Построили дом мечты, а вокруг — разочарование. Минчане о плюсах и минусах переезда за город

23 июля 2020 в 8:00
Автор: Анастасия Данилович. Фото: Влад Борисевич

Построили дом мечты, а вокруг — разочарование. Минчане о плюсах и минусах переезда за город

Автор: Анастасия Данилович. Фото: Влад Борисевич
Напишите отзыв на товар и получите шанс выиграть робот — мойщик окон

«Сейчас многие мечтают о собственном загородном доме. Мы хотим предостеречь тех, кто только собирается переехать, думая, что в наших белорусских селах есть все условия для комфортной жизни», — с таким посылом в редакцию Onliner обратилась Оксана Знак. Она вместе с мужем и двумя детьми месяц назад поселилась в деревне Узляны и сразу столкнулась с проблемами. И не все можно решить. Мы отправились туда, чтобы посмотреть: а что не так-то?

Семейная крепость за $60 000

Узляны находятся в 35 км от Минска. Деревня, в отличие от многих других наших деревень, «не ў заняпадзе». На центральной улице много простеньких, но крепко стоящих на фундаменте жилых домов, по окраинам разбросаны чьи-то дачи, есть даже агроусадьба, в которую с началом эпидемии зачастили гости.

Но сейчас не об этом, а о доме на улице Полевой, куда в середине лета переехало семейство Знак. Найти его не так просто: в мобильных картах нет такого адреса. Проезжавший мимо велосипедист, недовольно оглядев машину, буркнул свое «не знаю». Хорошо, что мы вовремя заметили блестящую на солнце, новенькую крышу — как раз то, что нам нужно.

Необычной формы дом достроен не до конца. В комнатах не хватает мебели, а двор нуждается в благоустройстве: плиточку положить, заборчиком огородить и вот это все. Но хозяев это не смутило. Они бежали сюда от городской жары, на природе ее куда легче пережить.

Оксана и Александр Знак вместе с 15 лет. Сейчас обоим по 32. Мыслят в одном направлении и поддерживают самые смелые идеи друг друга. Как, например, строительство собственного загородного дома, когда в кармане не так уж много денег.

— Мы оба из Минска. Последние годы жили в старой малосемейке, в крошечной квартирке размером 35 квадратных метров. И то она не наша была, а родителей мужа, так что мы и продать ее не могли. Когда я забеременела, мы поняли, что пора что-то менять. В заначке лежало всего $10 000 — на покупку другого жилья точно не хватило бы. Брать кредит и платить каждый месяц довольно большие суммы мы не хотели: муж занимается грузоперевозками, заработок у него нестабильный. Поэтому долевое строительство не рассматривали, а возможностей взять квартиру в рассрочку, как в той же Новой Боровой, тогда не было. Решили купить участок и посмотреть, как пойдет. Деньги есть — строим, нет — копим дальше. Успокаивали себя тем, что сможем продать его на любом этапе,  объяснила логику Оксана.

Долго выбирать место для дома своей мечты (а как иначе-то?) супругам не пришлось: жена все детство провела в Узлянах, на даче у родителей (она и сейчас стоит на окраине деревни, всего в паре сотен шагов). Ребята приобрели 15 соток земли за $3000, остальные $7000 ушли на фундамент, газосиликатные блоки для будущей коробки и гибкую черепицу  привезли ее из Москвы. Еще $100 заплатили за готовый дизайн, благодаря которому в доме появился эркер с видом на ярко-зеленое косматое поле. Здесь за обеденным столом каждый день собирается вся семья, а по вечерам супруги наслаждаются закатом  он хорошо просматривается сквозь окна.

Минчане потратили на строительство 6 лет жизни и $43 000. И это еще не финал...

— Мы ради собственного интереса ведем смету, 2019-й закончился именно на такой сумме. 2020-й мы начали с обоев, плюс нужно еще докупить мебель. В целом выйдет $55—60 тысяч. Но это учитывая, что муж многое делал сам: заливал фундамент, возводил коробку, накрывал ее крышей — и платить за работу не пришлось. Иначе получилось бы в два раза дороже. Вообще, он далек от строительной сферы, раньше ничем таким не занимался. Просто смотрел ночами YouTube, советовался со знающими людьми.

К новой жилплощади у ребят было не так много требований. Всего два  простор и удобства. 120 «квадратов» и отдельная детская комната за пару дней компенсировали годы стесненности в однушке, а вот со вторым пунктом возникли некоторые трудности. Канализация, электричество, газовое отопление все есть, однако без проклятых «но» все равно не обошлось.

Война за комфорт

Во время переезда семья столкнулись с бедой, которой вряд ли удивишь кого-нибудь из деревенских,  плохой дорогой. Асфальт проложили только до перекрестка (все-таки не центральная улица!), а за ним окраина по-прежнему задыхается в песке. По словам Оксаны, нормально никогда и не было, да и нет смысла. Весной и летом трактор, схлестнувшись в неравной борьбе с травой, перепахивает землю, оставляя после себя колеи, которые потом утрамбовывают колеса легковушек. Так на этой проселочной артерии появляются ямы. Добавьте к ним «отличное» расположение в низине и сильные дожди  и получите настоящее болото, в которое на машине страшно заезжать. Вдруг засосет.

Вот так выглядят ямы после дождя

— Оставляла две заявки на «115» — никакой реакции. У них в базе даже нашей улицы нет. Начала сама узнавать, какая служба за это отвечает. Оказалось, «Жилтеплосервис». Позвонила туда, поговорила с начальником, он приехал в начале июля, сфотографировал и пообещал, что, может быть, даже в этом месяце яму засыплют. Вот мы и ждем. Все еще.

Прогноз «может быть, даже в этом месяце» вряд ли звучит оптимистично, но это хоть какая-то победа. С другим разобраться не так легко.

Когда супруги только купили участок, рядом с ним стоял одинокий деревянный столб, наклонившийся под грузом собственных лет. Через какое-то время его заменили, появились новенькие опоры линий электропередачи, на некоторые повесили фонари. Александр уверен, что еще в прошлом году они горели, а в этом почему-то перестали.

— В сельсовете сказали, что, согласно какому-то проекту, должен работать всего один фонарь — на перекрестке, чтобы обозначить съезд на нашу улицу. 

Я спросила: зачем тогда их установили на других столбах, причем с лампочками? В ответ прозвучало: «Может, кто-то самовольно вкрутил».

Надежды, что ситуация изменится, у нас нет: даже если соседи достроятся, фонари, пусть хотя бы один, для нас не включат. И ладно сейчас: лето, темнеет поздно… А что будет зимой? Здесь ночью реально страшно, это не город, где тебе путь освещают окна многоэтажек. У себя во дворе мы что-нибудь поставим, но как быть с улицей? Если в магазин надо будет сходить, к родителям, а если дети будут поздно из школы возвращаться?

В Пережирском сельсовете подтвердили: действительно, для каждой деревни предусмотрен паспорт уличного освещения. В нем указаны точки, где обязательно должны стоять фонари  на въезде и выезде, возле магазина, клуба, школы. Их работа финансируется за счет бюджета.

— Фонари нужны, чтобы обеспечить безопасность движения автомобилей, а не для освещения чьих-то дворов. Освещать должны сами жильцы. Государство не может за свои деньги устанавливать их на каждом участке, — прокомментировала ситуацию управляющая делами Пережирского сельского исполкома Марина Кашерская.

— Но зачем тогда повесили фонари там, где они гореть не должны?

— Вы знаете, люди любой столб называют фонарем, не все ведь имеют техническое образование. Они спрашивают: «Ну почему фонарь не горит?» А его там попросту нет!

Но бог с ними, с этими фонарями. Про них Оксана уже в Администрацию президента написала. Есть и другие проблемы.

— Заплатили $600 за то, чтобы нам провели электричество. Но из-за того, что на подстанции какие-то неполадки, напряжение в сети слабое: когда на выходные приезжают дачники, в районе 202—205 В. А вся бытовая техника работает на 220 В, — покачал головой Александр.

— Включаю стиральную машину, она пишет, что ей не хватает мощности. Барабан полный оборот сделать не может. Поэтому стараюсь постирать все до вечера пятницы, муж тоже только по будням косит, — жалуется Оксана.

Семейной паре посоветовали перейти на трехфазную систему электроснабжения. Вроде бы напряжение должно вырасти до 380 В. Правда, новое оборудование стоит еще $700.

К незапланированным тратам добавился и интернет. В дом нельзя провести телефонную линию, а значит, и проводной интернет. Хотя на даче у родителей Оксаны все это есть, а она, напомним, совсем близко.

— В 600 метрах от нас есть станция, от которой можно протянуть до нас кабель, но «Белтелекому» это не выгодно. Даже если у нас наберется абонентов десять, все равно не окупится. Поэтому будем покупать антенну, которая усиливает сигнал от мобильного интернета. 

Наверное, вы уже устали читать об одном негативе? Вот вам напоследок: вода тоже не очень.

— Пробурили скважину, сдали воду на экспертизу: превышена норма железа. А это и для здоровья вредно, и сантехника желтеть начинает, и привкус «колонки» не очень приятный. Решили установить специальный фильтр, надеемся, поможет. А иначе придется покупать станцию обезжелезивания за $1000…

У вас еще не появилось ощущение, что комфортная жизнь за городом доступна только сильно обеспеченным людям, для которых количество нулей ничего не значит? Тысячей меньше, тысячей больше, подумаешь… Вот и у нас появилось. Наши герои, напротив, довольно оптимистичны, улыбаются: считают, желание притянет деньги. На строительство целого дома нашлись же!

— Но обо всех проблемах хотелось бы знать заранее. Поэтому наш совет тем, кто только собирается купить себе участок: сначала поговорите с соседями, которые живут там постоянно, выясните, какие есть трудности.

Клуб и школу закрыли, зато есть два магазина и озеро

Осколок инфраструктуры, оставшийся в деревне, — это магазин. А точнее, два магазина. Один до боли знакомый и родной — сельский. Другой — от частников, с названием «Арбуз». Конкурировать с мюсли и лаймами государственным «Продуктам питания» сложно, но они все еще пытаются… Хотя бы своей ярко-желтой наружностью, которая, безусловно, цепляет взгляд. Кстати, именно здесь мы заметили несколько человек в медицинских масках и даже противогазе. Удивились. В Минске такое уже редко встретишь.

— Мы пользуемся «Е-доставкой», это очень удобно. Большой плюс, что курьеры доезжают и до нашей деревни. И не надо затариваться в Минске на неделю вперед, — возвращает наши мысли в правильное русло Оксана.

Что до школы, то из-за недостатка детского населения (наверное, именно так чиновники в своих документах и пишут) ее закрыли. Так и стоит посреди деревни  заброшенная, никому не нужная.

— При переезде я больше всего переживала за то, где будут учиться мои сыновья. Каждое утро возить их в Минск не хотелось. Есть школы в соседних деревнях, в 5—7 км отсюда. До одной из них, в Озеричине, ходит специальный автобус, забирает прямо из дома, как в американских школах. Учителя, по слухам, неплохие, не такие замученные, как в городе. В классах в среднем по 10 человек, к каждому стараются найти индивидуальный подход. Конечно, я долго сомневалась: ну какое хорошее образование может быть в сельской школе? Но все-таки решила довериться мнению приятельницы — мы познакомились в тренажерном зале в Минске, оказалось, она живет в поселке неподалеку. Водила своих детей в тот же сад, что и я сейчас, а потом перевела в сельский. И ни капли не пожалела.

Кружки стоят копейки, всего 20 рублей, логопед бесплатный — в городе о таком можно только мечтать.

Приятельница сумела развеять еще один страх Оксаны: в округе много «понаехавших», таких же молодых, с детьми. Так что при желании есть с кем время провести. Потому что с развлечениями в Узлянах, очевидно, не очень. Был когда-то клуб, но и его закрыли. Так что никаких больше вечеринок. Зато с отдыхом на природе все в порядке. Хочешь на озеро? Не проблема, оно в конце деревни. На речку? В паре километров протекает Птичь. В лес? Он повсюду.

Ну а если все-таки захочется привычного городского движа, то недалеко от супермаркетов местного разлива останавливается маршрутка, которая идет к станции метро «Пушкинская». В 5 км отсюда можно сесть на электричку до вокзала. Ну а если есть своя машина, как у наших героев, дорога займет всего каких-то 30—35 минут. А там, в муравейнике, развлечения любого вида сами поманят: все эти кафешки, аквапарки, музеи и даже поликлиники (согласитесь, тоже развлечение, просто на любителя).

Возвращаться в Минск не хочется

— В октябре подходит к концу мой декретный отпуск, но что делать дальше, пока не знаю. По образованию я экономист, до беременности специализировалась на работе с клиентами в «Белтелекоме». Но в Минск каждый день ездить напряжно. А в окрестностях с рабочими местами не густо, хотя тот же Руденск считается городом-спутником, и хоть какие-то возможности, по идее, должны быть…

Да, то ли дело Дружный, где не первый год возводят крупный агропромышленный комплекс. Но вряд ли он будет готов в ближайшее время. Поэтому Оксана и Александр всерьез подумывают открыть что-то свое.


— Территория у нас большая, позволяет разместить небольшое производство, станок какой-нибудь поставить, что-то на нем мастерить и продавать. А можно заняться фермерством: напротив нашего дома государство бесплатно отдает участки для выращивания зерновых, овощей, фруктов. Но я не любитель такого. Зато муж умеет обращаться с натуральным деревом. Уличный туалет на время стройки, летняя кухня — это его рук дело.

Планов у семьи хватает. Особенно на лужайку за домом. И террасу с шезлонгами хочется, и детский городок в березах, и баньку свою (куда ж без нее?), ну и, может, когда-нибудь нескоро, в том возрасте, когда людей, как говорится, начинает тянуть к земле, маленький парничок... А, стоп, еще плиткой двор уложить, забор поставить. А вот чего не хочется точно, так это возвращения в Минск. Если вспомнить, с чего начиналась история, это звучит даже немного странно.

 Мы здесь всего пару недель, а уже чувствуем себя как дома. Здесь дышится легче, после наших 35 квадратов такой простор, а тишина даже режет слух!


Теперь от поездок в город ощущается усталость, а от шума машин кружится голова. Хочется поскорее сделать все свои дела и вернуться обратно. Хотя мы всю жизнь в Минске прожили и ко всему привыкли, 
— подметила Оксана. — Конечно, летом в деревне кайфово, но как будет дальше, пока непонятно. Думаю, время покажет. Нужен год, чтобы разобраться. Мне лично кажется, что сложнее всего будет осенью. Зимой Новый год, праздничная атмосфера, а там и до весны недалеко.

Кажется, у нас появился повод приехать сюда еще раз. И надеемся, не к новым хозяевам, ведь, как мы помним, продать дом — это не построить. Можно при любых обстоятельствах.

детский, надувной, круглая форма, 886 л
семейный, каркасный, овальная форма, 7250 л, фильтр-насос в комплекте
Нет в наличии
детский, каркасный, круглая форма, 1706 л

Хроника коронавируса в Беларуси и мире. Все главные новости и статьи здесь

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!

Самые оперативные новости о пандемии и не только в новом сообществе Onliner в Viber. Подключайтесь

Перепечатка текста и фотографий Onliner запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by