», где тот выступал в качестве Храма Грааля. Но это лишь верхняя, самая открыточная часть огромного айсберга, на изучение которого понадобится минимум один, а лучше два дня.

Во-вторых, это пустыня Вади-Рам с ее песком красноватого цвета и плоскими горными вершинами, так удивительно напоминающими Марс. В этом инопланетном пейзаже снималось еще больше фильмов (например, «Марсианин», «Звездные войны: Скайуокер. Восход», «Лоуренс Аравийский» или «Дюна»), что лишний раз доказывает степень его уникальности для нашей планеты. Вади-Рам — это тоже история как минимум на сутки с обязательной ночевкой в одном из многочисленных кемп-лагерей и проводами заката. Значительная часть гостей, впрочем, остается здесь на несколько дней, проводя время в пеших походах, за изучением каньонов, покорением скал и красных дюн. Стоянки достаточно комфортабельные для таких условий — с электричеством и даже интернетом, так что цифрового детокса не наступит и здесь.

Ну а третьим обязательным объектом является Мертвое море, самая низкая точка на Земле. Утонуть в нем, как известно, не получится, но отдельным квестом станет сам поиск места, где можно с высокого берега, по которому проходит автомобильная трасса, спуститься к этой соленой воде. Иорданское побережье практически на всем его протяжении представляет собой череду отелей, частных резиденций и военных объектов. Первые, впрочем, допускают к своей инфраструктуре и пляжам не только постояльцев, но и всех желающих, готовых заплатить 25 динаров ($35).

Отдельным, но не столь приятным впечатлением станет южная часть этого озера, уже отделившаяся от северной и быстро умирающая из-за промышленного выпаривания из нее соли.

Это обязательная программа, которую уместно оставлять на финальную часть поездки для повышения градуса эмоций. Начинать же лучше с дайвинга в Красном море, замков крестоносцев, грандиозных античных развалин Джераша, лесистых холмов у крепости Аджлун, пустынных караван-сараев Омейядов, места крещения Христа в реке Иордан, где паломники и с иорданской, и с противоположной стороны, контролируемой Израилем, считают непременной обязанностью окунуться.

Возможно, вам и не захочется возвращаться сюда снова и снова, ведь в мире еще так много всего интересного, но Иордания совершенно точно займет свое и только свое место в личных воспоминаниях каждого, кто здесь оказался.


семейный, надувной, прямоугольная форма, 882 л, высота 66 см
семейный, каркасный, круглая форма, 4485 л, высота 76 см
каркасный, круглая форма, 6503 л, высота 76 см
надувной, круглая форма, 3853 л, высота 76 см

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by