Атмосферное место под Минском, о котором не напишут в путеводителях. Знали о нем?

02 ноября 2019 в 8:00
Автор: Николай Градюшко. Фото: Максим Тарналицкий

Атмосферное место под Минском, о котором не напишут в путеводителях. Знали о нем?

Автор: Николай Градюшко. Фото: Максим Тарналицкий

Сегодня мы расскажем об интересном месте, широко известном в узких кругах геологов и любителей промышленного туризма. В 40 километрах от Минска среди полей, лесов и дачных кооперативов раскинулся удивительный антропогенный ландшафт. Сверху он отдаленно напоминает метеоритный кратер, в котором копошатся экскаваторы и самосвалы. Это действующий балластный карьер, где добывают сыпучие материалы для строительства железнодорожных путей. Смотрите, каким запечатлел это место наш фотограф Максим Тарналицкий.

Месторождение песчано-гравийных смесей в районе Вязынки было открыто в пятидесятых годах прошлого века, с тех пор и ведется его разработка. Карьер принадлежит Белорусской железной дороге и называется балластным. В железнодорожном хозяйстве слово «балласт» означает минеральный сыпучий материал для верхней части строения пути. Балластный слой обеспечивает устойчивость железнодорожного полотна, не позволяет ему «расползаться» и терять форму под воздействием тяжести составов и погодных условий.

К карьеру удобно подъезжать со стороны деревни Володьки. Машину лучше оставить на краю гравийки и дальше двигаться пешком. На карте мы отметили две точки, откуда можно безопасно обозревать окрестности. Единственный совет — в точке №1 не подходите близко к краю обрыва: грунт в этих местах может быть неустойчив.

В Белорусской железной дороге пояснили: балластный карьер является действующим промышленным объектом, доступ на который посторонним запрещен. Здесь много опасностей: насыпи с неустойчивыми склонами, которые могут обрушиться, технические водоемы, самосвалы и другая работающая техника.

Конечно, это не масштаб Микашевичей, здесь нет похожих на серпантины дорог, нет 65-тонных «БелАЗов» и монструозных шагающих экскаваторов. И тем не менее карьер впечатляет. Диаметр рабочей зоны — около 800 метров. Самосвалы и различные погрузчики кажутся просто букашками на фоне массивных песчаных холмов.

Чтобы понять, как здесь все устроено, достаточно 10 минут понаблюдать за происходящим внизу. Где-то далеко экскаваторы вгрызаются в «стенку» карьера и наполняют кузова самосвалов. Затем грузовики мчатся на сортировочную станцию, где добытая порода разделяется на компоненты.

Очищенный песок попадает на конвейерные ленты и ссыпается в конусообразные кучи. Отдельно складируются щебень и гравий.

Затем по таким же конвейерным лентам материалы подаются на загрузку железнодорожных вагонов. Груженые составы курсируют по специальной ветке между карьером и рудоуправлением, что расположено в районе остановочного пункта «Пралески».

Для каких-то целей в карьере служили и два пассажирских вагона.

Раньше о карьере близ Вязынки знали только местные дачники и немногочисленные «посвященные». С распространением интернета локация пошла в массы. Фотоотчеты стали появляться в ЖЖ и на диггерских форумах. За несколько лет карьер стал своеобразной Меккой промышленного туризма. Но не только грохочущая техника и ландшафт привлекали сюда любопытствующих.

У карьера есть своя достопримечательность — ледниковый конгломерат, памятник геологической истории, обнаруженный в конце 1950-х при разработке месторождения. Это огромная глыба, состоящая из спрессованной гальки, камней и песка. Образование занесено в Беларусь из Скандинавии в эпоху продвижения ледника.

В народе глыбу прозвали «динозавром»: слишком уж похожа была форма на вытянутую из туловища шею. В карьер часто наведывались группы студентов-геологов, да и обычных путешественников, желающих оседлать «динозавра» ради эффектных снимков, тоже хватало.

Еще один известный, но не столь впечатляющий ледниковый конгломерат найден возле поселка Раков. Если вы когда-либо ездили на машине в том направлении, то не могли не заметить глыбу, торчащую из земли прямо у автотрассы. Что интересно, раковский «камушек» с 1988 года является охраняемым государством памятником природы, о чем свидетельствуют табличка и заборчик. А вот его собрат в карьере возле Вязынки почему-то так и не был официально удостоен такого статуса.

К сожалению, в 2015 году ледниковый конгломерат обрушился со своего холма-постамента и рассыпался на куски. С тех пор это место стало не столь притягательным, как прежде.

Где еще погулять в выходные?

Другие места для прогулок ищите здесь

Библиотека Onliner: лучшие материалы и циклы статей

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!

Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. nak@onliner.by