Надо ехать! Бизнес-империя из XIX века, наследие которой приносит прибыль и сегодня

37 657
21 мая 2022 в 8:00
Автор: Оксана Красовская

Надо ехать! Бизнес-империя из XIX века, наследие которой приносит прибыль и сегодня

Автор: Оксана Красовская

В гости к Скирмунтам любили ездить все. Радушие хозяев, готовых богато привечать каждого посетителя, играло, безусловно, первостепенную роль. Но не меньшее значение имела и сама усадьба, которая впечатляла и влюбляла в себя с первого взгляда. Грандиозная въездная аллея, огромный парк, собственный зверинец, оранжерея, система прудов, в которых разводили диковинных рыб, уникальные витражи в костеле-усыпальнице — все это можно было рассматривать часами, делая все новые и новые открытия. Каждый из сотни гектаров усадьбы был продуман и использовался с умом: для кошелька и души. Сегодня Скирмунтов назвали бы крепкими бизнесменами, умеющими замечать тенденции и реализовывать самые необычные затеи. Onlíner продолжает путешествовать по удивительным уголкам Беларуси и рассказывать о малоизвестных усадьбах, на которых в том числе держится история страны. Сегодня мы гуляем по Мядельскому району, изучая деревню Шеметово.

Между Свирью и Нарочью

Шеметово — место с давней историей. Чтобы понять, когда все началось, надо без сожаления откинуть пять с половиной веков и перенестись в конец XV столетия. Именно тогда состоятельная семья Шеметов основательно осела в этих живописных местах, наполненных особой атмосферой. Плодородные земли, грандиозные озера поблизости, красивые закаты — все здесь было (и есть) как надо.

За долгое-долгое время Шеметово успело сменить с десяток хозяев: все были сплошь богатые и знаменитые (на удивление обошлось без Радзивиллов). Кульминацией в развитии имения стал период «правления» Скирмунтов: в 1823 году молодой прекрасно образованный Александр Скирмунт женился на Констанции Сулистровской, чьим приданым и оказались гектары шеметовской земли. Однако не стоит думать, что это был мезальянс: «за душой» у Александра были богатые и весьма обширные имения, доход от которых он и вкладывал в Шеметово.

Уроженец Пинщины, Александр Скирмунт, впервые попав в Шеметово, был покорен увиденным и решил строить свою семью именно здесь. На новую жизнь в прекрасном месте пару будто благословлял величественный храм, который предки Констанции построили еще в XVIII веке.

Надо сказать, что к возведению семейной усыпальницы Сулистровские подошли с душой и не жалели на это предприятие сил и денег: здание построили из красного кирпича, а для того, чтобы убранство внутри храма стало по-настоящему уникальным, пригласили специалистов по витражам из Франции.

Костел, претерпевший в 1902 году значительные архитектурные изменения (площадь храма наследники увеличили за счет пристроек сбоку, придавших ему каноническую форму креста), сохранился до наших дней. Службы проходят ежедневно.

Большая стройка

Совместную жизнь молодые начали со строительства «красного» дома, разместив его слева от уже существовавшего костела. В то время классицизм еще не захватил умы и сердца шляхты, поэтому проект был выдержан в стиле легкого барокко. Основным строительным материалом стала привозная лиственница. Ломаная гонтовая кровля венчала одноэтажное, но при этом довольно высокое здание.

Это сейчас коттеджи строятся поодиночке и вразнобой, а раньше слово «имение» подразумевало целый ансамбль из жилых, культовых и хозяйственных построек. Вот и в нашем случае Скирмунты сразу же продумали устройство всей принадлежащей им территории.

Двадцать гектаров земли отводилось под полноценный тенистый парк. Главную роль в нем играла симметрия: дорожки сходились и расходились под таким углом, что позавидовал бы самый строгий перфекционист. К парку примыкал зверинец — редкая для того времени забава. Но, говорят, Скирмунты до того любили животных (а также до того обожали удивлять гостей), что не могли отказать себе в такой экзотической затее.

Въездную аллею также решено было сделать уникальной: почти 2 километра длиной и 15 метров шириной — царский проезд, не меньше.

Дорога была отсыпана и возвышалась над основной территорией. От солнца и дождя путника укрывали высаженные по обеим сторонам липы, ясени и черная ольха. И даже это еще не все: за стройными рядами деревьев виднелись рукотворные озера. Въезд на парадный двор был оформлен брамой с железными воротами (кузнецы постарались на славу, создав красивый витиеватый узор с отсылками к гербу семьи). «Прерываясь» на дом, аллея следовала по парку, расширяясь, разветвляясь и выводя в итоге к большому хозяйственному двору.

Свой вклад супруги сделали и в духовное развитие усадьбы: рядом с костелом была возведена квадратная деревянная звонница.

Помимо прочего Скирмунты были еще и модниками, поэтому, когда барокко окончательно отошло, они перестроили свой дом «под классицизм»: в начале XIX века к зданию были пристроены портики и колонны. Внутри произвели небольшую перепланировку.

«Помещение при главном входе было разделено на три части. В одной из этих небольших комнат находилась канцелярия. Узорчатый паркет во всех помещениях был сделан из дубовых дощечек. Высокие, до потолка, печи были украшены древним кафелем. В салонах и столовой были камины с железными решетками. В одном салоне была обивка из зеленой ткани, во втором — из красной. Будуар был обит желто-золотистой тканью», — так описывается устройство дома. Что скрывать: жили Скирмунты богато. Красивая мебель, картины, скульптуры, фарфор и бронзовые безделушки дополняли интерьер.

Фото из книги Анатолия Федорука «Старинные усадьбы Минского края»

Преображение коснулось и парка: бескомпромиссная симметрия уступила место естественности, появились водные каналы с мостиками, по парку раскидали романтичные альтанки.

Большой бизнес

У Александра и Констанции было 11 детей (6 мальчиков и 5 девочек). Двое старших сыновей в последующем управляли имением, наращивая его мощь. Даже по нынешним меркам Скирмунты размахнулись невероятно, а что уж говорить про XIX — начало XX века.

Всем своим детям супруги дали прекрасное образование, в том числе сельскохозяйственное. Так что на благо имения работали все. Причем с шести утра до шести вечера, позволяя себе двухчасовой обеденный перерыв.

В 1862 году Скирмунты построили винокуренный завод с паровым двигателем (все оборудование было импортным). На заводе работало 10 человек, «выдававших» 35 000 ведер спирта в год. А это о-го-го какие доходы. Руины бровара и сегодня можно видеть в деревне Шеметово. Эту масштабную хозпостройку с декоративными элементами и сводчатыми окнами вполне можно принять за панский дом.

Появился в Шеметово и кирпичный завод, который в основном работал на личные нужды. Маслозавод, водяная мельница, парниково-тепличное хозяйство, благодаря которому у панов круглый год были овощи и свежие цветы, огромная оранжерея (где выращивались в том числе апельсины, абрикосы, виноград), прачечная, амбар, кузница — бизнес-горизонты шляхтичей расширялись постоянно.

Но больше всего удивляет рыбопитомник! Он был по-настоящему огромным: 80 га прудов вырыли возле усадебного дома, 10 га размещались в лесу и еще 80 га — на небольшом отдалении от имения. Пруды круглосуточно охранялись вооруженными сторожами, которые не только гоняли браконьеров, но и контролировали, как проходит подкормка рыб (эту работу выполняли батраки). Также охранники проводили отстрел хищных птиц, которые покушались на панское добро.

Эти пруды, пережив столетия, и сегодня используются людьми! Только посмотрите на схему: какие масштабы, какая продуманная система (пусть уже и модернизированная в наше время).

Останки кузницы

Бизнес-империя Скирмунтов росла по всем фронтам. Зимой 1877 года в Шеметово заработало ссудо-сберегательное товарищество. Уже через год поначалу незначительные вклады пайщиков выросли до 200 000 рублей общего оборота. Все потому, что прибыль была отличная, пайщики оставались довольны.

Конец эпохи

Судьбоносный 1939 год семья встречала в полном здравии, строя планы на будущее. Несмотря на все пережитые потрясения, дела шли хорошо. Однако уже осенью все изменилось: в середине сентября в Шеметово приехали представители Красной армии и провели собрание крестьян из близлежащих деревень. Всю землю и имущество помещика было решено забрать и разделить среди бедняков. Новая власть организовала завершение уборки урожая: часть зерна сдали государству, остальное отдали крестьянам.

После этого следы мужчин из семьи Скирмунтов теряются, хотя не трудно догадаться, что с ними стало. Известно, что до прихода «красных» успела спрятаться, а затем тайно выехать в Польшу вместе с матерью Гелена Скирмунт, которая в 1939-м была еще маленькой девочкой.

В новогоднюю ночь 1943-го с лица земли исчез и главный дом имения (еще 20 лет назад в Шеметово можно было найти остатки колонн, но теперь и этого не осталось). Здание было сожжено советскими партизанами, которые решили выбить из деревни немцев. Во время атаки погибли 19 мирных жителей, в том числе последняя хозяйка усадьбы Габриела Скирмунт, ее дочь, князь Юзеф Друцкий-Любецкий и администратор имения.

Чудом спасшаяся Гелена Скирмунт уже во взрослом возрасте трижды приезжала в Шеметово с другими потомками рода. Сейчас женщины уже нет в живых, но у нее остались сын и дочь.


раскладные, 3-местные, каркас: сталь, сидение: мягкое, до 280 кг
3-местные, каркас: сталь, сидение: мягкое, до 180 кг

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by