Все случилось ровно год назад, 24 июня. Поздней ночью или ранним утром (никто не знает, ведь официальных объяснений еще не было) по нашим трубам вероломно полилась зловонная жижа. То, что нельзя было пить и даже использовать для умывания, бурной рекой бежало по водопроводной системе, без труда проникая во все новые и новые дома. Минчане меж тем мирно спали и не подозревали, что в ближайшие дни останутся без воды и будут выстаивать многочасовые очереди перед городскими криничками (как же они оказались актуальны) и все-таки приехавшими в районы водовозами.
Первыми удар ощутили жители Сухарево. Вот как то утро описывала Ольга, живущая на улице Шаранговича: «В семь утра, когда я пошла в душ, все было абсолютно нормально. Затем я дальше собиралась на работу, а в ванну пошел мой сын. Но не успел он толком открыть дверь, как сразу же спросил: „Мама, а как ты мылась, тут же дико воняет?“ Я не поняла, в чем дело, — было же все хорошо. Захожу — и действительно: вонь в ванной стоит нестерпимая, как будто отстойник какой-то. Отвратительно — ни зубы почистить, ничего — пахнет фекалиями, и очень сильно. Я обратилась в „115“ — куда-то же надо сообщить о проблеме, но вот сейчас выяснилось, что заявку мою отклонили».
Минчане оперативно создали ветку на форуме Onliner, куда жаловались на проблему с водой (помимо 115 и попыток дозвониться в «Водоканал»). Из переписки очень быстро стало понятно, что проблема не в одном-двух сухаревских домах. К десяти утра вонючая вода дотекла до Малиновки, в полдень захватила Каменную Горку, после обеда приблизилась к центру, «порадовав» жителей улиц Короля, Мясникова, Карла Маркса. Наступление можно считать по-настоящему удачным: «причаститься» этой жижой довелось не только обитателям западной части Минска: в итоге она достигла даже начала проспекта Независимости.
Удивительно, но ЧП никто не спешил комментировать: в «Водоканал» было не дозвониться. Onliner с самого утра раз за разом набирал все номера, указанные на сайте, но трубку просто не снимали. Единственный источник информации, который хоть как-то объяснял ситуацию, — объявление на сайте организации следующего содержания: «Период: с 09:00 24.06.2020 по 09:00 26.06.2020. В связи с регламентными работами, производимыми УП „Минскводоканал“ (тел. 389-40-31), возможно ухудшение качества водоснабжения в микрорайонах Сухарево, Малиновка, Юго-Запад в указанный период и последующие 3 суток. По необходимости временное водоснабжение на период проведения работ будет организовано из цистерн „Вода питьевая“, тел. 389-40-31».
— Так получилось, что как раз в эти числа я болела коронавирусом, — рассказывает Лика, живущая в Сухарево. — Ни запахов, ни вкуса не чувствовала. Хорошо, что дома была дочка (муж уехал в командировку), которая и сказала мне: с водой что-то странное и пить ее нельзя. Помню, еще не сразу поверила, когда она объявила, что из крана воняет общественным туалетом: как такое может быть? Но дочь настаивала, кривилась, когда подносила стакан к носу, и стало понятно, что это не шутка.
А если бы она ушла рано утром по делам, я бы пила эту воду, сделала чай, еще бы и еду, наверное, приготовила. Почему никто не предупредил нас? Ни по радио, ни по телевизору никаких объявлений не было! Хоть бы смс прислали. Это ведь не шутки.
И действительно, информированием о ЧП не озаботилась ни одна из служб.
Ни Мингорисполком, умеющий убедительно просить минчан расчищать снег во дворах, ни МЧС, регулярно отправлявшее сообщения о сильных ветрах и потенциальной возможности падения деревьев, не прислали ни строчки на наши телефоны. Хотя, казалось бы, что может быть проще.
Не дожидаясь известий от властей, люди сами сообразили, что надо бежать в магазины за водой. В итоге буквально за несколько часов в пострадавших районах были выпотрошены все запасы не только пятилитровиков, но и малой тары. Где-то начали разбирать даже газированную питьевую воду.
Позже по районам разъехались цистерны с питьевой водой: вот уж без ведер в городском хозяйстве никак.
Первая официальная информация о ЧП прозвучала только в 13:42 — через телеграм-канал Мингорисполкома озвучили следующее: проблема будет устранена до конца дня; лаборатория «Минскводоканала» работает с утра; все показатели, кроме запаха, в норме (да и тот находится в верхнем допустимом пределе). А самое главное:
Сильный запах на очистной водопроводной станции, которая подает воду в Московский и Фрунзенский районы, связан с высокими температурами, которые установились в последние дни.
При этом председатель Мингорисполкома лично так и не обратился к жителям столицы. «Минскводоканал» и вовсе проснулся только к 15 часам, по сути, повторив мантру о высокой температуре и превосходном качестве воды. «Кроме показателя „Запах“, который находится в верхнем допустимом пределе, остальные характеристики качества воды полностью соответствуют требованиям санитарных норм (жесткость, бикарбонаты, аммиак, нитриты, остаточный хлор)». Чуть позже «директор воды» заявил, что пить то, что течет из-под крана, можно (но пример не продемонстрировал).
Неравнодушные минчане оперативно создали чат «Взаимопомощь с водой Минск» (с «дублером» в Viber), где каждый страждущий мог оставить заявку на подвоз домой чистой питьевой воды.
Из-за того, что официальная информация явно была не полной (да к тому же в духе «не верьте носам своим»), по городу быстро поползли самые разные слухи: «канализация попала в питьевую воду», «люди получают ожоги», «в больницы поступают десятки минчан с отравлениями» — что только не обсуждали горожане в тот день.
Несмотря на то, что еще 24-го ответственные службы нас убеждали, что с водой все в порядке, уже 25-го утром в сеть слили документ, подписанный главным санитарным врачом Минска, согласно которому зловонной жижой нельзя было пользоваться, а показатели оказались далеки от нормы: «По результатам лабораторных исследований установлено несоответствие питьевой воды требованиям Санитарных правил и норм <...> по следующим показателям: запах при 20°C и 60°C, перманганатная окисляемость, нефтепродукты. В настоящее время вода не безвредна по химическому составу и не благоприятна по органолептическим свойствам. В связи с выявлением нарушений законодательства, создающих угрозу причинения вреда жизни и здоровью населения, необходимо в максимально короткие сроки известить население о запрете использования воды из хозяйственно-питьевого водопровода во Фрунзенском и Московском районах Минска (в зоне влияния очистной водонапорной станции производства „Минскводопровод“) <...> до улучшения ситуации».
Датировано письмо 24.06.2020. Жаль, что время в официальной корреспонденции не указывается, а то бы к официальным лицам было еще больше вопросов.
Только спустя три дня, 27 июня, санстанция сняла запрет на использование воды. Проблема оказалась куда масштабнее, чем нам говорили. ЧП обсуждали еще до конца месяца: обнуленные жировки, отставка директора «Минскводоканала», результаты независимых экспертиз.
А потом все затихло — пришли новые проблемы и принесли новые поводы для обсуждения. Причину ЧП (официальную и четко выверенную) мы пока не услышали. Последняя озвученная версия — ремонтные работы. «Вероятнее всего, причина в водоводе №3, на котором выполнялись ремонтные работы. Водовод имеет длину порядка 23 км, работы выполнялись на участке протяженностью 100 м. Сегодня этот водовод отключен. Водоснабжение города происходит из водоводов №1 и №2, на которых никакие ремонтные работы не велись», — говорил еще 26 июня заместитель председателя Мингорисполкома Александр Дорохович.
Но то, что новостей не было, не значит, что работа не велась. 29 июня 2020-го Следственный комитет возбудил уголовное дело по ч. 2 ст. 428 «Служебная халатность». «По предварительной информации, поступление небезвредной по химическому составу воды в водопровод произошло в результате бездействия или некачественного выполнения своих обязанностей должностными лицами обслуживающих организаций. Отобраны пробы воды в различных районах Минска, назначена комплексная химическая экспертиза по изъятым образцам. Ведется следствие. По результатам расследования будет дана окончательная правовая оценка действиям должностных лиц», — говорилось в сообщении.
Что известно на данный момент? Onliner отправил официальные запросы в УСК по городу Минску и «Минскводоканал». Пока ответы на поставленные вопросы пришли только из Следственного комитета, но у коммунальщиков еще есть шанс высказаться — их комментарий опубликуем, как только (если) его получим.
В СК нам сообщили, что сейчас продолжается предварительное расследование по уголовному делу, возбужденному по факту ненадлежащей работы сотрудников «Минскводоканала», из-за чего в водопровод поступила вода, которая могла навредить жизни и здоровью населения Минска и государственному бюджету в особо крупном размере.
— По уголовному делу проведены осмотры сооружений и помещений производства по эксплуатации Вилейско-Минской водной системы и производства «Минскводопровод» УП «Минскводоканал», в ходе которых изъяты и всесторонне исследованы пробы воды, поступившей в распределительную сеть Минска; проводятся следственные действия с участием работников УП «Минскводоканал» и других учреждений, а также с гражданами, обратившимися за медицинской помощью и на горячие линии УП «Минскводоканал», интернет-ресурс «Моя республика 115.бел» КУП «Центр информационных технологий Мингорисполкома», в Минский городской исполнительный комитет, Министерство жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь, Министерство по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь, государственное учреждение «Минский городской центр гигиены и эпидемиологии», другие учреждения и организации, с целью установления фактов причинения вреда их здоровью в результате употребления воды ненадлежащего качества, в отношении которых проводятся соответствующие экспертные исследования.
До завершения предварительного расследования данные о лицах, причастность которых к совершению указанных действий устанавливается, огласке не подлежат, — ответили в СК.
Июньское ЧП с водой будто оказалось спусковым крючком для других напастей в этой же области. Пережив в состоянии покоя остаток лета, уже в октябре цистерны с водой поехали в Зеленый Луг, где «при производстве работ строительной организацией был поврежден трубопровод подачи питьевой воды».
А 15 ноября без воды остались жители «Новой Боровой». Это дело оказалось, пожалуй, самым мутным: неизвестный умышленно повредил запорную арматуру. «Она очень дорогостоящая, импортная, комплектующие находятся за рубежом. Эксплуатация этой аппаратуры — свыше 30 лет, если туда не вмешиваться. Но в результате вмешательства были нанесены серьезные повреждения. И сейчас приходится экстренно проводить мероприятия, в том числе не дожидаясь, когда прибудут запасные части. Эта работа очень сложная», — говорил глава Минска Владимир Кухарев. По факту порчи имущества даже было возбуждено уголовное дело, результаты расследования пока не обнародованы.
Отгоревав с «новоборцами», минчане принялись помогать жителям Зеленого Луга и Малиновки, в декабре и феврале получившими вдруг «кофе» прямо из-под крана.
Последняя крупная авария на водопроводе случилась в Чижовке 22 апреля. Тогда микрорайон заполучил собственное море Геродота. «Лопнул крупный трубопровод диаметром 1000 мм» — совершенно точно не смертельно, но зато как зрелищно.
Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. nak@onliner.by