Стоит побывать. Как в Москве тратят миллиарды долларов на главный объект всей страны

925
22 марта 2020 в 8:00
Источник: Валерий Волотович. Фото: Максим Малиновский, pinterest.com

Стоит побывать. Как в Москве тратят миллиарды долларов на главный объект всей страны

Красная площадь с Мавзолеем и ГУМом? Кремль? Третьяковка или Пушкинский музей? Совсем скоро эти всем известные достопримечательности Москвы обойдет новый флагман, в который уже сейчас российская столица и частные инвесторы вкладывают сумасшедшие деньги. Кластер музеев и креативных пространств, ресторанов и аттракционов, ремесленных лавок, театров и выставочных павильонов должен был обойтись в 100 с лишним миллиардов рублей, но, учитывая нынешнюю ситуацию в России, будет стоить еще дороже. Однако это не ярмарка тщеславия, а огромный комплекс, где десятки миллионов людей в год с удовольствием будут проводить многие часы напролет. В один из редких снежных дней этого сезона Onliner побывал на московской ВДНХ, Выставке достижений народного хозяйства.

Страсти по EXPO

Человечество обнаружило в себе увлечение устройством огромных выставок только в середине XIX века, когда промышленная революция достигла своей триумфальной вершины. Оказалось, что это очень приятно, а местами и полезно — демонстрировать друг другу свои индустриальные достижения. В конце концов принцип «себя показать, на других посмотреть» стал неотъемлемой составляющей цивилизационного развития. Все началось в 1851 году со Всемирной выставки в лондонском Гайд-парке с ее «Хрустальным дворцом» в качестве якорного объекта и продолжается с той или иной степенью регулярности до сих пор. В октябре 2020 года очередная всемирная EXPO-2020 откроется в Дубае. Должна открыться, если позволит эпидситуация.

В промежутках между EXPO-1851 и EXPO-2020 в историю движения было вписано немало славных страниц. К выставке 1889 года Париж получил свою знаменитую Эйфелеву башню, в 1937-м в том же Париже мерились друг напротив друга тоталитарностью своих павильонов сталинский СССР и гитлеровская Германия, а в 1950—70-е годы всемирные «Экспо» были наполнены пафосом освоения космоса, преобразования природы и в принципе неминуемого светлого будущего. Сейчас же эти выставки превратились в имиджевые проекты, где десятки стран мира хвастаются изощренностью архитектуры своих павильонов и прогрессивностью их начинки. Почитайте хотя бы наши репортажи с прошлого EXPO-2015 в Милане.

СССР не исключение

Первое в мире государство рабочих и крестьян с удовольствием начало участвовать во всех этих мировых мероприятиях, как только более-менее стало на ноги. Многие советские павильоны были по-настоящему выдающимися архитектурными сооружениями, начиная с Парижа-1937, где достижения Страны Советов показывали в спроектированном Борисом Иофаном здании, которое было украшено знаменитой скульптурой Веры Мухиной «Рабочий и колхозница». Этот объект в принципе стал одним из самых известных советских символов в мире.

Но примерно в те же годы, когда Иофан готовил проектные чертежи, а Мухина лепила уменьшенные копии своей парочки строителей коммунизма, в Москве началась подготовка к строительству своей «Экспо», рассчитанной в первую очередь на внутреннего потребителя.

В 1934 году в чью-то голову пришла богатая идея: а что, если к 20-летию Октябрьской революции устроить фундаментальную сельскохозяйственную выставку, посвященную грандиозным успехам (по мнению руководства СССР) коллективизации? На мероприятии в отдельных павильонах должны были демонстрироваться достижения отдельных союзных республик и в принципе колхозно-совхозного строительства (например, его электрификации, механизации или химизации).

Всесоюзная сельскохозяйственная выставка (ВСХВ) должна была заработать летом 1937 года, но, естественно, не заработала, ведь это было лето ТРИДЦАТЬ СЕДЬМОГО. Значительная часть ее организаторов была расстреляна, потом под репрессии попали и их сменщики. В общем и целом из-за всех этих событий мероприятие открылось с двухлетним опозданием, лишь в 1939 году. По объективным причинам работало оно всего два летних сезона, но даже по ним стала понятна востребованность такого формата. Советским гражданам бывать на выставках очень нравилось.

Большинство павильонов ВСХВ были деревянными и не пережили военные годы, но часть из них все же уцелела. И вот в конце 1940-х на их основе главную выставку страны было решено отстроить заново, причем уже как парадную витрину Советского Союза. На главной аллее ВСХВ и в ее ближайших окрестностях выросли великолепные дворцы в стиле сталинского ампира с богатейшим декором, зачастую этническим, статуями, позолотой, мозаичными панно и лепниной — все должно было продемонстрировать, как сытно и сладко живется при социализме.

Превращение в ВДНХ

В 1958 году уже новое руководство страны решило, что СССР может гордиться не только своим сельским хозяйством, но и всеми другими отраслями экономики, например промышленностью, транспортом, строительством, наукой. ВСХВ переименовали в ВДНХ, Выставку достижений народного хозяйства, и принялись ее перестраивать. Пышные сталинские павильоны были признаны ретроградными, не соответствующими духу космической эры, после чего некоторые из них одели в модернистские фальшфасады, спрятав все эти нехорошие излишества подальше от глаза людских. Впрочем, крупнейшие образцы «сна пьяного кондитера» (по легендарному выражению Федерико Феллини, увидевшего сталинскую ВСХВ) все же остались стоять в первозданном виде, их лишь разбавили современными павильонами из стекла и стали. Все выставочные здания были переведены на отраслевой принцип. Теперь в павильоне какой-нибудь Эстонской ССР демонстрировались достижения биологии, а в пышном торте с восточными мотивами, где показывали успехи чабанов Казахской ССР, уютно разместились советские металлурги.

Упадок

В 1990-е годы на московскую ВДНХ пришли 1990-е. Сейчас по ним принято некоторым образом ностальгировать, но московскому ВДНХ как выдающемуся архитектурному комплексу, формировавшемуся несколько десятилетий, смена эпох не принесла ничего хорошего. Главным достижением народного хозяйства стала торговля всякой всячиной (от семян до мехов), советские кафешки сменили подозрительные кавказские шалманы, появились недорогие аттракционы китайского производства. За состоянием зданий фактически перестали следить, они обросли вывесками, рекламой, пристройками и за четверть века пришли в ужасное состояние.

По сути ВДНХ в Москве превратилась в одну большую злачную барахолку вроде минского стадиона «Динамо» того же периода.

Главный объект страны

В 2010 году новым мэром города стал Сергей Собянин, и при нем, как известно, Москва стала стремительно хорошеть. В 2014-м руки пришедшей к управлению российской столицей команды дотянулись и до черной дыры, которую в то время представляла собой ВДНХ. Для начала комплекс вернули в собственность города, затем поменяли его руководство и разработали концепцию развития, которую можно охарактеризовать сакраментальной фразой «Назад в будущее». В течение десятилетия в ВДНХ решили вложить 108 миллиардов рублей — сумму, приближавшуюся к $2 миллиардам по актуальному на то время курсу. Чуть больше половины из этих денег готов был предоставить город, остальное вкладывали частные инвесторы.

Первые 2—3 года ушли на решение вопросов собственности, было проведено первоочередное благоустройство, противоаварийные работы на большинстве павильонов. Территорию комплекса расчистили от самостроев, была ликвидирована бóльшая часть торговых точек, удалены стоянки, фасады важнейших зданий получили косметический ремонт.

С 2016—2017-х годов началась дорогостоящая, но при этом в большинстве случаев тщательная научная реставрация и реконструкция самых ценных павильонов ВДНХ, относящихся к 1930—50-м годам. Перестроенным в 1960-е в модернистском духе зданиям возвращали первоначальный вид, восстанавливался прежний декор построек, ремонтировались знаменитые фонтаны выставки. Проводились и серьезные ландшафтные работы по возвращению территории комплекса в прежний вид, который она имела в период своего расцвета.

С каждым год ВДНХ восстанавливала свое оригинальное лицо, но при этом получала и современное наполнение, начиная с общепита и заканчивая «начинкой» павильонов.

В светлое будущее

Весь огромный комплекс ВДНХ (а это 540 га ценнейшей городской территории) был разделен на семь тематических зон. Крупнейшей из них стала парковая (169 га), над концепцией которой работал выдающийся французский ландшафтный архитектор Мишель Пена. Согласно ей часть парка будет отдана под пять природных зон, каждая из которых будет сменять друг друга, символизируя переход от дикой природы к рукотворной. Кроме этого в парковой зоне будут созданы многочисленные современные рекреационные пространства.

Главную роль в комплексе будет играть Центральная аллея с зоной «Музейный город». На этой парадной магистрали ВДНХ в отреставрированных павильонах разместятся 11 музеев разной направленности (искусство, технологии, история), некоторые уже работают. В апреле 2018 года в огромном павильоне «Космос» открылся центр «Космонавтика и авиация», один из самых современных по начинке музеев России. По соседству работают филиал Политехнического музея, исторический парк «Россия — моя история», музей славянской письменности в бывшем павильоне Украинской ССР, филиал музеев Востока и современного искусства «Гараж», а в ближайшем будущем планируется открытие музейно-выставочного комплекса гаража особого назначения ФСО России.

Вторую большую группу павильонов заняли торгово-выставочные комплексы различных стран-соседей России. Свои здания получили Азербайджан, Кыргызстан, Казахстан и, естественно, Беларусь. Наш павильон внешне уже также отреставрирован с восстановлением оригинального облика, а внутри же все пока по-прежнему консервативно. Можно приобрести продукцию «Милавицы» или куклу из соломы — вещь, безусловно, нужную в каждой семье.

За будущее на ВДНХ отвечают и новостройки. В центральной зоне парка построен крупнейший в Европе океанариум, а в восточной создана образовательная зона «Парк знаний», в многочисленных современных павильонах которой дети, подростки и прочая молодежь могут получить первичные знания о четырех десятках актуальных в XXI веке профессий, заняться профессиональной ориентацией и даже устроиться на работу.

Частично уже работает и зона «Парк ремесел», занявшая бывший сельскохозяйственный участок выставки. Помимо традиционных занятий здесь вам предложат приобрести также продукцию ручной работы: от сыров и шоколада до сумок и посуды.

Еще две зоны пока в процессе создания. Они расположатся при входе в комплекс: с одной стороны будет создан крупный парк крытых аттракционов «Город будущего» с высочайшим в Европе (140 метров) колесом обозрения, другую сторону займет современный выставочный комплекс с конгресс- и концертным залом. Все же оригинальное назначение ВДНХ как выставки не забыто, и экспо-зона продолжит свою работу.

Уже сейчас ВДНХ ежегодно посещают 30 миллионов человек. Здесь интересно, актуально и познавательно, можно с удовольствием и при этом со смыслом провести целый день. Ассортимент занятий просто безграничный: от катков (в зимнее время) и фуд-кортов до музеев кино, нефти, кукол и центра робототехники. Дальше, по мере открытия новых объектов, привлекательность комплекса будет только повышаться. В конечном счете город планирует довести количество посетителей до 40—45 миллионов человек в год и значительно повысить среднюю выручку с каждого. Бывшая Выставка достижений народного хозяйства, пройдя через расцвет в духе соцреализма, а затем жесточайший упадок в период первоначального накопления капитала, по разнообразию доставляемых впечатлений, накалу эмоций, спектру знаний и развлечений уже в ближайшие годы должна стать по-настоящему главным объектом всей страны.

Ну а для нас это неплохой опыт создания современных общественных пространств, соответствующих духу времени и при этом аккуратно отдающих должное истории. Конечно, ничего похожего на ансамбль ВДНХ у нас нет, но принципы работы там используются универсальные, и их никто и ничто не мешает использовать, лишь масштабируя соответствующим образом.

Читайте также:

Хроника коронавируса в Беларуси и мире. Все главные новости и статьи здесь

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!

Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. nak@onliner.by

Источник: Валерий Волотович. Фото: Максим Малиновский, pinterest.com