В Беларуси есть множество необыкновенных мест, где каждому из нас стоит побывать хотя бы раз в жизни. В поисках прекрасного и небанального мы продолжаем бороздить просторы родной станы и прокладывать маршруты выходного дня. Со смартфоном Huawei P30 Pro мы снова берем курс на запад и едем смотреть древние храмы, боевые казематы, заброшенные шляхетские усадьбы и призрачную усыпальницу. Маршрут длиной в 690 километров рассчитан на два дня, но если обойтись без долгих остановок, можно управиться и за день.
Куда мы ездили раньше:
Координаты: 53°20′5.9″, 26°21′53.6″
В деревушке Ишколдь на границе Брестской и Минской областей стоит храм, похожий на небольшую крепость. Это не просто храм, а машина времени, связывающая наши дни с эпохой Франциска Скорины. Знаменитый первопечатник родился в 1470 году, а костел в Ишколди был освящен в 1472-м. И самое удивительное, что за всю свою историю здание не перестраивалось и сохранило облик до наших дней. Правда, раньше фасад был каменный, а сейчас оштукатурен и выкрашен в белый цвет. Официально Троицкий костел в Ишколди считается самым старым из не подвергшихся перестройкам храмом на территории Беларуси.
Вблизи костел кажется очень массивным и неприступным, что роднит его с оборонительными храмами Западной Беларуси. Знатоки архитектуры относят его к поздней средневековой готике. В пластике фасада на это указывают вытянутые оконные проемы, динамичный щит крыши с арочными нишами и фигурные контрфорсы.
На протяжении столетий храм переходил от одной конфессии к другой. Построен он был как католический костел, во второй половине XVI века по приказу Николая Радзивилла Черного приспособлен под кальвинистский собор, в 1641 году вновь возвращен католикам. После подавления восстания Кастуся Калиновского, как и многие католические храмы на территории Беларуси, Троицкий костел был переделан под православную церковь. Когда Ишколдь перешла в состав Польши, храм снова стал католическим. В самом конце 1960-х советская власть запретила проводить здесь богослужения. Многие прихожане хорошо помнят то время.
— Костел хотели превратить в зерносклад. Но местные жители живым щитом пошли на грузовик с зерном. Их отгоняли, били, а они ложились под колеса. Водитель остановился: «Не могу давить людей». В конце концов костел просто закрыли и опечатали, лет десять он так стоял, а потом его нам вернули, — рассказала одна прихожанка.
Память о тех событиях запечатлена на одном из витражей, где изображен грузовик и лежащие на его пути люди.
Благодаря тому, что в советские времена храм не перепрофилировался, его убранство неплохо сохранилось до наших дней. Внутри царит какая-то особенная, домашняя атмосфера.
— Нам тоже очень нравится. Всегда здесь спокойно. Придешь — и отдыхаешь душой, — говорит прихожанка. — Жаль только, старый орган уже не играет.
Координаты: 53°15′5.7″, 26°04′42.7″
Ухабистая грунтовка ведет через поле и лес. Внезапно на опушке возникает массивный бетонный постамент с тремя крестами и орлом. Откуда взялся здесь этот странный памятник, что он означает?
В первой половине прошлого века центральная часть Беларуси с севера на юг была прошита фортификационными сооружениями. Что-то строили немцы еще в Первую мировую, что-то — поляки, от Красной армии осталась «Линия Сталина». Монумент с орлом близ деревни Старые Войковичи Барановичского района расположен у бывших огневых позиций боевой группы «Крепость», где до 1939 года базировалась польская армия.
Существует две версии происхождения монумента с орлом. По одной из них, он посвящен погибшим здесь в 1916 году немецким солдатам. По другой — три креста символизируют три польских похода на восток.
Боевые казематы группы «Крепость» находятся примерно в ста метрах от монумента. В Первую мировую здесь появились два немецких пулеметных дота, соединенные траншеей. В 1930-х годах, когда территория западной Беларуси входила в состав Польши, огневая позиция была модернизирована поляками. Инженеры увеличили толщину стен, усовершенствовали амбразурные узлы, связали огневые доты подземной потерной.
В те годы поляки развернули масштабное фортификационное строительство вдоль своих новых границ с СССР, закрепленных Рижским миром. Огневые рубежи в районе Барановичей, к которым относилась и группа «Крепость», имели стратегическое значение, поскольку преграждали врагу (а врагом на данном направлении могла быть только Красная армия) дорогу к Варшаве.
На стене одного из казематов сохранилась надпись по-польски Twierdzą nam będzie każdy próg («Крепостью нам будет каждый порог»). Это строчка из патриотической песни «Клятва».
Внутри холодно и сыро, по стенам бегают пауки. Боевой каземат представляет собой тесное помещение с тремя огневыми точками. Перед амбразурами расположены специальные бетонные выступы, на которых стояли станки пулеметов. Броневой колпак для наблюдения за обстановкой не сохранился, осталась только шахта, ведущая к нему.
Казематы соединены узким подземным коридором, тянущимся метров на 15. Пригнув голову, по нему можно пройти и сегодня.
В боевых действиях казематы группы «Крепость» участия не принимали. В сентябре 1939 года Польша бросила все силы на отражение гитлеровской атаки, ослабив восточную границу. Пройдя укрепрайон, Красная армия не встретила вооруженного сопротивления.
Сегодня бывшие огневые позиции группы «Крепость» захвачены мхом и буйной растительностью. Земля вокруг испещрена ямами — следы пребывания черных копателей. Памятник немецко-польской фортификации находится в полном забвении.
Координаты: 53°01′30.5″, 26°19′23.7″
Лес, поле, комбайны, аисты. И вдруг — пронзительная готика. Руины костела — такова первая ассоциация при виде родовой часовни-усыпальницы Рейтанов, расположенной в километре от деревни Грушевка Ляховичского района.
Эти места связаны с жизнью и смертью выдающегося политика, дипломата и философа Великого Княжества Литовского Тадеуша Рейтана. В Польше он национальный герой, а в Беларуси, к сожалению, почти забыт. Шляхтич Тадеуш Рейтан прославился тем, что препятствовал первому разделу Речи Посполитой. Будучи депутатом так называемого «разделительного» сейма в Варшаве, он выступал в защиту независимости своей страны, а когда все средства аргументации были исчерпаны, заблокировал депутатам выход из зала — лег в проходе со словами «Убейте меня, не убивайте отчизну!». Отчаянный жест шляхтича изменить ничего не смог, но его имя стало легендой и символом патриотизма в Речи Посполитой. Рейтана ставили в один ряд с Тадеушем Костюшко.
До окончательной гибели своей родины пан Тадеуш не дожил. Он умер в 1780 году в своем имении в Грушевке и был похоронен в костеле в Ляховичах. Позже его останки были перезахоронены в родовой усыпальнице Рейтанов, построенной в 1910 году в стиле неоготики.
Усыпальница была накрыта черепичной кровлей, над которой возвышалась башенка. Вытянутые оконные проемы были украшены витражами. К сожалению, в первой половине века часовня лишилась большей части своей красоты. От внутреннего убранства ничего не осталось, алтарь был уничтожен, саркофаги несколько раз разворовывались мародерами.
Невозможно без горечи смотреть на нынешнее состояние некогда величественной часовни, где покоился прах выдающегося земляка. Усыпальница давно заброшена, в сводах потолка зияют дыры. Несмотря на это, внутри достаточно чисто, стоят ритуальные лампадки. В болоте забытья и безразличия кто-то еще хранит память о Рейтанах.
Если история этих мест вас заинтересует, после осмотра усыпальницы можно подъехать в Грушевку, где сохранился деревянный усадебный дом Рейтанов конца XIX века. Попасть внутрь сегодня нельзя, остается только бродить вокруг и размышлять о прошлом.
Координаты: 53°01′39.5″, 25°48′58.8″
В Барановичском районе есть деревня с красивым названием Павлиново. Экскурсионные автобусы сюда не заезжают, потому о здешней усадьбе в стиле неоготики, больше похожей на дворец, знают лишь немногочисленные путешественники. Они подтвердят: место стоит того, чтобы побывать здесь хотя бы раз.
Откуда такое странное название — Павлиново? Имение приобрел Ян Бохвиц (сын известного философа Флориана Бохвица) и назвал в честь своей матери Павлины Маевской. В молодости шляхтич участвовал в Крымской войне, а также в народно-освободительном восстании Кастуся Калиновского, за что был приговорен к смертной казни и заключен в Динабургскую крепость (город Даугавпилс в Латвии), но после был помилован. Вернувшись на родину, посвятил себя садоводству и развитию родовых поместий.
В Павлиново Бохвиц разбивает чудесный пейзажный парк и возводит в 1906 году усадьбу-дворец в неоготическом стиле. Рядом с домом располагались хозяйственные постройки: конюшня, флигель, ледовня.
Схожесть с дворцом усадьбе придают декорированные башенками углы и ступенчатые ризалиты, вытянутые оконные проемы. Левое крыло раньше служило каплицей и было дополнено увенчанной крестом башней, от которой сегодня ничего не осталось.
Просторные комнаты и залы усадьбы в советские времена были перепрофилированы в больничные палаты — долгие годы здесь действовал военный госпиталь. Внутреннее убранство сильно пострадало, но еще больший вред нанесли мародеры, зачастившие сюда после закрытия госпиталя в 1995 году.
Еще пару лет назад здесь царили тлен и безысходность. Сейчас здание реставрируют. К сожалению, не без элементов евроремонта в виде пластиковых окон и дверей.
Противоречивые чувства возникают при виде подобного преображения памятников истории: с одной стороны, ремонт спасет от дальнейшего разрушения, с другой — разве за слоями новой штукатурки и пластиковыми окнами не исчезает то немногое, что составляет очарование таких мест?
Координаты: 53°07′23.0″, 25°09′27.1″
В предыдущих поездках мы уже посещали древние белорусские храмы оборонительного типа в Камаях и Мурованке. Еще один редкий экземпляр, относящийся к данному типу сооружений, находится в деревне Сынковичи Зельвенского района — церковь Святого Михаила. Издали она напоминает замок средневекового феодала, а вблизи потрясает еще больше.
Возможно, церковь-крепость в Сынковичах — старейшая среди подобных ей на территории Беларуси. По некоторым данным, она была освящена в 1407 году, другие источники наиболее вероятным временем строительства называют конец XV — начало XVI века.
Пережив не одну войну и несколько ремонтов, церковь сохранила свою самобытную архитектуру, сочетающую элементы средневековой готики и романской архитектуры. Мощный западный фронтон расчленен на несколько ярусов декоративными нишами. С восточной стороны основной объем здания дополнен тремя полукруглыми апсидами. Оборонительный характер сооружения подчеркивают четыре башни, расположенные по углам церкви.
Единственная деталь, которая выбивается сегодня из цельного архитектурного облика, — это позолоченный купол, появившийся не так давно на колокольне. На наш взгляд, своим блеском и новизной он отвлекает внимание от шедевра древнебелорусского зодчества.
Винтовые лестницы ведут на чердак, где размещается главный оборонный ярус. По периметру трех фасадов стены прорезаны бойницами и машикулями (отверстия, предназначенные для вертикального обстрела штурмующего стены противника).
С 1926 года храм принадлежал католикам, после войны его использовали как склад, и лишь в конце 1980-х здесь вновь обосновался православный приход.
Координаты: 52°56′48.2″, 24°22′43.3″
Следующий пункт нашего маршрута — усадьба Бутовт-Андрейковичей «Богуденки» в поселке Порозово — представляет собой шедевр деревянного зодчества. Большой особняк в закопанском стиле был построен в конце XIX — начале XX века и дошел до нас практически в первозданном виде. Это ли не чудо!
В окружении парка усадьба выглядит очень живописно. Центральный вход оформлен крыльцом с четырьмя колоннами, которые держат мансарду. Боковые фасады дополнены двухэтажными башенками, фасад со стороны парка украшен гранеными эркерами. Выкрашенные в белый цвет рамы окон и балясины удачно контрастируют с темно-зелеными стенами дома.
После войны в бывшей усадьбе располагалась Порозовская горпоселковая больница. В 2002 году больница закрылась, здание даже перестали протапливать, что не лучшим образом сказывалось на состоянии памятника архитектуры. В комнатах начала отваливаться штукатурка, стены прогнивали насквозь.
Сейчас внутрь попасть нельзя. Остается только рассматривать фотографии, сделанные несколько лет назад. Впрочем, любоваться особо нечем: дошедший до наших дней интерьер сохранил лишь тень былого убранства.
Районные власти пытались отдать здание местному фермерскому хозяйству — ничего путного не вышло. Затем усадьбу продали на аукционе бизнесмену, имевшему грандиозные планы по ее реконструкции. Пока до реального восстановления дело так и не дошло.
Координаты: 53°07′24.1″, 24°20′38.8″
Еще один впечатляющий древний храм с почти пятисотлетней историей находится в деревне Гнезно Волковысского района. Годом его основания считается 1524-й. Костел сочетает в себе позднюю готику и ренессанс и примечателен восьмигранной башней, весьма нетипичной для белорусского зодчества. А еще здесь необыкновенно низкая входная дверь, как в старых деревенских избах, — взрослому человеку невозможно зайти внутрь, не пригнувшись. Вероятно, это связано с тем, что строительство велось во времена, когда подобные сооружения были призваны отражать нападения извне — внутрь храма нельзя было заехать верхом.
За свою историю костел несколько раз перестраивался и видоизменялся, подвергался обстрелам, горел и снова восстанавливался. Храм пострадал во время Северной войны и войны 1812 года. В память о тех неспокойных временах в стену главного фасада вмонтировано пушечное ядро.
Открывая нам двери, ксендз Роман снимает туфли в притворе:
— Вы не разувайтесь, пожалуйста, а я иначе не привык.
От ксендза мы узнали, что примерно с 1961 по 1989 год костел был закрыт. По документам он значился как зерносклад, на самом же деле просто стоял все это время на замке.
— В 1961 году сюда приехали люди из Минска и забрали в коллекцию Национального художественного музея старинные деревянные скульптуры апостолов и ангелов — всего 24 элемента. Видимо, они представляли исключительную ценность, — рассказывает нам ксендз. — Прихожане пытались спасти то немногое из утвари, что оставалось. Крапильницу нашу закопали где-то в лесу и вернули на место в 1989 году, когда возобновились богослужения.
Костел не имеет характерных сводов и перекрыт плоским деревянным потолком. Дело в том, что за годы бездействия крыша пришла в полную негодность, в ходе ее ремонта в 1989 году и был смонтирован новый потолок. Постепенно возвращалась утварь, но скульптуры так и остались в Минске. Их копии, которые сегодня можно видеть внутри храма, были созданы в 1994—1995 годах.
Если в момент вашего приезда костел будет закрыт, позвоните в кирпичный дом, что справа от апсиды. Там живет ксендз Роман. Думаем, он с радостью проведет для вас экскурсию и расскажет немало интересных историй.
— В этом году костелу исполняется 495 лет, — говорит на прощание настоятель. — 29 сентября в 15:00 состоится торжественное богослужение. Приезжайте, если будет возможность.
Координаты: 53°10′5.9″, 24°14′37.5″
Белорусы хорошо знают великолепный костел в Гервятах. А слышали ли вы когда-нибудь о похожем на него костеле в деревне Шиловичи Волковысского района? Оба храма возведены в начале XX века в стиле неоготики, оба входят в число самых высоких на территории Беларуси и поражают своей грандиозностью.
Стрельчатые окна, контрфорсы — готика предстает перед нами во всей своей красе. По примеру парижского Нотр-Дама боковые стены костела подпирают изящные арки — они называются аркбутаны. Для Беларуси такие арки — большая редкость, встречаются только в Шиловичах и Гервятах.
Костел был построен в 1907—1914 годах. Его высота составляет 55 метров (почти как две девятиэтажки). Во время Второй мировой войны использовался немцами как наблюдательный пункт и был поврежден при обстрелах. Об этом нам рассказала одна из прихожанок. После войны храм остался действующим, но в 1959 году все же был закрыт и приспособлен под склад. Здание вернулось католической церкви только в 1989 году.
От былого убранства осталось не так много старинной утвари. Но интерьер все равно впечатляет своей торжественной атмосферой и высокими сводами.
Этим летом вместе с Huawei P30 Pro мы открываем для себя красоту Беларуси. По данным DxOMark, Huawei P30 Pro признан смартфоном с лучшей камерой в мире, поэтому он точно подходит для путешественников. Huawei P30 Pro имеет серию цветов Aurora и Breathing Crystal. Помимо модного дизайна, смартфон оснащен мощными функциями 50-кратного зума, съемки в условиях слабого освещения, двойного видео и сверхширокоугольного объектива.
Наш канал в «Яндекс.Дзен»
Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!
Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!
Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. at@onliner.by