07 сентября 2021 в 8:00
Автор: Маша Сорока. Фото: Александр Ружечка

«Выходит, я бомж!» Минчанина выселили на улицу, и уже год он не знает, где жить

Автор: Маша Сорока. Фото: Александр Ружечка

История Сергея сложна и витиевата, но факт остается фактом — уже год мужчина не имеет собственной крыши над головой и вынужден скитаться по знакомым. В 2020 году решением суда инвалида выселили из общежития и, как выяснилось позже, выписали. В никуда. С тех пор и начался кочевой путь по знакомым и друзьям. Мужчина не понимает, как так могло произойти, чтобы человек вдруг оказался бомжом. В администрации парируют — «чтобы вопрос начал решаться, надо сделать первый шаг». Что конкретно надломило стройную жизнь героя, мы не знаем, верить или нет словам Сергея — дело каждого, но сегодня человек остался на улице, поэтому мы об этом говорим.

«Ушел в такси, где и получил травму — перелом тазобедренной кости»

Мы встретились около подъезда старой минской пятиэтажки. Сергей с трудом спускается по ступенькам, извиняясь за то, что не может принять в квартире — живет у чужих людей.

— Когда выборы были, я в школе дежурил дворником и встретил старого знакомого. Разговорились. Тот спросил, что случилось, я объяснил, мол, так и так. Говорит — обращайся, если что. Я перезимовал у друга в деревне, а по весне ему и набрал. «Приезжай поживи, — говорит, — комната есть». Но все равно неудобно — у него жена Наташа, дочка школьница. Очень хорошие люди, не стеснять же их вечно, — делится Сергей.

Но это сейчас. Раньше мужчина работал на Минском заводе отопительного оборудования и жил в общежитии, о чем свидетельствует синий штамп в паспорте. Была и регистрация, и крыша над головой.

— Сначала все было нормально, но со временем завод стал чахнуть. Возникли вопросы по зарплатам, а у меня кредит, все остальное. В итоге вообще уволили, но выселять не выселяли. Я продолжал жить по прописке, работал на «Крынице», в «Дариде» по договору подряда, а потом ушел в такси, где и получил травму — перелом тазобедренной кости, — вспоминает мужчина, придерживая костыли. — Случилось так: в магазине парень пытался украсть тумбочку с пожертвованиями, толкнул меня и сломал ногу.

Парня судили, в тюрьму посадили, а у меня началась вереница неудачных операций — одна, другая, в итоге занесли инфекцию. С этим мучаюсь до сих пор.

После травмы справки о нетрудоспособности сменяли друг друга, но нерабочую группу мужчине не давали. Какое-то время лечился, а после выяснилось, что общежитие перешло на баланс КУП «Минские городские общежития», началась охота на «мертвых душ». Собрать необходимый перечень документов мужчина не смог, и дело о выселении направили в суд.

— Весь пакет документов был, не хватало только ходатайства с места работы. Но откуда ж его взять, если я нетрудоспособен? Предоставлял справки, но не помогло, — сокрушается Сергей, демонстрируя документы.

«Я спрашиваю: а куда мне?! Разводят руками»

Суд начался в мае 2020 года, в августе решение вступило в силу. Не в пользу бывшего заводчанина:

— Пока длилось судебное разбирательство, у меня была третья группа инвалидности (рабочая) и суд говорил — устройтесь на работу, и проблемы не будет. Я все испробовал, но сам найти не смог. Тогда обратился в центр занятости: мучились мы, мучились, в итоге устроили меня дворником в школу на полставки. На последнее заседание я принес справку, что работаю, но это не помогло. Решение суда — выселение. Я спрашиваю: а куда мне?! Разводят руками.

Сейчас Сергей сокрушается, что не подал апелляцию, но тогда никто не подсказал, а сам не догадался — денег на адвоката не было, надо было думать, где жить. Теперь делу обратный ход не дашь, несмотря даже на то, что у мужчины уже нерабочая вторая группа инвалидности.

— Выселили прямо на улицу. Чтобы выжить, зимовал у знакомого в деревне. А когда мне дали вторую группу инвалидности, сразу сказали — иди в «Одно окно» и подавайся на жилье, может, арендное получишь. Я, конечно, за это зацепился, — рассказывает Сергей.

«В паспорте до сих пор стоит прописка. Так какой документ настоящий?»

Надо сказать, что за плечами мужчины имеется брак, есть даже взрослый сын. Однако впутывать родных в свои проблемы Сергей не хочет: «Давно не общались — нет смысла обременять и сейчас». Но чтобы получить арендное жилье, мужчина попросил разделить их с бывшей супругой очередь. Пока решал этот вопрос — выяснил: нет не только жилья, но и прописки.

— Кто-то залез в базу данных и снял меня с регистрации! Выходит, я бомж. Хотя в решении суда говорилось лишь о выселении, про снятие с регистрационного учета — ни слова. В паспорте до сих пор стоит прописка. Так какой документ настоящий? — удивляется Сергей.

Тут мужчина и начал трубить во все инстанции — писал в Мингорисполком, районную администрацию и даже Минюст. В начале этого лета началось движение.

— С подачи Минюста в июле была встреча в Мингорисполкоме по моему вопросу. Предложили арендную комнату, я написал заявление, но прошел месяц — ничего. Выяснилось — ушла очередникам. Сейчас они хотят запихнуть меня в «бомжатник» на Ваупшасова (Дом ночного пребывания лиц без определенного места жительства. — Прим. Onlíner), но разве это дело? Говорят, что без регистрации я не могу претендовать на арендное жилье, а социальное не положено, поскольку есть взрослый сын, — делится Сергей.

— Я понимаю, что процесс этот небыстрый. Готов подождать хоть год, но мне нужна надежда, понимаете?

Мне только 52 года. Я хочу вылечиться, работать, жить как человек. Уже одна мысль о том, что через год получу арендную комнату, мотивирует. Иначе нет никаких перспектив. Я боюсь ложиться на операцию, потому что некуда будет идти из больницы, а тянуть уже нельзя.

Как комментируют ситуацию в администрации Ленинского района

Onlíner связался с представителями отдела жилищной политики администрации Ленинского района Минска. Вот что там рассказывают о перспективах Сергея:

— У нас есть порядок получения гражданами арендного жилья. Он для всех одинаковый (вне зависимости от социального статуса и других моментов), размещен на сайте Мингорисполкома. В первоочередном порядке такое жилье предоставляется по заявительному принципу состоящим на учете с более ранней даты, в последующем — тем, кто не состоит на учете или состоит на учете в других районных администрациях.

Учитывая, что у нас такое жилье востребовано и на каждую квартиру поступает порядка 100 заявлений, у Сергея Васильевича практически нулевые шансы.

Со слов представителей администрации, по закону привилегий нет ни у кого, даже если ты инвалид и тебе негде жить прямо сейчас.

— Порядок единый. Информация о всем свободном жилье появляется на сайте. Пятнадцать дней она находится в открытом доступе, и все, кто хочет претендовать, подают заявление в «Одно окно». Вместе с тем неважно, в какой очередности поданы заявления, жилье получит тот, кто первым встал на учет.

Продвинуться в очереди сегодня также не выйдет. Это возможно лишь в том случае, если арендное жилье предоставляется на время трудовых отношений.

— Раньше по трудовым договорам предоставлялось служебное жилье, сейчас — арендное. В этом случае предприятие подает ходатайство и сотрудник может претендовать на арендную квартиру. Касается это медицинских работников, педагогов, преподавателей вузов, молодых специалистов и прочих категорий граждан.

Что касается инвалидов, то их в этом перечне нет.

По данным чиновников, при наличии оснований нетрудоспособные граждане могут претендовать на социальное жилье по линии местных исполнительных органов, но для этого надо состоять на учете.

— Социальное жилье — это государственная квартира, если на одного — однокомнатная. На нее могут претендовать инвалиды 1—2 группы (неработающие). Но там тоже есть свои нюансы. Насколько мне известно, Сергея Васильевича об этом информировали. Сотрудники разъясняли ему, что необходимо встать на учет нуждающихся в администрации района, чтобы понять — есть у него льготы для получения социального жилья или нет. Но он все еще этого не сделал.

Без постановки на учет и видения всей картины говорить про перспективы очень сложно.

— Чтобы получить помощь, ему необходимо сделать этот первый шаг. Без него никак. Как только у него будет регистрация, его поставят на учет и можно будет разбираться конкретно. Пока он этого не сделает, мы ничем не сможем помочь, — пояснили в администрации.

Еще один вариант, куда могут определить Сергея, — Специальный дом для ветеранов, престарелых и инвалидов №1 (проспект Рокоссовского, 50).

— Это квартирного типа дом, и при определенных условиях туда можно заселиться. Распределением занимается Комитет по труду, занятости и социальной защите Мингорисполкома. Возможно, по состоянию здоровья и другим показателям Сергей Васильевич сможет туда попасть, но начать все равно нужно с регистрации.

Администрация знает, что делать, но необходимо, чтобы он совершил первый шаг.

На вопрос, часто ли в Минске случаются истории, когда человек остается на улице, в администрации отвечают так:

Просто так суд никого не выселяет. Наверное, человек дошел до такого состояния, что его выселили: может, неоплата или еще что-то. Просто жить и думать, что тебя никто не выселит, это, наверное, неправильно. Но, опять же, мы готовы помочь тем, что в нашей компетенции. Возможно, сегодня ему требуется социальная поддержка каких-то профильных структур — Управления по социальной защите, Комитета по труду и социальной защите. Если на него обратят внимание, то наверняка смогут посодействовать.

Что говорят в Мингорисполкоме

В Комитете по труду, занятости и социальной защите Мингорисполкома ситуацию тоже хорошо знают, но без регистрации помочь не могут:

— Эту ситуацию мы знаем. Еще в июле приглашали его на встречу, где были представители администрации района и Комитета здравоохранения. Тогда в очередной раз разъясняли, что первым делом надо получить регистрацию — обратиться в Отдел по гражданству и миграции Партизанского РУВД, где его зарегистрируют по адресу Дома для ночного пребывания на Ваупшасова. Как только будет официальная регистрация, тогда и появится возможность получения арендного жилья или адресной государственной помощи. К сожалению, по закону переступить через вопрос регистрации мы не можем. К слову, на встрече мы предлагали ему различные варианты, в том числе дом-интернат. Но Сергей Васильевич наотрез отказался. Поскольку у него есть трудоспособный сын, то финансовые траты легли бы на его плечи, а мужчина никак не хочет обременять ребенка.

Onlíner проследит за этой историей. Будем надеяться, что в ее финале у каждого появится крыша над головой.


Покупайте кофе выгодно в Каталоге Onlíner

Выбор покупателей
зерновой, арабика 100%, средняя обжарка
Onlíner рекомендует
зерновой, арабика 100%, средняя обжарка

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by