UPD
38 949
28 апреля 2022 в 17:53
Автор: Снежана Инанец

Помните, в «Победе» под гипсокартоном строители нашли живопись? Узнали, что с ней стало

Во время реконструкции минского кинотеатра «Победа» строители демонтировали перегородку, а под гипсокартоном обнаружилась находка — роспись. Тогда удалось установить авторов, а на объект позвали комиссию: определять, что дальше делать с открывшимися всадниками. Onlíner узнал, чем дело закончилось.

Что это за история

Сам кинотеатр «Победа» — памятник архитектуры ХХ века, сейчас здание закрыто на реконструкцию. Заказчик — предприятие «Минская спадчина», подрядчик — «Стройтрест №1».

Росписи строители обнаружили во время демонтажа одной из перегородок.

Вскоре нашлись авторы. Один из них — художник Андрей Задорин.

— Оказывается, открыли роспись, которую мы сделали в 90-м, — cообщил он в Facebook.

Дополнено:

Позже отозвались художники Роман Заслонов, Вячеслав Лемачко и скульптор Евгений Колчев.

Они пояснили: в авторскую группу входили Роман Заслонов, Андрей Задорин, Вячеслав Лемачко, Василий Баранов, все были полноценными участниками процесса. В то же время скульптор Евгений Колчев делал композицию «Икар» для фойе кинотеатра.

— К нам обратился тогдашний директор «Победы». Была задача написать что-нибудь на тему победы, чтобы перекликалось с названием кинотеатра, — рассказал Роман Заслонов. — Не хотелось использовать какой-то банальный образ, стали искать новые сюжетные варианты. Набрасывали эскизы, рисовали даже греческие победы. В итоге решили выполнить фреску в стиле сарматского портрета, который близок к белорусской истории. Сюжет: возвращение с войны. 

Авторы напомнили, что все работы тогда принимали худсоветы:

— Худсовет по монументальной живописи был самым строгим. Для нас это была первая монументальная работа, так что особенно ценно было, что комиссия даже зааплодировала. Странно и нецелесообразно, что спустя всего 30 лет фреску понадобилось снести. 

У художников сохранилось изображение, как выглядела роспись, когда только появилась. Посмотрите и вы.

Роспись демонтировали, но несколько фрагментов сохранят

— Стену с росписью демонтировали, — рассказал главный инженер «Минской спадчины» Сергей Абрамов.

Предприятие привлекло специалистов государственного научного учреждения «Центр исследований белорусской культуры, языка и литературы НАН Беларуси».

— Они провели исследовательскую работу и дали заключение, что эта работа не представляет исторической ценности и может быть демонтирована. Но что-то удалось сохранить — по-моему, фрагменты увезли в костел Девы Марии.

Как выяснил Onlíner, части росписи действительно временно находятся в подвале костела на площади Свободы.

Выделены части росписи, которые сохранят. Фото: предоставлено собеседниками

Научный сотрудник Института искусствоведения НАН Беларуси (это подразделение Центра исследований, упомянутого выше) Катажина Шаврук уточнила обстоятельства демонтажа. По ее словам, сказать, что работа «не представляет ценности», нельзя.

— В работе нашли художественный и коллекционный интерес. Дело в том, что у нас остались единичные примеры монументальной живописи из этого периода (1990-х. —  Прим. Onlíner.). Поэтому вынесли решение рекомендательного характера: сохранить хотя бы фрагменты для дальнейшего экспонирования там же.

Катажина Шаврук поясняет: целиком сберечь живопись в первоначальном виде было невозможно. Во-первых, стена шла под снос по проекту. Во-вторых, работа была сильно повреждена.

— Мы расчертили квадраты 50×50 по реставрационной сетке. Выбирали фрагменты, которые представляли наибольший интерес в плане сохранности и художественной ценности, — рассказала Катажина. — Нужно учитывать еще и такой момент: монументальная живопись «работает», когда смотришь на нее на расстоянии, когда приближаешься — видишь, что грубо сделана. Это нормально. Так что выбирали детали, которые будут хорошо выглядеть и вблизи. Лица всадников, несколько фрагментов со сбруи коней, оружия. Получилось шесть фрагментов.

Куски штукатурки с росписью находятся в костеле, пока решается их судьба.

— Определяется, где они будут находиться на ответственном хранении: дальше отправят либо к реставраторам, либо к инвесторам.

Собеседница отметила, что это хороший пример взаимодействия, когда хотя бы части находки удалось сохранить.


3-местные, каркас: сталь, сидение: мягкое, до 180 кг
раскладные, 3-местные, каркас: сталь, сидение: мягкое, до 280 кг
3-местные, каркас: сталь, сидение: твердое, до 300 кг

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Автор: Снежана Инанец