Море, пляж, all inclusive — именно так многие белорусы представляют себе отдых в Турции. Если выкинуть из этой мантры, прочно обосновавшейся где-то в подкорке, хотя бы одно слово, вы наверняка недовольно поморщите нос. А зря. Чтобы разрушить этот поднадоевший стереотип, мы отправились на юго-восток Турции, прямо на границу с Сирией, где затерялись три древних города — Шанлыурфа, Мардин и Газиантеп. Рассказываем, стоит ли отказываться от волшебной формулы и пытаться открывать для себя другую Турцию.
Прямых рейсов до юго-восточной Турции нет. Зато можно добраться до Стамбула силами Belavia или Turkish Airlines. Обойдется это примерно в 800 рублей.
После перелета можно купить еще один билет на самолет в пределах 80—90 рублей и меньше чем за два часа оказаться в Шанлыурфе, Мардине или Газиантепе. Между городами также есть воздушное сообщение, правда потратить придется больше: один перелет в среднем стоит 120—180 рублей.
Можно передвигаться и на автобусе: цена билета — 11—25 рублей.
Еще один вариант — долететь до Стамбула, взять напрокат автомобиль (например, на неделю) и отправиться в путешествие уже на нем. Арендовать на это время Hyundai i10 можно почти за 700 рублей. Но это в крупных международных компаниях. У более мелких местных фирм наверняка можно найти что-то подешевле.
С проездом разобрались. Пора в путь!
Что посмотреть?
Шанлыурфа — очень древний город. Именно здесь, по легенде, родился пророк Авраам, почитаемый сразу в трех религиях — исламе, иудаизме и христианстве. По крайней мере, многие мусульмане в этом точно уверены. Поэтому регулярно совершают паломничество в ту самую пещеру, где почитаемого ими предка спрятала мать, опасаясь, что его, как и других новорожденных, убьют по приказу царя Нимрода (ох уж эти королевские нравы). Неверующим людям, возможно, там делать нечего, но зато можно посмотреть на расположенную рядышком Османскую мечеть с красивой каллиграфией и кафельным декором.
Вообще мечетей здесь очень много. Складывается ощущение, что местные проводят бóльшую часть жизни за молитвами. А оставшуюся, по классике, за торговлей — в центре города все улицы просто забиты мелкими лавками и магазинчиками. Причем выглядят эти островки рыночной экономики так естественно, что сразу понимаешь: они для своих, не для иностранцев. До них тут как будто никому нет дела. На английском почти никто не разговаривает. Даже в туристическом центре, где сам Аллах велел доучиться хотя бы до начального уровня, вас вряд ли поймут. Когда мы спросили у молодого человека, есть ли в городе современная архитектура, он с понимающим видом показал на карте маршрут по историческим памятникам. Так что если хотите посмотреть на еще не прилизанную, реальную Турцию, вам сюда. Еще и сувениры недорогие: магнитик всего 1,20 рубля, платок — 6 рублей.
Пожалуй, самая красивая локация Шанлыурфы — это Балыклы-Гёль, или Священное озеро. С ним связан еще один миф. Все тот же неутомимый царь Нимрод велел сжечь уже повзрослевшего Авраама на погребальном костре. Бог моментально отреагировал и превратил огонь в воду, а дрова — в карпов, которых тут до сих пор почитают. Ловить их нельзя, зато разрешено кормить — прямо на берегу сидят ушлые парни в деревянных будках, продающие всего за пару лир угощения для рыб.
К озеру примыкает красивый парк, где можно прогуляться, заскочив по дороге на чашечку турецкого чая в какое-нибудь кафе. Можно подняться на вершину горы, поближе к крепости (ей тоже очень много лет), — оттуда открывается вид на город и его контрасты. С одной стороны — исторические здания, с другой — гетто из многоэтажек (никакой Каменной Горке не снился их масштаб), с третьей — прилипшие друг к другу бараки.
Осмотр основных достопримечательностей Шанлыурфы займет от силы день. Так что на следующий рекомендуем съездить к одной из главных археологических находок Турции — храмовому комплексу Гёбекли-Тепе, построенному около 11 500 лет назад. На его фоне Стоунхендж и египетские пирамиды покажутся современной архитектурой.
Именно здесь древние люди собирались вокруг высоких Т-образных столбов, украшенных изображениями животных, и проводили религиозные ритуалы. Каким образом им удавалось без особых инструментов и навыков тащить эти каменные глыбы несколько километров, затем обрабатывать и устанавливать в нужном порядке, ученые до конца не разобрались. Как и в том, зачем их потом засыпáли песком и создавали рядом аналогичные сооружения. Согласитесь, интригует.
Раскопки на территории Гёбекли-Тепе и в 11 похожих местах продолжаются до сих пор. Чиновники надеются когда-нибудь объединить их в общий туристический маршрут и привлекать сюда 5—6 миллионов гостей в год. Ну а пока, на радость любителям уникальных, незатасканных локаций, толп народа тут не наблюдается.
После знакомства с доисторическими храмами советуем заскочить в археологический музей Шанлыурфы. Во-первых, он выглядит стильно что внутри, что снаружи. Во-вторых, больше нигде в Турции нет такого количества экспонатов, представляющих разные эпохи: от неолита до времен Османской империи. Билет стоит 25 лир (7 рублей). Он же дает право на бесплатный вход в музей римской мозаики.
Что попробовать из еды?
Закуску чиг-кёфте из булгура, специй и сырого мяса. Обычно ее подают во время традиционных посиделок сира-геджесы. Они проходят в Шанлыурфе каждую неделю, когда местные собираются вместе, чтобы поболтать, попеть песни и, конечно, поесть.
К востоку от Шанлыурфы, примерно в 190 км от нее, нависает над равнинами скалистый Мардин. Именно благодаря труднодоступному расположению здесь так хорошо сохранилась старинная архитектура. Чтобы с ней ничего не случилось в дальнейшем, ЮНЕСКО взяло под охрану весь город. До этого подобной чести удостаивалась только Венеция. Правда, сей факт не мешает некоторым жителям надстраивать над историческими зданиями дополнительные этажи — такое вот своеобразное преступление против зодчества.
Мардин выглядит немножко по-европейски: с узкими улочками, вымощенными брусчаткой и страдающими от постоянных пробок, уютными магазинчиками с красивыми вывесками… Да тут даже церкви есть, причем немало, — спасибо за это армянам и ассирийцам. В окрестностях города и вовсе затерялись самые настоящие монастыри — Дейюрил Зафаран, Саффрон…
Западная культура прорастает здесь и в виде граффити с американскими рэперами, футболок со сценой из «Криминального чтива», где героиня Умы Турман вытирает нос после волшебной пыли. Да и женщин в парандже, по сравнению с Шанлыурфой, заметно меньше.
Хотя восточного колорита тоже очень много, вплоть до самых мелких деталей. Например, на входных дверях порой висят по два молотка. Одним из них пользуются только мужчины, другим — женщины. Они стучат по-разному, так что хозяева по звуку могут понять, кто именно пришел в гости.
Многие кафе и рестораны находятся прямо на крышах домов. Наверное, все из-за потрясающих закатов, окрашивающих все вокруг в приятный золотистый цвет.
На Мардин точно стоит потратить несколько дней, чтобы проникнуться атмосферой. Заодно можно покататься по окрестностям и наткнуться на очередной осколок Римской империи — форпост Дару. Там вы найдете каменоломни, некрополь с разными видами захоронений, древнюю агору и остатки церквей.
Что купить?
Во-первых, медную посуду, сделанную вручную. Часто продавцы чеканят ее прямо на глазах у покупателей. Во-вторых, натуральное мыло, которое тут очень популярно.
Что попробовать из еды?
Миндаль в голубой глазури, турецкую ореховую чурчхелу, виноградную патоку и, конечно, вино. Его чаще всего называют «Месопотамским», и купить этот напиток можно где угодно, в отличие от консервативной Шанлыурфы, где алкоголь продают в редких специализированных магазинах, которые еще не везде и найдешь. Бутылка обойдется в 80—150 лир (22—42 рубля).
340 км — и мы в Газиантепе. Это мультикультурный город, которым в разное время владели самые разные народы: от хеттов и римлян до византийцев и сельджуков. Вдоль Газиантепа когда-то проходил Шелковый путь, так что и у него с историческим наследием все в порядке. К сожалению, нам удалось провести там всего пару часов, но и за это время мы нашли кое-что интересное.
Речь о музее мозаики Зевгмы — одном из самых крупных во всем мире. В нем представлена впечатляющая коллекция римских мозаик, украшавших виллы и бассейны одноименного поселения, которое существовало в 50 км от Газиантепа до IV века. Местные мастера были настолько талантливыми, что использовали в своих работах 12—13 разных цветов, тогда как остальной античный мир ограничивался всего 3—5. На создание одной композиции уходило до 450 000 крохотных фрагментов! В общем, ребята развлекались как могли.
Примерно в 253 году Зевгму сожгли очередные завоеватели, а мозаики оказались похоронены под разрушенными глиняными стенами, которые спрятали их от посторонних глаз. И только в конце прошлого века в ходе строительства очередной плотины на Евфрате местные крестьяне стали обнаруживать на берегу огромные панно. Сначала ими заинтересовались обыкновенные грабители (некоторые работы, проданные на черном рынке, турецкие власти до сих пор ищут по всему миру), потом — археологи, благодаря которым мозаики и появились в музее.
Поверьте, их внешний вид и размеры впечатлят даже самых далеких от искусства людей. Тем более что в основном на мозаиках изображены герои античных мифов, о которых что-нибудь слышал каждый. Да и антураж здесь неплохой: кажется, что застрял в декорациях фильма про Александра Македонского.
Если мозаик будет недостаточно, можно заглянуть в музей старинных игрушек, крупнейший в стране зоопарк и крытый восточный базар — куда ж без него в нормальном турецком городе?
Что купить?
Кожаные тапочки ручной работы, ткань кутну, какие-нибудь диковинные специи и фисташковый кофе (на самом деле это и не кофе вовсе, а смесь молока и ореховой пудры).
Что попробовать из еды?
Газиантеп считается родиной многих традиционных турецких блюд — кебаба, лахмаджуна, супа бейран. А еще здесь готовят самую лучшую пахлаву. Вообще этот город называют прямо-таки гастрономическим раем, тут даже кулинарный музей имеется. Так что смело заказывайте в ресторанах все, что покажется интересным: скорее всего, будет вкусно.
Если вы все-таки арендовали авто или просто готовы потратиться на такси, можете ненадолго отъехать из Газиантепа в Халфети — рыбацкий городок на берегу Евфрата. Главное, что нужно здесь сделать, — купить билет на яхту (20—30 лир, или 5—8 рублей) и поплавать на ней по реке. Увидите не только красивую природу, но и ушедшие под воду районы, которые затопило после того, как рядом появилось водохранилище. До сих пор на дне можно разглядеть целые улицы с больницами, школами и жилыми домами. Что интересно, эта часть города все еще обитаема: там находится небольшое кафе.
Еще одна фишка, которой известен этот регион, — здесь выращивают черные розы. На самом деле они, конечно, не черные, а темно-бордовые, но такой натуральный (!) оттенок все равно редкость. Сейчас эти розы на грани исчезновения, так что власти делают все, чтобы их сохранить (пересаживают в специальные теплицы и т. д.).
Во всех городах многие отели похожи друг на друга: снаружи — типичная арабская архитектура, внутри — обычные номера со всеми удобствами. Стоимость двухместного стандарта в Шанлыурфе варьируется в пределах 150 рублей за ночь. В Газиантепе можно найти дешевле 100 — все-таки город попросторнее, а значит, и предложений на разный кошелек побольше. В Мардине, наоборот, ценник может и за 200 рублей перевалить: все из-за того, что какая-то часть гостиниц находится в старинных зданиях. А за атмосферу нужно платить.
Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by