Во время реконструкции минского кинотеатра «Победа» строители демонтировали перегородку, а под гипсокартоном обнаружилась находка — роспись. Тогда удалось установить авторов, а на объект позвали комиссию: определять, что дальше делать с открывшимися всадниками. Onlíner узнал, чем дело закончилось.
Сам кинотеатр «Победа» — памятник архитектуры ХХ века, сейчас здание закрыто на реконструкцию. Заказчик — предприятие «Минская спадчина», подрядчик — «Стройтрест №1».
Росписи строители обнаружили во время демонтажа одной из перегородок.
Вскоре нашлись авторы. Один из них — художник Андрей Задорин.
— Оказывается, открыли роспись, которую мы сделали в 90-м, — cообщил он в Facebook.
Дополнено:
Позже отозвались художники Роман Заслонов, Вячеслав Лемачко и скульптор Евгений Колчев.
Они пояснили: в авторскую группу входили Роман Заслонов, Андрей Задорин, Вячеслав Лемачко, Василий Баранов, все были полноценными участниками процесса. В то же время скульптор Евгений Колчев делал композицию «Икар» для фойе кинотеатра.
— К нам обратился тогдашний директор «Победы». Была задача написать что-нибудь на тему победы, чтобы перекликалось с названием кинотеатра, — рассказал Роман Заслонов. — Не хотелось использовать какой-то банальный образ, стали искать новые сюжетные варианты. Набрасывали эскизы, рисовали даже греческие победы. В итоге решили выполнить фреску в стиле сарматского портрета, который близок к белорусской истории. Сюжет: возвращение с войны.
Авторы напомнили, что все работы тогда принимали худсоветы:
— Худсовет по монументальной живописи был самым строгим. Для нас это была первая монументальная работа, так что особенно ценно было, что комиссия даже зааплодировала. Странно и нецелесообразно, что спустя всего 30 лет фреску понадобилось снести.
У художников сохранилось изображение, как выглядела роспись, когда только появилась. Посмотрите и вы.
— Стену с росписью демонтировали, — рассказал главный инженер «Минской спадчины» Сергей Абрамов.
Предприятие привлекло специалистов государственного научного учреждения «Центр исследований белорусской культуры, языка и литературы НАН Беларуси».
— Они провели исследовательскую работу и дали заключение, что эта работа не представляет исторической ценности и может быть демонтирована. Но что-то удалось сохранить — по-моему, фрагменты увезли в костел Девы Марии.
Как выяснил Onlíner, части росписи действительно временно находятся в подвале костела на площади Свободы.
Научный сотрудник Института искусствоведения НАН Беларуси (это подразделение Центра исследований, упомянутого выше) Катажина Шаврук уточнила обстоятельства демонтажа. По ее словам, сказать, что работа «не представляет ценности», нельзя.
— В работе нашли художественный и коллекционный интерес. Дело в том, что у нас остались единичные примеры монументальной живописи из этого периода (1990-х. — Прим. Onlíner.). Поэтому вынесли решение рекомендательного характера: сохранить хотя бы фрагменты для дальнейшего экспонирования там же.
Катажина Шаврук поясняет: целиком сберечь живопись в первоначальном виде было невозможно. Во-первых, стена шла под снос по проекту. Во-вторых, работа была сильно повреждена.
— Мы расчертили квадраты 50×50 по реставрационной сетке. Выбирали фрагменты, которые представляли наибольший интерес в плане сохранности и художественной ценности, — рассказала Катажина. — Нужно учитывать еще и такой момент: монументальная живопись «работает», когда смотришь на нее на расстоянии, когда приближаешься — видишь, что грубо сделана. Это нормально. Так что выбирали детали, которые будут хорошо выглядеть и вблизи. Лица всадников, несколько фрагментов со сбруи коней, оружия. Получилось шесть фрагментов.
Куски штукатурки с росписью находятся в костеле, пока решается их судьба.
— Определяется, где они будут находиться на ответственном хранении: дальше отправят либо к реставраторам, либо к инвесторам.
Собеседница отметила, что это хороший пример взаимодействия, когда хотя бы части находки удалось сохранить.
Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро