Беларусь была страной не только замков, но и усадеб. По всей территории были разбросаны сначала шляхетские и магнатские, а потом и дворянские родовые гнезда. Увы, десятки и сотни из них стали жертвами событий XX века, да и то, что смогло уцелеть, зачастую пребывает в тоскливом состоянии. Из этого летаргического сна их порой не может вывести даже приход частного инвестора. Но и в этом заброшенном состоянии есть нечто атмосферное, ощущение истории, покинутой людьми. Сегодня в центре внимания — усадебный дом Котлубаев в Ястрембеле. Поехали!
В отличие от усадьбы Олешей в затерянном на Полесье Ново-Бережном, дворец Котлубаев куда более доступен. Ястрембель расположен совсем рядом с Барановичами, в 11 километрах к югу от города. Даже собственный автомобиль можно не использовать: несколько раз в день в деревню прибывает пригородный автобус из райцентра, но проще взять такси. До Барановичей же из Минска добраться проще простого.
Сам Ястрембель может похвастаться крупным учебным комплексом Брестского областного кадетского училища, не так давно занявшего корпуса бывшей школы-интерната для детей-сирот. Собственно, все эти здания построены прямо у усадебного парка и даже на его территории. Сам дворец когда-то тоже был занят школой-интернатом, но в итоге оказался не нужен учебному заведению. К сожалению, как часто бывает в подобных ситуациях, при пропаже хозяина архитектурный памятник начал быстро деградировать.
Ястрембель — классическая дворянская (или шляхетская) усадьба со всеми положенными этому статусу атрибутами. Есть относительно небольшой парк на 6 гектаров, слившийся с фруктовым садом. В парке, естественно, имеется и пруд, наполненный водами соседней речки Мышанки. При Котлубаях это был достаточно сложный гидротехнический комплекс с плотиной и каналами, собиравшими в парке излишнюю влагу. Но с тех пор, увы, работа системы оказалась нарушена, каналы пересохли, что напрямую сказывается и на состоянии деревьев.
Помимо собственно усадебного дома, ранее в состав «маёнтка» входили два флигеля (на 12 комнат каждый), конюшня с каретной, несколько небольших промышленных предприятий (кирпичный и лесопильный заводики), а также то, что в Беларуси было принято называть броваром. Его интерпретируют как пивоварню или винодельный завод, но на самом деле это было производство спирта. Из всего комплекса, помимо основного жилого дома, уцелел лишь как раз спиртзавод, что роднит Ястрембель с Ново-Бережным.
Если Ново-Бережное устойчиво ассоциируется с фамилией Олеша, чьи носители жили там на протяжении четырех сотен лет, то Ястрембель связывают с татарским, но окатоличившимся родом Котлубаев. Впрочем, жили они здесь лишь с середины XIX века, купив имение у прежних владельцев. Семья была непростая, тянувшаяся к наукам и искусству. Среди живших здесь, в этой деревушке под Барановичами — Эдвард Котлубай, посвятивший вторую половину жизни исследованию судьбы несвижских магнатов Радзивиллов. Это было удобно: до радзивилловского дворца и его сокровищ от Ястрембеля относительно близко. Работы Котлубая стали классическими в своей сфере.
Отпраздновать сто лет владения усадьбой Котлубаям, впрочем, не удалось. В 1939 году с приходом советской власти имение конфисковали. Последний его владелец в следующем, 1940-м умер в барановичской тюрьме. В его бывшей резиденции открыли детский дом, потом выросший в большой интернат для детей-сирот.
Усадебный дом — главная ценность имения. Это действительно живописное здание, маленький дворец, построенный Котлубаями в 1897 году. К центральной двухэтажной части с одной стороны пристроена часовня, к которой относится и четырехуровневая башня, самый яркий элемент всего комплекса. Асимметричность комплекса лишь добавляет сложности его живописному образу. При Котлубаях внутри было 18 комнат, но советская власть изрядно перекроила планировку под нужды детского дома. Сохранились и сводчатые подвалы, видимо, доставшиеся этому зданию от предыдущего усадебного дома, стоявшего здесь же.
Дом находился в неплохом состоянии, пока был занят школой-интернатом. При ее переезде в большой комплекс по соседству должная консервация проведена не была, и время быстро начало брать свое. Но кровля сохранилась, а для внутреннего состояния здания это имеет принципиальное значение.
Дворец не обречен, он вполне может вернуться к активной жизни, и такой шанс у Ястрембельской усадьбы даже был. В 2014 году интернат (точнее, уже кадетское училище) с облегчением избавился от ноши, которую воспринимал как чемодан без ручки. Дом был продан с аукциона некоему выходцу из Барановичей, который заплатил за здание около $90 тыс. Потом были многочисленные интервью в прессе с грандиозными планами на восстановление имения, но в конце концов общение со СМИ сошло на нет, зато появились штрафы от государства за невыполнение своих обязательств.
Пока усадьба пребывает в прежнем состоянии. Оно, может, и удручает местных краеведов, но зато исключительно инстаграмно. Правда, местные власти пытаются по мере сил понизить привлекательность своей главной достопримечательности. Прошлой зимой окружающий дом парк изрядно проредили. Под спил пошло почти шесть десятков деревьев, включая и те, которые еще помнят первых Котлубаев. Но дом стоит как стоял — чудная приманка для тех, кто окажется в окрестностях Барановичей.
Читайте также:
Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. nak@onliner.by