«Был такой вежливый, а потом взял предоплату и пропал». В редакцию обратились 14 человек, познакомившихся с минским мебельщиком

 
491
01 июня 2020 в 17:00
Автор: Оксана Красовская

Грань между порядочным, но неудачливым предпринимательством и мошенничеством очень тонкая. Если ты набрал предоплат, а заказы не выполнил (но обещаешь, что обязательно это сделаешь), то для правоохранительных органов ты чист и честен. Для  клиентов же, оставшихся ни с чем, — обманщик, аферист и преступник. Очередное «мебельное дело» разворачивается прямо сейчас в Минске. В редакцию Onliner обратились сразу четырнадцать человек — все клиенты компании «АрфиГрупп» под предводительством директора Александра Фильчакова. Все заказывали мебель, заключали договоры, вносили деньги, а в итоге получили в лучшем случае пару дощечек.

В подобных историях (а мебельные конфликты не раз освещались на Onliner) с самого начала ничто не предвещает беды: контора работает официально, подписываются документы, рисуются грамотные эскизы и щедро раздаются советы — «тут лучше сделать так, а вот так все же не стоит». Поэтому у заказчиков, искренне радующихся, что нашли «своего» исполнителя, не возникает сомнений и тревог, когда приходит время вносить предоплату. (А кто из предпринимателей, изготавливающих мебель по индивидуальному заказу, работает без предоплаты?).

Очень вежливый и профессиональный

Пути Даниила и «АрфиГрупп» пересеклись в конце прошлого года. Молодой человек бороздил интернет в поисках исполнителя, который возьмется изготовить кухню.

— Наткнулся на эту контору, решил позвонить, — вспоминает путь к лишению денег минчанин. — Директор оказался очень приятным в общении человеком и не особо навязчивым. Решил, что с таким специалистом я и хочу работать.

13 ноября приехал в офис, расположенный в Папернянском сельсовете, заключил договор. Предполагалось, что через 45 рабочих дней у меня будет стоять новая кухня с бытовой техникой. Довольный внес предоплату в размере 4054 рубля и принялся ждать. Как понимаете, до сих пор — а уже май заканчивается — я ничего не дождался, ни одной дощечки, хотя Фильчаков клялся, что мебель будет на своем месте не позднее 23 января 2020-го.

Даниил рассказывает, что звонить и узнавать, как дела, начал еще до истечения срока, указанного в договоре: было интересно выяснить, на каком все этапе. Но очень скоро директор пропал с радаров: трубку никто не брал.

—Тогда я начал звонить с чужих номеров, он откликался, но как только понимал, кто я такой, старался поскорее закончить диалог. При этом всегда был вежливый и всегда обещал, что скоро мебель будет доставлена. Уже четыре месяца, как у меня нет с ним вообще никакой связи, я уже молчу о том, что сам он никогда не звонил. Я обратился в милицию, там меня внимательно выслушали, приняли заявление и перенаправили документы в Московское РУВД. Теперь они вроде бы в Следственном комитете.

Я также попытался расторгнуть договор с «АрфиГрупп», для чего отправил претензии на два адреса компании. Ответом мне было молчание. Дальше состоялся суд, который я, естественно, выиграл. Только что с того толку. Нас, выигравших дела, много, а по факту — ни денег, ни мебели.

Пострадавших от бездействия «АрфиГрупп» действительно немало. Жители Минска и Минского района объединились в группу в мессенджере для выработки общей стратегии действий. Говорят, их уже пятьдесят человек. Параллельно «старожилы» наблюдают, как новички пополняют их ряды: самый свежий договор датирован мартом этого года.

— С «АрфиГрупп» я познакомился через «Услуги» Onliner, когда искал специалиста, который сделает мне кухню. Фильчаков отозвался одним из первых — предложил хорошую цену, 2860 рублей, — описывает свой путь Сергей. — На замеры и заключение договора он приехал на следующий же день. В процессе общения показался очень адекватным: все досконально измерял, предлагал свои варианты. На месте нарисовал проект на бумаге и пообещал, что завтра скинет в Viber 3D-модель для согласования.

Прозорливый мастер с ходу взял предоплату с Сергея — 60% от озвученной стоимости. И после этого пропал.

— На завтра ни проекта кухни, ни расположения розеток не было. Не появились они и потом. Сам Фильчаков на звонки отвечал через раз, говорил, что болеет, но обязательно все вышлет. А всего через неделю вообще перестал брать трубку. Мы забеспокоились, и не зря. Начали «гуглить», и выяснилось, что мы далеко не одни такие.

Впрочем, не бросали попыток связаться с ним, и вот в один из дней Александр поднял трубку, а потом даже прислал обещанный эскиз и разводку электрики. А после этого опять затаился. Наш договор только закончился, а ситуация как у всех — ни кухни, ни денег нет. На звонки и письма Александр не отвечает. Для нашей семьи, воспитывающей ребенка-инвалида, это немалые деньги. И вот так потерять их…

«Встряла» с этим же исполнителем и Ирина: «Меня, как и других, угораздило заказать у него кухню. Договор был заключен 24 января, внесли с мужем предоплату (мебельщик объяснил, что это на материалы) $1720 долларов по курсу. Деньги были переданы в руки Фильчакову, тот в свою очередь выписал квитанцию. Кухня должна была быть готова 25—26 марта. Но на сегодняшний день у меня нет вообще ничего».

Хорошо ли заработал?

Если сложить суммы предоплат обратившихся в Onliner клиентов компании, то получается внушительная цифра — почти 40 000 рублей. Оно и неудивительно: брался мастер за изготовление кухонь, прихожих, шкафов, был готов на все. Некоторые заказчики настолько верили молодому и честному, что отдавали сразу 100% стоимости изделий. Да и как тут сомневаться, если человек уверяет, что у него собственное производство, и даже проводит экскурсию по цеху (как позже выяснится, далеко не своему). А другие отмечают, что до последнего не обращались в милицию, так как «верили, что у этого парня действительно что-то случилось и только из-за этого он не может вовремя выполнить обязательства».

— Мне кажется, он изначально и не собирался делать всю эту мебель, — предполагает Анатолий, передавший мебельщику 6000 рублей. — Если знать наши законы или иметь хорошего адвоката, который подскажет, как надо отвечать людям и милиции, можно годами собирать деньги и жить на широкую ногу за чужой счет. Доказать факт мошенничества крайне трудно, что нам и сказали в милиции, куда обращались если не все, то очень многие.

Именно поэтому мебельщики и развивают такую бурную деятельность — обхаживают, убеждают, заключают договоры, берут аванс, а потом делают минимум (если делают), чтобы их никто не мог притянуть к уголовной ответственности. И толку от выигранных судов: взять с него нечего. А потом еще и банкротом себя объявит.

На сайте kartoteka.by по компании «АрфиГрупп» представлены обширные и очень невеселые данные. Есть в том числе долги перед «МТБанком» — три штуки. Принудительных производств тоже хватает — целых десять, тут тебе и выплата зарплаты, и «иные гражданские», и даже моральный вред. Всего — на сумму более 32 000 рублей.

Еще больше, чем «недоделки» со стороны исполнителя, минчан расстраивала реакция милиции: людям один за одним приходили отказы в возбуждении уголовного дела.

Но может, ситуация все-таки изменится, так как последнее письмо, полученное Анатолием, звучит уже так: «В действиях Фильчакова А. К. усматриваются признаки состава преступления, предусмотренного ст. 209 УК РБ (мошенничество). В настоящее время проводится проверка».

А что на той стороне?

Вторая сторона этого конфликта — Александр Фильчаков — так объясняет ситуацию.

— На предприятии сложились форс-мажорные обстоятельства. Все началось с того, что подвели некоторые сборщики мебели. Это был ноябрь-декабрь: кто-то ушел в загул, начались невыходы на работу. Это реально сильно парализовало предприятие, мы начали не укладываться в сроки. Как мы ни старались спасти ситуацию, этого не получилось. Мы приостановили деятельность по приемке заказов (в Onliner обратились люди, у которых договоры были заключены в период с сентября 2019-го по март 2020-го. — Прим. автора). Негатив со стороны заказчиков был оправдан.

Да, у клиентов была паника, они обращались в правоохранительные органы. Мы в свою очередь давали пояснения, предоставляли документы о том, что денежные средства не расходовались вне рамок деятельности предприятия. Сейчас для правоохранительных органов готовится второй пакет документов, который мы отдадим в ближайшее время.

Сейчас с людьми ведется конструктивная работа: наверное, где-то около половины клиентов уже поняли, что не хотят взимать с нас штрафные санкции, пеню и так далее. Заказчики ждут установку изделий: у кого-то распил уже готов, у кого-то даже привезен в квартиру. Мы начинаем доделывать старые заказы и будем возвращать деньги тем, кто этого не захочет. На сегодня восьми заказчикам отправлены уведомительные письма о том, чтобы они приняли решение, как мы действуем дальше. Конечно, сразу всем и одним махом вернуть средства не получится, но в ближайшее время мы все-таки выйдем из этой ситуации, и негатив планомерно иссякнет.

— По данным сайта kartoteka.by у вас исполнительных производств на 32 000 рублей...

— Я все исполнительные производства не помню, но основная сумма — это не сумма основного долга, а сумма пени, процентов. Могу сказать, что даже после судов есть люди, которые позвонили, которые вошли в ситуацию и поняли, что мы деньги не тратили по злому умыслу. Они предложили решать вопрос конструктивно: определим время, когда я верну деньги.

— А вам есть из чего возвращать?

— Да, сейчас идет работа, аккумулируются денежные средства. Не будут производиться выплаты по 100—200 рублей. До 15 числа двум заказчикам будут возвращены все внесенные средства.

— Согласно вашему плану, к какому числу вы сможете рассчитаться с клиентами, которые хотят вернуть деньги?

— Я вам скажу честно: есть некая группа людей (я даже знаю, кто именно к вам обратился), но я не знаю, для чего им это нужно. Потому как на сегодняшний день люди звонят и говорят: «Александр, мы все поняли, вошли в положение, давайте решим вопрос красиво». Но все просят не раскрывать информацию, кто именно звонит. Я думаю, когда пойдет возврат денежных средств, эта ситуация сама по себе начнет утихать. Чем быстрее они будут возвращаться, тем быстрее негатив будет уходить.

Мы будем возобновлять работу — ориентировочно в конце июня — начале июля. С физическими лицами мы начнем работу исключительно без предоплаты. Лучше делать меньше, но без предоплаты. Потому как даже если в сроки ты не уложился (нет какого-то вида пластика или декора на складе), то люди будут относиться лояльнее, поскольку не внесли свои деньги.

Покупайте с оплатой онлайн по карте Visa и выигрывайте iPhone каждую неделю

полный No Frost, электронное управление, класс A++, полезный объём: 267 л (195 + 72 л), 54x55x177.5 см
полный No Frost, электронное управление, класс A++, полезный объём: 366 л (279 + 87 л), инверторный компрессор, зона свежести, 60x66x203 см, белый
без No Frost, электронное управление, класс A+, полезный объём: 364 л (205 + 159 л), 59.5x62.9x206.8 см, нержавеющая сталь

Хроника коронавируса в Беларуси и мире. Все главные новости и статьи здесь

Самые оперативные новости о пандемии и не только в новом сообществе Onliner в Viber. Подключайтесь

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!

Автор: Оксана Красовская