Ровно 10 лет назад новоселы первых двух домов Каменной Горки получили ключи от своих квартир. 16.10.2009 началось заселение нового минского «спальника», снискавшего впоследствии неоднозначную репутацию. В сотканном из типовых многоэтажек районе нашли свое счастье десятки тысяч семей, прежде лишь мечтавших о собственном жилье, и сошлись клином социальные проблемы: перекосы господдержки, чрезмерная плотность застройки, запаздывание инфраструктуры. В этой статье мы рассказываем, какой могла быть Каменка, какой она стала и как может измениться. Ждет ли ее превращение в район-гетто или впереди все только лучшее?
Вначале было рапсовое поле. В 2005 году на его краю появилась станция метро, тремя годами позже сюда пришел МАПИД. И началось.
А ведь изначально Каменная Горка задумывалась отнюдь не безликим «спальником» с высокоплотной застройкой. Архитекторы пытались создать прогрессивный для своего времени район, насыщенный подземными паркингами и зелеными общественными пространствами.
О том, почему этот план не был утвержден, подробно рассказал нам Михаил Гаухфельд, заместитель председателя Белорусского союза архитекторов, в прошлом — главный архитектор «Минскпроекта».
— Каменная Горка должна была стать не похожей на районы, которые строились прежде, — говорит Михаил Львович. — В свое время был проведен конкурс. Победила команда «Минскпроекта» во главе с Ярославом Линевичем. Они предложили квартальную застройку — когда несколько домов образуют замкнутый двор. Дома должны были быть по большей части не типовые, с подземными паркингами. Основную часть машин хотели спрятать под землю, а дворы освободить для отдыха. В центре района — большой парк, и через все пять микрорайонов проектировалась зеленая зона, на которую «нанизаны» детские сады и школы.
Работа была отмечена архитектурной премией, однако реализовать проект, к сожалению, не удалось. Новые подходы в жилищной политике и положения обновленного генплана диктовали совсем иные градостроительные решения. В измененном проекте плотность застройки оказалась выше, а почти все дома представлены небогатым ассортиментом продукции МАПИДа. Строить подземные паркинги под панельными домами оказалось слишком дорого — сделали предварительные расчеты и сразу отказались от идеи. Тогда решили отдать под паркинги коммунальную зону между МКАД и улицей Каменногорской. Только при таком условии нормативы позволяли бы обеспечить район местами для хранения машин.
— Но ведь паркинги так и не были построены…
— Денег нет ни у государства, ни у местных жителей. И это не ошибка архитекторов. В отличие от всех остальных, мы эти ошибки знали заранее и предупреждали о них. Садиков и школ, кстати, в проекте тоже хватало. Но разве вина архитекторов в том, что финансирование «социалки» отстает?
— В советские времена архитекторы также работали с невыразительными типовыми сериями домов. И тем не менее им удавалось придавать новым районам индивидуальный облик. Восток — это дома с мозаиками, Зеленый Луг — удачно вписанная в рельеф застройка. А чем примечательна Каменная Горка? Где здесь запоминающийся художественный образ, архитектурный ансамбль?
— Архитектор выполняет задачу, которую ставит заказчик. Говорить о художественном образе не приходится, когда цель — построить как можно больше недорогого жилья. Сами архитекторы называют районы возле МКАД «панельным кольцом» — силуэт окраин Минска создает фактически один типовой жилой дом. Думаете, нам это нравится?
Само собой, к застройке вдоль главных магистралей предъявляются особые требования. На мой взгляд, неплохо смотрится группа белых многоэтажных домов на улице Притыцкого. А вот размещение там же одноэтажного протяженного торгового центра я не считаю удачным решением. Также весьма сомнительным с точки зрения архитектуры получился квартал, расположенный на улице Притыцкого ближе к МКАД. Вроде бы индивидуальный проект, а смотрится как панельное жилье.
— Каменная Горка — этап в развитии Минска, который уже пройден? Или возможно его повторение?
— В генплане не заложены столь крупные жилые массивы, да уже и нет возможности разогреть строительную отрасль льготными кредитами. Так что Каменную Горку можно рассматривать как пройденный этап. Безусловно, она символизирует целую эпоху, когда государство попыталось удовлетворить потребность общества в жилье социалистическими методами, но на том этапе, когда уже вовсю действовали рыночные механизмы. Пытаться повторить этот опыт, думаю, не стоит.
— Представляете Каменную Горку через 10—15 лет? Гетто или нормальный район?
— Говоря о гетто, стоит понимать, что этот термин пришел к нам из США и Западной Европы. Так называют районы, где селятся мигранты, те слои населения, у которых нет возможности или желания работать. Люди целый день валяют дурака, слоняются по дворам. Со временем такой район становится криминальным. У нас панельные районы — это обычное жилье для всех слоев населения, где подавляющее большинство работает. Разгул криминала в такой среде невозможен.
На моих глазах строились первые микрорайоны Минска. 40—50 лет назад на Орловской — Каховской был лунный пейзаж, а сейчас дворы утопают в зелени. То же было с Серебрянкой 25—30 лет назад. Если удастся достроить всю заложенную в проектах социальную инфраструктуру (а к этому все медленно, но идет), со временем Каменная Горка станет вполне комфортным районом. Она уже стала лучше, чем несколько лет назад, и отношение к ней постепенно меняется. Останется разве что проблема парковки. Ее решение потребует непопулярных мер, к которым общество пока не готово. Это платные места для парковки на всей территории Минска. Только тогда будут востребованы недорогие паркинги, заложенные в каждом проекте. Но жизнь не стоит на месте. Каршеринг, развитие общественного транспорта и другие новшества скоро уменьшат количество частных автомобилей у населения. Это тенденции развития крупнейших городов во всем мире.
В процессе возведения района планы архитекторов пришлось неоднократно корректировать в сторону еще большего уплотнения застройки. Сравнивая детальные планы микрорайонов с картинками из Google Maps, можно увидеть, как место монолитно-каркасных домов занимали панельки, как некоторые участки, зарезервированные для социальной инфраструктуры, отдавались под жилую и административную застройку.
Перед нами уже устаревший детальный план Каменной Горки — 1. Что сразу бросается в глаза?
Что не так с Каменной Горкой — 5?
Наиболее значительные метаморфозы произошли с микрорайонами №2, 3 и 4. Здесь квартальная застройка прослеживается уже не так четко, а местами расположение домов кажется случайным. Вот что обращает на себя внимание в первую очередь:
Что в итоге? Вместо запроектированных 18 детских садов пока построено только 10, вместо 10 школ — 4 и 1 в процессе строительства, вместо 3 поликлиник пока есть 2. Если изначально район проектировался на 70 тыс. человек, то сейчас в результате переуплотнения здесь проживает около 100 тыс.
16 октября 2009 года форумы Каменной Горки взорвались эмоциями. Счастливые новоселы первых двух домов на улице Кунцевщине поздравляли друг друга с получением ключей, интересовались, как скоро можно прописаться, в какой сад устроить детей. Кто-то подсчитывал, в какую итоговую сумму обошелся квадратный метр.
Диалог с одной из веток форума:
— «Окончательная цена — 1 201 000 ($440 по курсу на 16 октября 2009 года. — Прим. Onliner)».
— «И я так хочу…»
— «Мы 27 лет в очереди простояли».
— «Это ж сколько вам было, когда вас на очередь поставили?»
— «Родители стояли, потом я сына родила, разделила с родителями очередь, и автоматически поставили с 1985 года… Так и получилось у меня 24, а родители — 27 ))»
Чудеса социально ориентированного государства: в середине и конце 2000-х обычная семья со скромными доходами за несколько лет на вполне законных основаниях могла построить три квартиры.
Для этого надо было соблюсти три условия: просто стоять на учете нуждающихся около 25 лет, разделить очередь с двумя детьми и проживать в неприватизированной квартире. Дети женились или выходили замуж и на правах молодой семьи строили жилье. Затем свои жилищные условия улучшали родители.
Кредиты лились рекой, дома строились без задержек, новые кооперативы заполнялись, как вагоны на вокзале. Квадратный метр в мапидовской панельке обходился примерно в $400—500 (тогда как рыночная цена на «вторичке» достигала $1300—2000). Молодым семьям выделялся льготный кредит в белорусских рублях под 5% годовых на 20 лет без каких-либо корректировок на инфляцию. А еще полагалась субсидия от государства. Тебе только 25, а уже своя квартира.
По такой схеме свои жилищные условия улучшили десятки тысяч человек. Парадокс: несмотря на рекордные темпы ввода жилья, очередь нуждающихся росла в геометрической прогрессии. Если в 1999 году на учете в Минске стояли чуть больше 100 тыс. семей, то в 2011-м — почти 280 тыс. Для обеспечения их жильем понадобилось бы еще несколько Каменных Горок. И ведь такие планы у градостроителей были! Их реализации помешали постепенное сворачивание программы льготного кредитования и запрет на застройку пахотных земель.
Мы побеседовали с людьми, которые живут в Каменной Горке практически 10 лет. Расспросили их, как менялся район.
— Я разделила очередь на квартиру с родителями, стояла с 1982 года. Когда предложили строиться в Каменной Горке, была счастлива: везде говорили, что район будет семейным, уютным и современным, — рассказывает Елена. — Переехали — кругом стройка, пустыри, тропинка до метро. Ни детских садов, ни магазинов. Все продукты покупала по дороге с работы: рядом с домом ничего же не было. Не подумайте только, что мы ноем, эти трудности воспринимались как должное.
Спустя два года после переезда в семье родился первый ребенок. Повезло, что сына приняли в соседний с домом детский сад. Детей, которые стали на очередь чуть позже, «каменногорцы» возили в Кунцевщину, в окрестности станций метро «Спортивная» и «Пушкинская». Соседние районы с их давно сложившейся инфраструктурой еще долго выручали новоселов.
— И до сих пор выручают. Сколько садов у нас появилось, а мест все равно на всех не хватает. Младшая дочь пошла в этом году — в группе 31 ребенок. Бедные воспитатели и бедные дети. В школах такая же загрузка, — говорит Елена. — В районе появились детская и взрослая поликлиники, но наш квартал по-прежнему относится к Кунцевщине. Врачей там маловато. Хочешь талон к терапевту — ближайший только на следующую неделю.
Елена вспоминает, как в первые дни после выдачи ключей в доме происходили странные вещи. Кто-то прошелся с первого по девятый этаж и выкрутил все светильники. Затем кто-то пытался поджигать кнопки звонков и даже двери в квартиры.
— Мы решили положить этим выходкам конец и за свои деньги установили камеры видеонаблюдения на каждом этаже. Стало спокойнее. Вообще, есть понимание, что вот это наша зона ответственности и мы должны беречь то, что имеем. В то же время кто-то считает, что все наши проблемы должен решать ЖЭС. Но у мастеров ЖЭСа часто все делается по принципу «тяп-ляп — и готово». Был как-то случай: оставили заявку в службе «115» на ремонт деревянного детского комплекса во дворе. А они вместо того, чтобы починить, демонтировали его и установили взамен какую-то дешевую железную горку. Запрос выполнен — радуйтесь жизни.
Несмотря на все минусы нового района, Елена признается, что любит Каменную Горку.
— Потому что свое, уже родное. А трудности — они временны, — оптимистично рассуждает собеседница.
Александр получил ключи в конце 2009 года и тоже хорошо помнит то время, когда, кроме нескольких панелек, в районе не было абсолютно ничего.
— Это не пугало, всегда спасала машина. Район нравился из-за расположения: и метро рядом, и МКАД. Мы тоже возили дочь в детский сад на «Спортивную». Теперь стало попроще, хотя еще пару садов и школ району не помешают, — говорит мужчина. — А вообще, пора уже браться за благоустройство во дворах. Сейчас больше напрягают эстетические моменты: эти прутики вместо нормальных деревьев, неразумно спроектированные пешеходные связи. Ну и вызывает опасение вопрос дальнейшего уплотнения застройки. На месте дома быта по соседству с нами влепили семиэтажное офисное здание.
По мере заселения все новых и новых домов Каменная Горка стала пользоваться не самой лучшей репутацией. Кто-то тихо завидовал льготникам, кто-то ненавидел и выплескивал негатив на форумах. Вспомним 2011 год. Доллар прибавлял каждый день, цены на продукты росли. На фоне общей нервозности и обнищания очередники получали почти бесплатные квартиры, часть из которых спустя несколько дней всплывали в базах данных аренды и продажи. Такие факты обнажали все несовершенство действующей системы государственной поддержки, которая уже очень скоро подверглась давно назревшим жестким реформам.
Народная молва формировала негативный образ района и его новоселов. Нарицательным стало выражение «каменногорский льготник» — падкий на халяву выходец из провинции, живущий по принципу «Мне все должны».
Таков лирический герой зажигательного клипа, разлетевшегося в 2015 году по соцсетям и сайтам. Наш форумчанин Furious13 вошел в образ «понаехавшего» жителя Каменной Горки и иронично пропел о проблемах молодого района, которые были у всех на слуху.
Одной из проблем стал вандализм, достигший в Каменной Горке невиданных прежде масштабов. Спустя год-другой после выдачи ключей некоторые новостройки требовали ремонта. В этом мы убедились, когда в 2014 году решили проверить, в каком состоянии находятся подъезды. Самое неприятное впечатление тогда оставили лестничные марши 19-этажек. Расписанные нецензурщиной стены, мазня, пятна на полу, заплеванные двери, вырванные выключатели и доводчики. Что изменилось за пять лет? На днях мы прошлись по тем же адресам и захватили новые.
Налибокская, 35, Неманская, 16, Каменногорская, 32, Кунцевщина, 19… Изменений — минимум. Где-то мазню закрасили, где-то нет. Но в целом все как раньше. Засохшие пятна и тошнотворные запахи по-прежнему говорят о том, что лестницы в высотках убираются хорошо если несколько раз в году. А впрочем, могло ведь быть и хуже.
Конечно, по приведенным выше фотографиям нельзя делать вывод о состоянии всех домов в Каменной Горке. Большинство подъездов еще сохраняют свой товарный вид, а во многих жильцы сами положили плитку, перекрасили стены, заменили почтовые ящики. Проблемными остаются в основном высотки, где велик процент социального жилья.
Как нам кажется, свой кризис Каменная Горка преодолела еще несколько лет назад. За это время район не стал престижным, но и депрессивной окраиной его уже не назовешь. Социальная инфраструктура слегка подтянулась. Открылись новые школы, сады, поликлиники, гипермаркеты, пришли Zara и NewYorker… Вероятно, следующей потребностью станет более комфортная среда. Опыт «Новой Боровой» убедительно доказывает, что даже типовые панельки и их дворы могут выглядеть стильно и современно. Так, может, недалек час, когда архитекторы займутся апгрейдом Каменной Горки и серый спальник расцветет?
Этим летом молодые урбанисты, дизайнеры и архитекторы разработали несколько идей, как сделать лучше небольшой фрагмент застройки на улице Неманской. Проекты касались участка улицы с проезжей частью, междворового пространства и двора.
Сейчас улица используется в основном для транзитного движения машин и пешеходов. Урбанисты назвали свою концепцию «Улица-липучка». Они предлагают заузить проезжую часть, создать велодорожку и увеличить пешеходную зону, на которой по принципу «шведского стола» будут расположены различные объекты притяжения. Это могут быть зоны отдыха, скейт-парк, кофейные киоски, небольшой амфитеатр и так далее.
Между дворами расположены парковки и никак не используемые пустыри. Выглядят они как-то так.
А вот что может получиться. Пешеходная зона с различными покрытиями, площадка для скейтбординга, участок с навесом. Не совсем, правда, понятно, куда делись машины.
Во дворе урбанисты долго наблюдали за поведением детей и взрослых и пришли к нескольким выводам. Первый — площадки используются не так, как должны: волейбольная пустует, а в мяч играют там, где стоят выбивалки для ковров. Второе — занятие по интересам во дворе могут найти только дети детсадовского возраста. Задача — сделать так, чтобы всем жильцам было комфортно. Для этого надо создать разнообразные места для общения — небольшие беседки для одного-двух человек, лавочки, рельеф позволяет обустроить даже амфитеатр. На месте волейбольной площадки предлагают повесить гамаки. Еще одно решение — общественные огороды в специальных кашпо (как в «Новой Боровой»).
— На примере этого двора мы увидели, что в Каменной Горке, как ни странно, хватает неиспользуемого пространства, которое можно преобразовывать. В то же время одна из основных проблем заключается в том, что многих местных жителей абсолютно устраивает нынешнее положение вещей. Взрослые говорят, что все и так в порядке, а запрос на нечто новое исходит в основном от детей, — делится выводами одна из организаторов летней школы Минской урбанистической платформы Илона Эльяшевич.
Председатели товариществ собственников поддерживают урбанистов, но о финансировании речь пока не идет. Предстоит более плотно пообщаться с жильцами, лучше узнать, чего они хотят и на что готовы.
— Конечно, очень хочется, чтобы в Каменной Горке появился пример того, каким должен быть современный двор, способный объединять жильцов, — говорит Илона. — Думаю, даже одного примера будет достаточно, чтобы вдохновить многих людей на реализацию их собственных идей.
Читайте также:
Библиотека Onliner: лучшие материалы и циклы статей
Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!
Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!
Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. va@onliner.by