UPD
22 029
15 декабря 2020 в 18:00
Автор: Евгения Штейн. Фото: Александр Ружечка

«Я плохо слышала судью». 87-летнюю пенсионерку, пострадавшую от нацизма, оштрафовали за бчб-флаг на балконе

Автор: Евгения Штейн. Фото: Александр Ружечка

Сегодня в Октябрьском районном суде рассмотрели дело 87-летней пенсионерки по популярной нынче статье 23.34. Бело-красно-белый флаг, который власти часто называют фашистским, женщина вывесила на балконе своей квартиры, и суд признал это несанкционированным пикетом. О нарушительнице многое стало известно накануне слушания. В июле 1941 года она уехала из Витебска на последнем эвакуационном поезде и только благодаря этому не была убита фашистами, в отличие от 16 родственников, которые умерли в гетто. Еще трое родственников Елизаветы Яковлевны умерли на фронте, поэтому с фашизмом у нее свои счеты. В качестве наказания судья Александр Руденко присудил женщине штраф — 15 базовых величин, или 405 рублей. Люди, пришедшие ее поддержать, сразу же собрали эту сумму, а Onliner навестил пенсионерку дома. Она рассказала много интересного.

Только вчера сын освободился после «суток»

По «незаконным массовым мероприятиям» суды сейчас работают как часы: только вчера сын Елизаветы Яковлевны вышел на свободу после «суток», а уже сегодня оштрафовали саму пенсионерку за несанкционированный пикет на балконе. Суд продлился около 10 минут, еще 30 — перерыв перед оглашением решения. Свою вину женщина не признала, хоть и подтвердила, что вешала бчб-флаг у себя на балконе.

Сам флаг семья сняла еще полмесяца назад, когда за протесты около больницы скорой помощи арестовали 49-летнего сына Елизаветы Яковлевны. Ему дали 15 суток по той же статье 23.34 и 23.4 КоАП. Причем это уже второй арест на его счету, первый был в августе.

Первая «административка» за 87 лет

А для самой Елизаветы Яковлевны такое в новинку. Это ее первое административное взыскание и первый суд, на котором довелось присутствовать. Адвоката у пенсионерки не было — она категорически от него отказалась. Но, несмотря на решение суда, сейчас находится в очень позитивном настроении, хоть и не привыкла к такой славе и не понимает, почему из всех людей, осужденных по статье 23.34, знаменитой стала именно она.

Она даже не знала, нужно ли вставать, когда судья задает вопрос, — говорит ее внучка Мария. — Опрашивали ее очень формально: понятна ли суть обвинений, признает ли вину. После оглашения решения суда бабушка спросила: «А последнее слово?» В ответ судья просто убежал, ничего не сказав.

Суд оставил у пенсионерки смазанные впечатления: она плохо слышала судью. Но вдохновила толпа из нескольких десятков человек, которые собрались ее поддержать.

— Я была тренером по стрелковому спорту, часто находилась в тире, поэтому у меня проблемы со слухом. А судья еще в маске... я плохо его слышала, переспрашивала, иногда отвечала невпопад. Зато вы видели, сколько людей собралось меня поддержать? Один мужчина приехал из Витебска! Они сразу собрали мне деньги на штраф. Я его, конечно же, заплачу. Я просто не могу иначе.

Не смогла не платить за коммуналку

— Я очень законопослушный, советский человек, — продолжает мысль Елизавета Яковлевна. — Когда сын сказал, что из протеста не будет платить коммуналку, я была как на иголках. Не находила себе места, меня это очень терзало. Я всю жизнь платила вовремя, никогда у меня не было задолженности — и вдруг такое. Каждый день нам звонили из ЖЭСа! Через месяц, может полтора я не выдержала: «Ну ладно, ты не хочешь кормить силовиков. На них в бюджете всегда найдутся деньги. А учителя? А врачи?»

В августе выходила на площадь с красно-зеленым флажком

На книжной полке в комнате у пенсионерки висят два флажка: один — государственный, с гербом, другой — бело-красно-белый с небольшой зеленой полоской. Елизавета Яковлевна говорит, что такой сувенир она получила от другой пенсионерки на одном из маршей в знак того, что белорусы единый народ. Елизавета Яковлевна эту идею поддерживает, еще в августе выходила на площадь к костелу с красно-зеленым флажком. Говорит, что не все присутствующие правильно ее поняли, а некоторые даже пытались выдворить с площади.

— Там же тоже попадаются разные люди, — понимающе говорит она. 

Оказалась по разные стороны баррикад с подругой, которая тоже пережила войну

Во время фашистской оккупации Елизавете Яковлевне было всего 8 лет. В те времена дети шли в школу с 8-летнего возраста. Она вспоминает, как вместе с другими воспитанниками детского сада под чутким руководством педагога пряталась под кустами, пока мимо пролетали немецкие самолеты, и как говорила маме: «Самолет что-то потерял», когда истребитель сбросил на город бомбу.

— Есть у меня подруга, которая тоже пережила войну, мы вместе в институте учились, а теперь мы с ней оказались по разные стороны баррикад, — сетует женщина. — Соседи тоже разделились: вчера, когда сын вышел из тюрьмы, у нас здесь был праздник, многие пришли его встречать, поздравлять. Люди даже не поместились за столом. И мы взяли большой стол у соседей, которые голосовали за Лукашенко. Они нам его дали, хотя, наверное, догадывались, что мы празднуем. Я за то, чтобы связи не разрушались, чтобы белорусы оставались людьми, несмотря на разные взгляды. 

Муж внучки уволился из милиции

По словам Елизаветы Яковлевны, муж ее внучки ушел из органов в связи с политическими событиями в стране.

— Он в этом году закончил академию МВД и выпустился в такой период. В первый год он должен был быть заместителем участкового, но вместо этого его стали гонять на протесты. Он положил рапорт на стол. Но начальник ему симпатизировал, видимо, и попросил подождать: «Скоро все это закончится». Потом увидел насилие на улице — снова положил рапорт на стол. Начальник снова его отговорил — все-таки распределение. А в третий раз его сослуживец, который работает в этом же отделении милиции, избил его лучшего друга во время протестов. Он не подал ему руки и в тот же день уволился с работы.

Теперь парень должен вернуть деньги за обучение в академии МВД и все стипендии, которые ему выплачивались. Отчасти ему уже помог фонд солидарности, однако годы обучения вылетели в трубу: молодой человек с высшим образованием перебивается неквалифицированными подработками.


Напомним, несколько дней назад милиция официально предупредила, что бчб-флаг на балконе приравнивается к массовому мероприятию.

— Размещение на окнах квартир, остеклении балконов флагов бело-красно-белой расцветки для публичной демонстрации гражданам, в соответствии с существующим законодательством и, в частности, со статьей 10 Закона Республики Беларусь «О массовых мероприятиях», трактуется как проведение массового мероприятия — пикетирование, за что в случае отсутствия соответствующего разрешения Мингорисполкома, в соответствии с ч. 1 ст. 23.34 КоАП Республики Беларусь, предусмотрена административная ответственность. Санкция данной части статьи предусматривает штраф в размере до 30 базовых величин или административный арест, — сказал заместитель начальника Первомайского РУВД Сергей Артеменко.

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Есть о чем рассказать? Пишите в наш Telegram-бот. Это анонимно и быстро