Египет без Хургады и Шарма: вся правда про самостоятельную поездку по стране, наплевавшей на коронавирус

08 января 2021 в 8:00
Источник: Валерий Волатович

Египет без Хургады и Шарма: вся правда про самостоятельную поездку по стране, наплевавшей на коронавирус

Источник: Валерий Волатович

В минувшем своеобразном году многие белорусы вынужденно открыли для себя путешествия по родной стране. Впрочем, несмотря на периодические затяжные всеобщие локдауны и закрытия границ, даже граждане, привыкшие к ежегодному отдыху у моря, смогли летом найти неплохие варианты отпуска. Албания, Черногория, Турция с определенными ограничениями, но принимали наших туристов. Ближе к зиме альтернатив поубавилось, а самым доступным стало традиционное для этих холодных месяцев направление — Египет. Туры продаются свободно, чартеры летают ежедневно, при въезде достаточно отрицательного ПЦР-теста. Даже карантин по возвращении отсиживать не надо. Большинство гостей ограничиваются туристическими резервациями у Красного моря, позволяя себе лишь организованные экскурсионные выезды в Луксор или Каир. Но что, если сознательно отказаться от пляжного отдыха? Каков Египет за пределами зоны all inclusive? Разумно ли путешествовать по нему самостоятельно и насколько это безопасно? Вкратце: все возможно. Подробности — в нашем гиде из первых рук.


Идея

С приходом второй волны пандемии возможность свободного выезда за границу значительно сократилась. Речь в данном случае идет не только (и не столько) про новые правила от белорусских властей. В конце концов, через Национальный аэропорт Минск из Беларуси по-прежнему выпускают свободно, а остающаяся актуальной маршрутная сеть «Белавиа» все еще достаточно широка. Проблема заключается в других ограничениях, массово введенных осенью. Где-то (например, в России) требуется актуальный ПЦР-тест, сделать который у нас не так-то и просто. Где-то (в Польше) по приезде требуется отсидеть обязательный 10-дневный карантин, что в условиях краткосрочности поездки делает ее нецелесообразной. Во многих случаях карантин требуется отбыть уже в Беларуси по возвращении, хотя актуальный опыт говорит о том, что сейчас к контролю за его соблюдением власти подходят очень избирательно. На этом фоне Египет выглядит самым простым и логичным выбором: прямые рейсы, безвизовый режим, отсутствие любых карантинов и прекрасная даже в это время года погода. Что еще надо для счастья, кроме заветной печати NEGATIVE в актуальном ПЦР-тесте? Допустим, ничего.

Логистика

Впрочем, необходимо еще как-то попасть на чартер, ведь регулярных рейсов авиакомпания «Белавиа» своим пассажирам не предлагает. Перевозчик летает в два египетских города, расположенных на Красном море. Шарм-эль-Шейх — вариант поскучнее. Кроме пляжей и дайвинга, познавательные развлечения на милитаризованном из-за близости к Израилю Синайском полуострове исчерпываются монастырем святой Екатерины. Поэтому естественный выбор — противоположный берег и Хургада.

Для попадания на борт заветного «Боинга», а заодно и для прохождения того самого ПЦР-тестирования, которое организует туроператор, приходится покупать тур из самых дешевых. Отель на второй линии предсказуемо ужасен, встречающие в аэропорту гиды шокированы подобным выбором и переспрашивают, точно ли мы хотим здесь остановиться. Что ж, в общей сложности из десяти ночей экспедиционеры провели в нем всего одну, поэтому опыт оказался терпимым. А вот людям, которые решили сделать его своей единственной базой, остается только посочувствовать. Истерики у стойки регистрации с требованием заменить номер даже спустя сутки пребывания наблюдались, увы, неоднократно.

Виза

Важный нюанс, несколько беспокоивший перед поездкой. Формально виза для белорусов бесплатная, но не везде. В Шарме по умолчанию ее дают на месяц, ведь выбраться куда-то с Синая — то еще хлопотное дельце. При прилете в Хургаду виза также бесплатна, но уже при условии наличия обратных билетов и турпакета. По факту наше присутствие за пределами турзон (фактически был проезжен весь Египет от суданской границы до Средиземного моря) без оплаченной визы никого не заинтересовало, хотя с учетом специфики страны общение с представителями правоохранительных органов случалось регулярно.

Автобусы

Практически вся разумная жизнь в Египте сконцентрирована в долине и дельте Нила, а также на побережье Красного моря. Коммуникации основаны на использовании автобусного транспорта различных форматов. Вдоль Нила проложена еще и железная дорога. Автобусы, естественно, пользуются большей популярностью: они быстры и часты. Местное население предпочитает маршрутки, но это не наш выбор. Между крупными египетскими городами ходят и вполне комфортабельные автобусы европейского типа, где на ночном переезде полагается даже сухпаек. Рейсов (не считая направления между Каиром и Александрией) относительно немного, но проблем с билетами не возникало, за несколько часов до отправления они спокойно покупались в кассе. Вопрос заключался в другом. Автобусных компаний в Египте много, у них зачастую даже автостанции собственные, а на больших автовокзалах касса у каждого перевозчика обязательно своя. Единого расписания не существует, а актуальное лучше уточнять каждый раз в своем окошке. К сожалению, на сайты в этом смысле полагаться нельзя. По опыту использования можно смело посоветовать Go Bus, единственным крупным недостатком которого стало отсутствие на борту Wi-Fi.

Железные дороги

Удивительно, но железные дороги в Египте тоже достаточно популярны. По крайней мере вечерами вокзалы крупных египетских городов переполнены, порой граждане берут вагоны штурмом. Особой популярностью пользуется третий класс, выглядящий как вариант наших пригородных поездов. Второй класс тоже чаще всего будет заполнен, а вот в первом (та же мягкая «сидячка», но с меньшим количеством сидений в ряду) уже куда свободнее. Есть и спальные вагоны, логичные для трансъегипетских (Каир — Асуан) маршрутов, но они по местным меркам ультрадороги (двухместное купе может стоить более $100) и, вероятно, предназначены в основном для европейских, американских и китайских товарищей.

Хотя главная проблема египетских железных дорог вовсе не в их стоимости или комфортности, а в систематических и затяжных опозданиях, вызванных, видимо, состоянием путей и подвижного состава. По факту на участке Луксор — Асуан задержка составила около трех часов, а на маршруте Асуан — Каир превысила четыре часа. Это вводит в фрустрацию, тем более что редкие объявления о задержке и ее продолжительности на арабском языке останутся непонятными туристу, им не владеющему. Оттого велик и риск угодить не в своей поезд: подошедший к платформе вроде бы по расписанию состав вполне может оказаться опоздавшим на пару часов.

Абу-Симбел

Из всех достопримечательностей Египта, входящих в обязательный топ любого цивилизованного человека, самая недоступная сейчас — Абу-Симбел, два скальных храма времен Рамзеса II. Место находится на самом юге страны, в 300 километрах от Асуана, практически на границе с Суданом. Вокруг только пустыня, бедуины и много силовиков. В «ковидное» время с регулярным автобусным сообщением имеются проблемы (туристов для него просто не хватает), поэтому самый удобный, хотя и достаточно дорогой вариант — это снять свой микроавтобус в той из туркомпаний Асуана, которая из отчаяния продолжает работать. Примерно за $150 вам выдадут микроавтобус (фактически на целый день), двух водителей и целого охранника, который будет следить за вами в этом непростом регионе. Главное же, туркомпания займется и получением всех необходимых разрешений на въезд в погранзону, а они потребуются на устроенных вдоль дороги блокпостах.

Жилье

Имеет смысл крайне аккуратно подходить к самостоятельному выбору несетевого жилья в сегменте экономкласса (прежде всего гестхаусов и мини-гостиниц) и трезво оценивать сочетание цены и обещанных удобств. Отель, предлагающий за $12 в сутки набор услуг пятизвездочного курорта, включая спа-салон, ресторан, бар, ночной клуб и обзорную площадку с видом на Великую пирамиду Гизы, скорее всего, окажется недостроенным домом с неубранной квартирой и полным отсутствием описанных удовольствий, за исключением, может быть, вида. Базовые навыки обращения с предложениями того же ресурса Booking.com в данном случае стоит максимально прокачать. К сожалению, на всем известном сайте в его египетском сегменте просто зашкаливающее количество откровенно мошеннических предложений с максимальными оценками и кучей однотипных отзывов. Проведя длительный период без поездок и размякнув от воспоминаний о европейских путешествиях, в Египте в этом смысле вы должны всячески тренировать бдительность. Наградой могут стать прекрасные дома в формате B&B в этническом стиле и с персональным сервисом.

Терпение

В самостоятельной поездке по Египту необходимо быть готовым ко всеобщему вниманию. Даже в местах, где вроде бы давно должен был выработаться коллективный иммунитет к туристам, за прошедший год по ним изголодались. Отсутствие у пирамид или в Долине царей, или в Абу-Симбеле привычных разноязычных толп приводит к тому, что ваше появление там производит шокирующий эффект. Извозчики, погонщики верблюдов, торговцы сувениркой, самозванные гиды, которые проводят вас до гробницы и потребуют непременный бакшиш, — все это является неотъемлемым элементом пейзажа. Проводники покажут вам ваше место в вагоне и попросят пару фунтов, в туристическом ресторане вам принесут меню на английском или даже на русском, где цены будут в два раза отличаться от аналогичного прейскуранта на арабском. Быть туристом в Египте сейчас сложно, а окружающая назойливость быстро начинает вызывать раздражение.

Компенсация

Но есть у всего происходящего и чудесная положительная сторона. Скорее всего, при условии самостоятельной поездки в местах, о которых вы прежде читали лишь в учебниках истории, у достопримечательностей формата top of the top сейчас вы будете в одиночестве, порой даже полном: одни в гробнице Тутанхамона, одни у маски Тутанхамона в Каирском музее, одни в Абу-Симбеле, одни в храме Хатшепсут, одни в погребальной камере Великой пирамиды. Это несравнимое удовольствие, которое когда-нибудь закончится, и во все эти ключевые точки мировой истории вновь придется выстаивать длинную очередь. Увы, египтяне, наверное, не были бы египтянами, если бы и в данном случае не попытались компенсировать свою недополученную прибыль за ваш счет. Стоимость входа на все важнейшие объекты страны в последнее время серьезно выросла, порой более чем в два раза. Билеты вообще превратились в одну из самых существенных статей расходов в нынешнем Египте.

Цены

Остальные базовые расходы вряд ли вас удивят. В заведениях общепита, предназначенных для местных жителей, за $4—5 вам, скорее всего, принесут несколько тазиков еды, которой хватит надолго. Для уставших от бесхитростного восточного колорита есть и кафе европейского типа, и сетевой фастфуд. Вода в Египте дотируется государством, поэтому стоит сущие копейки, а понадобится ее много. С алкоголем сложнее. На урбанизированном севере, в городах у Красного моря и в туристическом Луксоре приобрести его в специализированных алкошопах или найти в баре труда не составит. На куда более фундаменталистском в смысле отношения к жизни юге страны алкоголь вам, скорее всего, настойчиво предложат с рук подозрительные личности или таксисты, вдохновившись вашим откровенно неегипетским внешним видом. Зато к курению египтяне относятся куда более либерально, и картины, уже давно немыслимые у нас или тем более в Западной Европе, вроде дымящих мужчин прямо в зале ожидания вокзала здесь по-прежнему считаются нормой.

Безопасность

Расслабляться в Египте не стоит ни при каких обстоятельствах. Население обильно сконцентрировано в основном на узкой полосе земли вдоль Нила, толпы многолюдны, а вы в них будете выделяться. Кроме Красного моря, интуристы в количестве, отличном от числа пальцев одной руки, встречались лишь в фиванских храмах и некрополях Луксора да у пирамид Гизы. Население при этом дружелюбно, хотя и порой, как говорилось выше, назойливо, а вашими непременными спутниками станут детишки, которые будут требовать фото с заграничным гостем на свой смартфон. Предельно внимательно стоит вести себя и с потенциальными мошенниками. Будьте готовы к тому, что для некоторых египтян вы очевидная жертва. Это касается любых покупок за наличные (а карты в стране принимают хорошо, особенно в крупных магазинах и отелях), обмена денег и тому подобных операций.

По городам вы будете передвигаться на свой страх и риск, а вот на туробъектах с охраной все серьезно. После теракта 1997 года руководство страны уделяет этому особое внимание. Туристическая полиция даже в отсутствие туристов вездесуща вместе со своими блокпостами, броневиками и пулеметами.

Отдельно стоит отметить «ковид»-безопасность. Чем южнее египетский город, тем шире там распространение диссидентских настроений в отношении к коронавирусу. Если в каирский Carrefour вас без маски просто не пустят, то уже в Луксоре контроль будет не таким всеобщим. Аналогичная ситуация в общественном транспорте и других местах скопления народных масс.

Страна контрастов

Некурортный Египет оставляет парадоксальное впечатление. С одной стороны, из-за накопленного исторического наследия страна однозначно находится в списке обязательных к посещению всеми людьми доброй воли. С другой — постоянное напряжение от изрядного колорита и непохожести быстро изматывает. Забитые мусором подворотни Асуана, пыльные переулки Гизы, пропахшие верблюжьим навозом, уживаются с парадной набережной Александрии, десятикилометровой дугой огибающей средиземноморскую бухту. Вечный удушливый смог Каира с его забитыми автострадами на уровне восьмых этажей домов соседствует с современным метрополитеном, восточные кафе — со Starbucks, а навязчивые таксисты на советском автопроме — с Uber на корейско-японских «гибридах». Увидеть все это своими глазами один раз нужно непременно, но вот возвращение выглядит сомнительным. Это, впрочем, не отменяет того, что у каждого Египет может оказаться свой. Тем более сейчас, когда особого выбора у засидевшегося в стране белоруса и нет.

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Есть о чем рассказать? Пишите в наш Telegram-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. nak@onliner.by