16 июня 2022 в 8:00
Автор: Анастасия Данилович. Фото: Влад Борисевич

Обещали дорогу, а земля досталась соседке. Кто прав?

Автор: Анастасия Данилович. Фото: Влад Борисевич

Обрекая себя на радости загородной жизни, люди не всегда понимают, что вместе с ними получают еще и пачку горестей. И речь не только о диких тратах на строительство и создание городского комфорта в деревенской глуши. Иногда проблемы возникают из ниоткуда. Как, например, в случае с Александром Мигачевым. Купив участок на аукционе, белорус был убежден, что рядом построят подъездную дорогу. На это недвусмысленно намекали и полученные документы. Но, как оказалось, у сельсовета на землю были свои планы: спустя три года ее бесплатно отдали соседке в личное подсобное хозяйство. Александр считает это решение незаконным.

Бездорожье

Когда в 2018 году Александр выиграл аукцион и стал обладателем участка в деревне Крылово, его счастью не было предела. До Минска — всего 20 км, красивая природа вокруг, еще и ближайший сосед находится на приличном расстоянии. Даже немаленькая цена за землю — $25 000 — не смогла испортить момент собственного триумфа.

Вместе с 15 сотками мужчина, как это обычно бывает, получил еще и кучу обременений: расчистку и выравнивание территории, на которой есть перепады в 2 метра, прокладку инженерных сетей, а также строительство подъездной дороги с разворотной площадкой. В градостроительном паспорте она располагалась между его и соседним участком, который вслед за героем статьи приобрела на торгах минчанка Светлана.

— Я сразу предложил какие-то вещи (подключение коммуникаций и т. д.) делать совместно, чтобы было проще и дешевле. Но после нескольких неприятных инцидентов наше общение свелось к нулю, — отмечает собеседник.

Одним из таких эпизодов стали недопонимания с прорабом, который изначально трудился на объекте Александра, но согласился утеплить цокольный этаж еще и у соседки. Строитель утверждает, что сделал все, о чем его попросили, но ему так и не заплатили. Правда, договор со Светланой мужчина не заключал, поэтому подтвердить его слова мы не можем.

Александр тем временем продолжал работы на участке. Вдоль будущей дороги разместил скважину, локально-очистное сооружение, в конце поставил щиток. Локацию согласовывал с Заславским РЭС, чтобы в случае поломки специалисты могли беспрепятственно подойти к щитку или даже подъехать. А в конце своего надела владелец запроектировал баню.

— Прошлой весной я был у председателя Горанского сельсовета, сказал, что скоро буду вводить дом в эксплуатацию и надо что-то решать с проездом: либо его будет прокладывать за свой счет сельсовет, либо этим будем заниматься мы с соседкой. Была идея разделить землю между нами, чтобы каждый организовал себе дорогу во двор, — вспоминает мужчина. — Председатель заверила, что по этому поводу переживать не стоит и с этим вопросом разберутся потом.

Обрадованный белорус вернулся к стройке. В следующий раз о злополучной дорожной проблеме он вспомнил уже в декабре, когда в Viber пришло сообщение от Светланы.

— Содержание было примерно таким: «Саша, забирай свои вещи, мне дали эту землю в сельсовете, я буду ее ограждать». Я тут же полез в кадастровую карту и увидел, что моя соседка получила аж две «полосы» для ведения личного подсобного хозяйства. Одну в марте, другую в декабре. В сумме получилось 16 соток — это даже больше, чем ее изначальный участок, — говорит собеседник.

Как оказалось, Светлана просто написала заявление в сельсовет с просьбой предоставить ей незанятую территорию и, собственно, ее получила. Бесплатно и в пожизненно наследуемое владение.

— В этой истории много непонятного. Как можно отдать участок, на котором, по документам, должна быть разворотная площадка? — недоумевает Александр. — Но даже если вы приняли такое решение, то почему никто не сообщил мне об этом заранее? Может, мы бы смогли договориться. А так я остался без подъезда к дому. Месяц назад соседка обнесла все забором, теперь ко мне во двор не может попасть крупная техника. Ей негде развернуться: большая часть территории занята землей, которую я привез, чтобы выровнять надел. Куда ее деть сейчас, я не знаю.

Мужчина считает, что подъездная полоса была необходима и ему, и соседке не только с точки зрения удобства, но и из соображений безопасности.

— У меня перепад высот такой, что если выезжать на деревенскую дорогу прямо из гаража, нужно набрать неплохую скорость. Получается, я как бы выпрыгиваю практически на поворот. Так можно и аварийную ситуацию создать, — добавляет собеседник.

Александр с новыми обстоятельствами своей загородной жизни так просто не смирился. Сначала отправил жалобу в Горанский сельский исполком. Ему ответили, что участок никем не использовался, утвержденной проектной документации на строительство там проезда не было. Поэтому причин отказать Светлане у местных чиновников не нашлось. Оснований для отмены решения — тоже.

Дальше были письма в Минский райисполком, затем в облисполком. Оттуда пришли такие же неутешительные ответы. Если коротко, то каких-либо нарушений в действиях сельсовета не выявили.

Несостыковки реальной картины с градостроительным паспортом, который получил Александр, в Минском райисполкоме объяснили следующим образом:

— Градостроительный паспорт определяет параметры застройки и использования конкретного земельного участка. Наличие в нем информации о подъезде, который следует запроектировать, не определяет дальнейшее функциональное использование обозначенной территории.

Чиновники отметили, что к дому белоруса и так есть беспрепятственный подъезд с улицы. А если очень нужно использовать для этих целей соседский надел, можно установить земельный сервитут (право ограниченной эксплуатации чужой недвижимости). Для этого придется составить со Светланой договор и выплачивать ей пеню.

Александра такой результат не устроил, и он подал жалобу в Государственный комитет по имуществу. Там посчитали, что Горанский сельский исполком нарушил нормы законодательства, так как не следовал требованиям градостроительного паспорта, что является обязательным условием.

— Также я обращался в Комитет государственного контроля, где мне посоветовали обратиться в прокуратуру. Думаю, это будет мой следующий шаг, — говорит собеседник. — Хочется добиться какой-то справедливости. Я потратил на строительство дома, подключение всех коммуникаций столько денег, что мог бы купить несколько квартир в Минске. И я был готов взять на себя еще одно обременение — дорогу. Но почему сельсовет передумал и просто отдал эту землю? Почему хотя бы не выставил ее на аукцион? Она же стоит дорого, наверняка нашлось бы много желающих сюда переехать.

Клубок конфликтов

Пока мы общались с нашим героем, к нам подошел еще один житель Крылово, тоже Александр. Он — сосед Светланы с другой стороны.

— Наш с ней конфликт начался еще в 2019 году, когда она поднимала уровень своего участка и засыпала землей мой забор. Я тогда обращался в различные инстанции. Но оказалось, что нормы, которые нарушила соседка, носят рекомендательный характер и не подлежат административной ответственности, — вспоминает обстоятельства новый участник дела.

— С тех пор у нас продолжается самая настоящая война. Светлана пожаловалась в сельсовет, что я самовольно захватил землю в деревне. Дело в том, что в 2000-е годы у «Белгипрозема» не было таких технологий, как сейчас, и когда мой участок измеряли, его границы чуть сместили. И получилось так, что мой забор в одном месте вышел за пределы участка. Сносить его жалко — он дорогой, кованый. Я написал заявление с просьбой отдать мне этот маленький кусочек перед домом в качестве личного подсобного хозяйства. Но мне отказали. Почему кому-то можно вот так просто забирать себе землю, а кому-то нет? — недоумевает Александр.

Собеседник также рассказал, что у Светланы были проблемы еще с одним местным (позже он сам подтвердил нам эту информацию):

— Его дом стоит позади нее. Раньше постройка была окружена лесом, там бегали дети, собирали грибы. А потом Светлана решила «благоустроить» территорию за своим коттеджем. Расчистила ее, распахала, выкорчевала деревья и кустарники.

Мужчина обратился в природоохранную инспекцию района, после проверки дело передали в милицию. Что было дальше, история умалчивает.

Соседка недоумевает

Чтобы узнать мнение второй стороны, Onlíner связался с самой Светланой. Естественно, она видит все иначе:

— Эти два надела, которые мне выделили под личное подсобное хозяйство, стояли никому не нужные два года. На них росли сорняки, лежал мусор. Однажды я поинтересовалась в сельсовете, есть ли возможность забрать их себе. Мне сказали: пишите заявление, собирайте документы, а дальше комиссия будет рассматривать вашу просьбу. Ну я и решила попробовать, тем более что на них никто не претендовал. В итоге мне все согласовали. После этого Александр начал везде жаловаться.

Меня это удивило: долгое время землей никто не интересовался, а теперь столько внимания. Ему ведь никто не мешал точно так же подать заявление.

Ну а если уж так случилось, что участки отдали мне, мог бы просто подойти и сказать: «Давай разделим их на двоих». По-соседски обратиться. Я бы уступила ему небольшую территорию. Но вместо этого он начал жаловаться и делать мелкие пакости: однажды его грузовая машина снесла временное ограждение и испортила мне газон. Я не понимаю такой бурной реакции: у него есть другие варианты подъезда к участку, да и гараж он построил рядом с деревенской улицей. К тому же я дала ему возможность завезти все, что нужно, во двор и только потом закрыла доступ к своей территории.

— А вы вообще знали, что на этом месте предполагалось строительство разворотной площадки? Была ли такая информация в вашем градостроительном паспорте?

— Все, что я знала, так это то, что на моем участке нет ни воды, ни газа, ни электричества. Это то, под чем я подписывалась. А планировалась ли там какая-то дорога, я не знаю. Но если бы она была заложена в каком-то проекте, то надел не имел бы кадастрового номера и тогда мне бы его не передали.

— Что вы планируете делать на этом участке?

— Точно будет какой-то огород, сад. Может, поставлю там курятник.

Светлана также объяснила, в чем причина конфликтов с другими соседями:

— Наверное, в нашей стране принято, что мужчины занимаются строительством. А тут приехала барышня, сама все делает, и их это раздражает. Тем более когда люди жили себе спокойно, а тут приезжают грузовые машины, шумят, работа кипит. Но последней каплей, пожалуй, стал один инцидент. Через мой участок прокладывали электрический кабель. Это делали по заказу сельсовета. После этого там осталась небольшая канавка. Ко мне пришел сосед и попросил денег на то, чтобы как-то ее облагородить. Видимо, хотел таким образом на мне заработать. Я ответила, что сама все обустрою. После этого начался поток жалоб по поводу того, что я подняла участок не так, как надо.

Приезжала комиссия, все замерила, нарушений не обнаружила. Я все делаю в соответствии с законом: даже когда мне нужно было поставить контейнер на территории сельсовета, я брала разрешение. И так я поступаю во всем. Я не хочу ни с кем конфликтовать, у меня на это нет времени. Но когда пошла уже третья или четвертая жалоба, я пригрозила, что напишу в исполком про незаконный захват земли (мне об этом местные жители рассказали). Только так удалось замять эту историю.

Благоустроить территорию за домом мне тоже не дали. Только я начала ее приводить в порядок — расчищать от камней, мусора и травы, — снова посыпались упреки. А я ведь лишь хотела, чтобы там стало красиво. В такие моменты просто опускаются руки.

Сельский исполком объясняет

Onlíner обратился за комментарием и в Горанский сельский исполнительный комитет. Вот что нам ответила его председатель Ольга Антоненко:

— Светлана обратилась в сельсовет с заявлением на предоставление земли в деревне Крылово для личного подсобного хозяйства. Все эти места мы знаем, неоднократно посещали. Участок, о котором идет речь, другими лицами не испрашивался. Более того, он никем не обслуживался, зарастал сорняками. Поэтому сельсовет поручил «Белгипрозему» разработать земельное дело. Его рассматривала районная комиссия, в которую входили представители райисполкома, санстанции, экологи. Документы были согласованы, и участок был передан вышеупомянутой гражданке.

Так как у сельского исполкома не нашлось финансирования на обустройство дороги на данном участке, нужно было искать варианты, как привести его в порядок. За несколько лет ни Светлана, ни Александр не обращались к нам за разрешением на строительство разворотной площадки. Граждане самостоятельно сделали подъезды к своим домам с основной улицы, не задействуя «спорную» территорию. То, что Александр насыпал в своем дворе большое количество грунта (в том числе и в природоохранной зоне), никак не отменяет того факта, что отдельный заезд у него есть. Более того, мы разговаривали с представителями Заславского РЭС, обслуживающими счетчик на участке Александра, и они сказали, что подойти к нему не составит для них никакого труда.

Оснований для отмены решения у нас нет. Только если собственники смогут договориться между собой, и Светлана откажется от земли или ее части в пользу своего соседа. Однако чтобы претендовать на эту территорию, ему придется зарегистрироваться в сельсовете. Пока что гражданин не сдал дом в эксплуатацию и все еще прописан в деревне Боровляны.

— Обычно сельсоветы стремятся нарезать в перспективных деревнях побольше участков, чтобы потом продать их с аукциона и заработать копеечку. Почему в этом случае земля была отдана бесплатно?

— На той территории невозможно было сформировать участок, который мог бы участвовать в торгах.


Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by