Архитектурная депрессия. Пятерка необычных зданий с трудной судьбой

27 октября 2022 в 7:20
Источник: Валерий Волатович. Фото: AP, Wikimedia, flickr.com

Архитектурная депрессия. Пятерка необычных зданий с трудной судьбой

Разыгрываем Playstation и Dyson в приложении Каталог Onlíner каждую пятницу

Далеко не всегда эти здания пугают своим внешним видом, но за каждым из них стояла история, способная испортить настроение. Впрочем, как показывает практика, многих людей те или иные негативные эмоции не смущают. Наоборот, по всей видимости, они способны добавить в благополучное существование новые контрастные оттенки. По крайней мере, иным сложно объяснить тот факт, что некоторые из этих объектов превратились в места паломничества пусть и не широких народных масс, но любителей всего необычного.

Госпиталь Белиц-Хайльштеттен, Германия

В 2002 году режиссер Роман Полански использовал территорию этого комплекса для съемок «Пианиста», одного из самых известных своих фильмов, получившего «Золотую пальмовую ветвь» Каннского кинофестиваля и сразу три «Оскара»: за лучшую режиссуру, сценарий и главную мужскую роль. В следующее десятилетие больничный комплекс, расположенный под Потсдамом и совсем недалеко от Берлина, стал одной из самых известных европейских «заброшек», которая из года в год привлекала тысячи ценителей эстетики архитектурного увядания.

Лечебницу для страдающих от легочных заболеваний построили еще в 1898 году, и сама ее специализация обрекла на превращение комплекса в приют человеческих страданий. В основном здесь содержались пациенты с заболеваниями, бывшими тогда смертельными, например с туберкулезом. В годы Первой мировой госпиталь принимал пострадавших от нового оружия той войны — газовых атак боевыми отравляющими веществами. Со временем ансамбль больницы вырос до 60 корпусов, и из санатория с узкой специализацией она превратилась в лечебный комплекс широкого профиля, сохранив свою военную специализацию до 1995 года.

А затем наступила эпоха запустения. Лишь небольшие фрагменты комплекса продолжали использоваться для реабилитации пациентов с неврологическими заболеваниями и содержания страдавших болезнью Паркинсона. Остальные здания, в том числе оригинальные постройки конца 19-го века с их готической атмосферой, превратились в заветную цель для фанатов индустриального туризма и городских исследований. Их доступ на территорию никак не контролировался до 2015 года, после чего вход в большинство корпусов для стихийных гостей был закрыт. Вместо этого по территории был проложен туристический маршрут, и за осмотр самых атмосферных построек стала взиматься плата. Сказалась популярность места, которое, само собой, превратилось в центр туристического притяжения.

Универмаг El Helicoide, Венесуэла

Этот объект задумывался как самый совершенный торговый центр мира, тем удивительнее, что сейчас он расположен на вершине холма в трущобном районе к югу от центра Каракаса, столицы Венесуэлы. В 1950-е годы страна начала получать сверхдоходы от экспорта нефти, и символом преображения и светлого будущего государства задумывался в том числе и универмаг El Helicoide. Проект разрабатывали архитекторы Педро Нойбергер, Дирк Борнхорст и Хорхе Ромеро Гутьеррес, предложившие революционную на то время идею организации торговли. Когда макет комплекса представили на выставке в нью-йоркском Музее современного искусства, многие эксперты тут же назвали его «триумфом модернизма».

Здание, по сути, представляло собой гигантскую автомобильную рампу-спираль, какие используются, например, в крытых автомобильных паркингах, но общей длиной в четыре километра. Концепция заключалась в том, что покупатель, спускаясь по этой спирали на собственной машине, по мере необходимости мог остановиться у любого из трехсот магазинов, расположенных вдоль рампы. Помимо этого, комплекс должен был включать пятизвездочный отель, кинотеатр на семь залов, выставочные и спортивные залы, бассейн, боулинг и даже детский сад. Однако в 1961 году со сменой руководства страны процесс строительства El Helicoide был на долгие годы заморожен.

В конце 1970-х с ростом населения Каракаса внутри основного здания стали селиться сквоттеры, преимущественно неимущие граждане, которые не могли позволить себе собственное жилье. Всего за три года население несостоявшегося универмага достигло 10 тыс. человек. Вокруг также начали расти трущобы. В 1980-е правительство изгнало из торгового центра самоселов, и в конце концов несостоявшаяся икона модернизма превратилась в тюрьму с весьма жестким режимом содержания.

Гостиница du Lac, Тунис

Когда в 1977 году на мировые экраны вышел эпический фильм Джорджа Лукаса «Звездные войны», он совершил настоящую революцию в мире кинофантастики. Миллионы зрителей с восторгом увидели новый мир, который с тех пор вырос в настоящую творческую вселенную. Наверняка многих из них впечатлил и гигантский механизм, находившийся на планете Татуин — очень старый и крайне ржавый Sandcrawler, «Песчаный краулер». В фильме он выступал в качестве транспортного средства на гусеничной тяге, служившего мобильным домом-крепостью для одной из вымышленных рас, которые обитали на Татуине.

По официальной информации, источником вдохновения для создания этого механизма послужили концептуальные модели, разработанные в NASA для исследования других планет, прежде всего Марса, однако гораздо позже фанаты «Звездных войн» нашли другую кандидатуру, которая могла вдохновить создателей фильма, и прежде всего самого Джорджа Лукаса, на создание именно такого образа. Лукас снимал Татуин в тунисской пустыне, а к моменту начала создания фильма в столице страны уже несколько лет работал Hotel du Lac, удивительно напоминавший модель «Песчаного краулера».

Стандартной эту 10-этажную гостиницу на 416 номеров никак не назовешь. В плане она представляла собой трапецию, но трапецию перевернутую, длина последнего уровня которой в два раза превышала длину первого. К сожалению, некогда роскошный отель своим нынешним состоянием также напоминает древний механизм с Татуина. В 2000 году он закрылся и с тех пор уже больше 20 лет постепенно ветшает. Силуэт здания хорошо известен в среде любителей архитектуры 1970-х годов, однако, скорее всего, оно обречено. Реновация гостиницы будет очень дорогостоящей, и будущему инвестору куда проще ее снести, построив на этом месте что-то новое. Так проходит мирская слава.

Дома-НЛО в Саньчжи, Тайвань

Они задумывались как футуристический символ научно-технического прогресса и несомого им нового качества жизни, а превратились в итоге в памятник неудачным амбициям, погрязшим в трагедиях маленького человека. В 25 километрах от Тайбэя в конце 1970-х годов началось строительство большого жилого комплекса, состоящего из 60 домов. Он был предназначен для отдыха у моря и запоминался своим необычным внешним видом. Здания из бетона и стекловолоконных материалов были похожи скорее на «летающие тарелки». В начале 1980-х, когда почти все уже было готово, проект неожиданно закончился инвестиционной катастрофой.

Во-первых, несмотря на то, что дома-НЛО не являлись чем-то сверхсложным в инженерном смысле, стройка сопровождалась регулярными смертями рабочих на площадке. Во-вторых, сдача его в эксплуатацию совпала с экономическим кризисом в этом азиатском регионе и банкротством застройщика в самый последний момент. Привлечь новых инвесторов по разным причинам не удалось, и то, что должно было стать сверхсовременными домами для состоятельных обитателей острова, в итоге превратилось в любимую модель для фотографов, увлекающихся ретрофутуризмом.

Все попытки найти комплексу новое применение закончились неудачно, так же как и бесплодными были усилия энтузиастов, желавших сохранить «летающие тарелки» для будущих поколений. В итоге их зачем-то демонтировали, мотивировав решение необходимостью использования территории под новое строительство. Стоит ли говорить, что своеобразное «проклятие» продолжает работать. Участок, где когда-то находился этот «космодром», пустует до сих пор.

Здание Wilton Paes de Almeida, Бразилия

В 1992 году это блестящее административное здание в крупнейшем бразильском городе Сан-Паулу объявили памятником историко-культурного наследия. С первого взгляда решение властей города выглядело странно, подобных высоток в послевоенное время было построено немало в самых разных странах мира. Однако логика у чиновников от культуры была. Проект конца 1950-х годов был реализован лишь в 1968-м, но в своем роде он был, по крайней мере для Сан-Паулу, революционным. Здание стало одним из первых в городе с бетонно-стальным каркасом и сплошными навесными стеклянными фасадами. 24 этажа и 12 тыс. квадратных метров полезной площади продемонстрировали, насколько эффективно можно использовать крайне ограниченную территорию в условиях и так сверхплотной городской застройки, не поступившись при этом эстетическими принципами.

Административный комплекс принадлежал бразильскому бизнесмену Себастьяну Паес-де-Алмейде, в свое время возглавлявшему Центральный банк и министерство финансов страны. Здесь размещались офисы его многочисленных компаний, но вскоре после смерти предпринимателя в 1975-м выяснилось, что дела у них шли не слишком хорошо. Здание, названное в честь старшего брата бизнесмена, ушло за долги федеральному правительству Бразилии. В 1980-е здесь находились полицейское управление города и ряд других муниципальных учреждений, но в конце нулевых все они переехали по другим адресам. То, что казалось ультрасовременным в 1960-е, без соответствующего ухода начало довольно быстро разрушаться. Процесс ускорялся и тем, что нового хозяина зданию так и не нашли, зато его быстро облюбовали бразильские бездомные, фактически оккупировав «стекляшку».

Внутри помещений, где прежде работали офисные клерки, стали строиться временные деревянные конструкции, которые нелегально подключались к электросетям и водопроводу. Закончилось все предсказуемо трагедией. В ночь с 1 на 2 мая 2018 года из-за короткого замыкания в розетке, к которой одновременно были подключены холодильник, телевизор и микроволновка, на пятом этаже начался пожар. Большинству сквоттеров, находившихся внутри (чаще всего называлась цифра около 400 человек), удалось спастись, но вот сам бывший бизнес-центр с этой задачей не справился. В тот же день башня рухнула, разрушив и находившуюся по соседству церковь. Спасательные службы заявили о гибели как минимум семи человек, но точное число жертв так и осталось неизвестным, ведь никто точно не мог сказать, сколько людей жило в этом здании. Очередная трагическая история деградации объекта, некогда бывшего законодателем архитектурной моды.

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner запрещена без разрешения редакции. ng@onliner.by

Источник: Валерий Волатович. Фото: AP, Wikimedia, flickr.com