14 августа 2020 в 17:48
Автор: Оксана Красовская, Дмитрий Мелеховец. Фото: Максим Тарналицкий

Солигорские шахтеры шумят. На площади перед «Беларуськалием» начался массовый митинг

Автор: Оксана Красовская, Дмитрий Мелеховец. Фото: Максим Тарналицкий

До сегодняшнего вечера солигорские шахтеры, слава которых идет далеко за пределы страны, не высказывали свою позицию. При этом еще вчера стало известно, что в пятницу вечером сотрудники «Белкалия» и жители города планируют масштабную встречу с руководством одного из важнейших предприятий страны. И вот в 17 часов на площади возле  головного офиса собрались сотни людей. Говорят, что это самое масштабное событие за последние дни.

Видно, что народ накален до предела. Люди требуют честные выборы, расформирование ОМОНа и свободу всем политзаключенным. Речь каждого присутствующего, совпадающая по настроение с большинством, прерывается овациями и одобрительными возгласами. В какой-то момент солигорчане начинают скандировать: «Свободу!».

Требования горожан носят политический и экономический характер: организовать новые, прозрачные выборы с привлечением независимых наблюдателей. Сохранить заработную плату за последнюю неделю людям, которые выходили на протесты и были задержаны. Также оказать им правовую поддержку.

Один из собравшихся обратился к генеральному директору «Белкалия»:

Иван Иванович, у вас дрожит голос. А перед вами стоит ваша совесть. Вы будете дружить с совестью?

Кто-то из собравшихся предлагает с 8 утра понедельника, 17 августа, остановить производство. Народ поддерживает это предложение.

Также народ не забыл обиды прошедших дней и ночей: солигорчане требуют лишить званий омоновцев без права восстановления на службе.

Вы согласны, что было необоснованное насилие со стороны силовых структур? — спросили собравшиеся у гендиректора Ивана Головатого.

— Да, согласен.

Вы согласны с результатами выборов?

— Я не член избирательной комиссии.

После такого ухода от ответа народ начал свистеть.

Руководитель предприятия сказал, что 12 и 13 августа в городе задержанных не было, но это возмутило народ, со всех концов толпы понеслись крики: были. В свою очередь Иван Головатый пообещал, что будут проведены тщательные раследования по каждому задержанию.

Мой муж работал на «Белкалии», его знают и любят многие присутствующие. Он решил пойти наблюдателем на участок, но его и других независимых наблюдателей забрали в милицию. Мужа посадили на десять суток, у нас обещали отобрать детей, — плачет одна из солигорчанок.

Головатый обещает, что всех освободят и никого не уволят.

Что касается остановки производства и забастовки, за которую вы ратуете... Нас толкают на забастовку, но вы забываете, что вы пережили, — пытался увести народ мыслями в прошлое Головатый, но ему не дали закончить речь.

Я уверен, что никто не забыл 13-й год, когда мы работали на 40 процентов. С чего мы поднимали это предприятие? За нами учителя и медицинские работники. Сегодня все предложения, которые озвучивались, — они будут решены в формате диалога, — попытался возобновить «лирическую часть» гендиректор.

Однако на это люди начали скандировать «Бастуем!».

Менее чем через час после начала Иван Головатый предложил закончить встречу, что вызвало у людей бурное возмущение. Руководителя освистали. После этого в президиум, на ступеньки поднялся парень, который снял майку и показал синяки и ссадины на своей спине, оставленные омоновскими дубинками.

После этого народ начал снова скандировать «Забастовка».

В 18:10 Иван Головатый уже в третий раз попытался уйти с «трибуны» и в третий раз его начали провожать криками «Позор». Гендиректор вернулся. Похоже, эта история будет продолжаться еще долго — руководитель явно не хочет уходить под аккомпанемент обидных выкрикиваний.

Часть толпы уже разошлась, однако несколько сотен человек стали ближе к крыльцу и задают вопросы. С учетом событий последних дней вопросов у народа очень много.

После окончания митинга мы поговорили с некоторыми протестующими.

Я в шоке, что вышел «Беларуськалий», — рассуждает Александр, работающий в частной компании. — Шахтеры получают хорошие деньги, у них жены, дети, кредиты. Но люди все равно вышли, потому что они переживают за всех задержанных. Я был уверен, что выскажутся только работники частных контор, но шахтеры...

Иван работает в «Белкалии» и на складывающуюся ситуацию смотрит с осторожностью:

Я считаю, что забастовка — это не лучший вариант. «Беларуськалий» реально кормит страну, и остановка на предприятии сильно ударит по нашей экономике. Хотелось бы, чтобы руководство услышало нас, но, если ничего не произойдет, думаю, народ будет готов бастовать.