Вернемся к одной из самых нашумевших историй 2019 года, которая показала нам, что новостройки порой оказываются совсем не тем, что обещают менеджеры, когда подписываешь договор и слушаешь их «лапшу». Жительница Борисова Татьяна вместе с мужем и ребенком решили переехать в Минск и замахнулись не просто на квартиру, а на пентхаус. Трехметровые потолки, французский балкон, минимум соседей на площадке — это то, что обещали дольщице ЖК Vogue. «Замурованная» комната, потолки 2,70, «общежитие» на площадке и отсутствие даже намека на французский балкон — то, что она получила. Впрочем, Татьяна решила не сдаваться и не брать, что дают, а отправилась искать правду в суд.
Рассмотрение дела закончилось победой, но какой — семье присудили всего 5415 рублей компенсации по всем фронтам, которые, естественно, не удовлетворили дольщиков (за квартиру-«полуфабрикат» они заплатили $114 000 по курсу). Да, эти деньги могли бы порадовать кого-то, у кого недоделки заключались бы лишь в царапинах на окнах и другой мелочи. Но как быть, если твоя квартира «ниже», чем обещано, и не имеет одного окна? Или дольщикам все показалось?
Дело продолжилось и новый суд назначил еще одну экспертизу, доверив ее проведение Государственному комитету судебных экспертиз. На разрешении стояли все те же два вопроса: соответствуют ли выполненные в квартире работы требованиям ТНПА, проектной документации и условиям договора долевого строительства? А также если в выполненных работах имеются производственные недостатки (дефекты), то являются ли они устранимыми и какова стоимость их устранения?
И вот результаты экспертизы. Но прежде стоит оговориться, что застройщик предоставил не всю запрошенную документацию. А именно эксперты не досчитались (даже после повторного запроса) сертификатов качества на применявшиеся строительные материалы и изделия; актов освидетельствования скрытых работ, составленных при возведении объекта; журнала производства работ; журнала входного контроля качества.
Но вернемся к, пожалуй, главному вопросу: какова же должна быть высота помещения и что делать с пропавшим французским балконом? Эксперты пишут: «В представленном на исследование заключении государственной экспертизы от 15 октября 2015 года изложено следующее: высота жилых квартир — 3 метра; высота встроенных помещений цокольного этажа — 3,45 метра. В каждой квартире имеется остекленный балкон (лоджия). В квартирах, расположенных на верхних этажах жилого дома, дополнительно при жилой комнате имеется французский балкон».
Напомним, что муж Татьяны заключил договор с Dana Holdings 1 ноября 2017 года, когда условия строительства были ровно такими, как описано выше. Собственно, поэтому менеджер и обещала паре «эксклюзивный эксклюзив». Но, как отмечают эксперты, в заключении государственной экспертизы от 5 октября 2018 года уже говорится совсем другое: в проект были внесены изменения, «благодаря которым» количество квартир выросло с 567 до 576 (были «раздроблены» большие пентхаусы), застройщик взял на себя обязательства залить стяжку, возвести стены санузлов на высоту четырех кирпичей и промазать их гидроизоляцией, а в 25-этажке стало всего три лифта.
Что касается высоты потолка в квартире, эксперты деликатно отмечают, что в документах есть разночтения.
Ну и по поводу многострадального французского балкона: «В экспертном заключении РУП „Главстройэкспертиза“ указывается на наличие на верхних этажах жилого дома дополнительно при жилой комнате французского балкона. При проведении исследований представленной проектной документации и осмотре объекта французского балкона при жилой комнате выявлено не было».
Также эксперты указывают на различные строительные недостатки, как то: «убитая» рама, неправильно нарезанная стяжка, некачественно выполненная гидроизоляция» и т. п.
Прояснился и вопрос с «воздушными метрами» — после того, как дом был достроен, Татьяне с мужем предложили доплатить $6495 по курсу — за образовавшиеся вдруг лишние пять «квадратов» с небольшим. Семья начала думать, откуда могли взяться такие немалые площади, и пришла к выводу, что сначала застройщик рисует на плане перегородки и продает квартиру «чистой» площади. А потом не возводит эти перегородки и сдирает тысячи уже за образовавшееся пустое пространство, которое потом дольщик закроет стенами.
— Я рада, что была проведена эта экспертиза и что она в очередной раз подтвердила нашу правоту. Дом (и моя квартира в частности) должен был быть другим, но проект тихо поменяли за нашими спинами, при этом, на мой взгляд, высота помещений и наличие французского балкона — это существенные условия, которые не должны подлежать корректировке без согласия дольщика. 17 февраля будет новое заседание суда, посмотрим, чем оно закончится, — говорит Татьяна.
Библиотека Onliner: лучшие материалы и циклы статей
Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!
Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!
Перепечатка текста и фотографий Onliner запрещена без разрешения редакции. nak@onliner. by